Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночные субъекты инновационной деятельности






Мы знаем что организации могут самостоятельно осуществлять инновационную деятельность, есть организации которые не способны самостоятельно создать инновацию поэтому подключаются стадии ее диффузии. Учитывая время привлечения к инновационному процессу и подход к выбору инноваций рыночные субъекты разделяют на четыре категории: эксплеренты, патиенты, коммутанты и виоленты.

Рис. 1. Сегменты рынка для различных форм инноваторов

Условные обозначения:

А-А — стандартный бизнес;

Б-Б — специализированный бизнес;

1 — сегмент виоленты;

2 — сегмент эксплеренты;

3 — сегмент коммутанты;

4 — сегмент патиенты.

 

Эксплеренты. компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств. Это маленькие инновационные фирмы - " первые ласточки". Особенность эксплерента состоит в том, что их инновационный потенциал включает в основном интеллектуальные ресурсы, исследовательские отделы и конструкторские бюро с помощью которых разрабатываются инновационные продукты. Финансового и материально-технического обеспечения эксплеренту не хватает, поэтому осуществить продвижение своей разработки он не в состоянии. Эксплеренты - это фирмы-новаторы, осуществляющие начальные этапы инновационного процесса. Внедряя принципиально новые продукты, эксплеренты получают сверхприбыль за счет высокой наукоемкости продуктов и являются пионерами вывода их на рынок. Но такие фирмы нуждаются в финансовой поддержке. Если помощь предоставляется, то происходит стремительное развитие эксплерента. Эксплерент превращается в виолента.

Патиенты. - компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок, выискивая недоступные для них сферы деятельности, наделяя товар или услугу уникальными свойствами. Их товары или услуги эксклюзивные, высококачественные и дорогие. Патиент занимает узкую рыночную нишу и обслуживает нестандартных потребителей. Это могут быть крупные, малые и средние фирмы.

Патиенты носят название " хитрые лисы". Оно точно характеризует их приспособительную инновационную политику. Фирма - патиент создает продукт со специфическими характеристиками. В силу уникальности инновационного продукта, конкуренция в занимаемом ею сегменте невысока, а это создает дополнительные преимущества. сильно зависит от рыночной конъюнктуры, сущ-ет опасность ее поглощения виолентом.
3. Коммутанты. Они используют инновации, созданные другими, предоставляя им индивидуальные особенности, приспосабливаясь к нуждам конкретного клиента. Такие рыночные субъекты повышают потребительскую ценность товара не качеством (как патиенты), а благодаря индивидуализации. Повышенная гибкость комутантов (за что они получили прозвище «серых мышей») дает им возможность выдерживать конкурентную борьбу. Их роль заключается в содействии диффузии инноваций. Их деятельность в основном связана с производством легальных копий продуктов известных компаний, а также предоставление услуг по послепродажному сервису инновационных продуктов.

Виоленты. Крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой. Деятельность виолентов ориентирована на массовый рынок и удовлетворяет массовые, стандартные потребности. Виоленты обладают высоким инновационным потенциалом, что позволяет им благодаря наличию свободных финансовых средств, научных разработок и материально-технических средств, с одной стороны, разработать новшество, а с другой стороны, освоить в производстве и осуществить его коммерциализацию, в основном инновации направлены на удешевление производства. За счет низких цен и среднего качества фирма всегда конкурентоспособна.

На начальном этапе виолент является " гордым львом". Компания активно развивается в выбранном перспективном направлении. С течением времени развитие виолента замедляется, в его положение на рынке стабилизируется, " гордый лев" переходит в стадию " могучего слона". Эта фирма, обладающая широко развитой инфраструктурой, сетью филиалов. Наличие ресурсов и устойчивая конкурентная позиция позволяют " могучему слону" осуществлять инвестирование различных перспективных направлений. Последняя стадия развития виолента - " неповоротливый бегемот". Компания превращается в него из-за чрезмерной диверсификации своей деятельности. Появляются убыточные бизнесы, фирма теряет устойчивость. Фирмы виоленты могут выступать в инновационном процессе в качестве новаторов, инвесторов и инноваторов.

Словари определяют «новацию» как новшество, которого не было ранее, — новое теоретическое знание, метод или принцип, а «инновацию» — как внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Для успешного внедрения даже самого гениального изобретения необходимо согласованное действие двух персонажей: новатора и инноватора — того, кто изобретает или открывает, и того, кто коммерциализирует, создает из новации рыночный продукт с целью получения прибыли.

Такая классификация организаций условна, поскольку они реализуют преимущественно не один вид продукта, и стратегия относительно каждого из них разная.

 

Однако существуют фирмы, которые создают радикальные инновации, усматривая в этом способ получения сверхприбыли через вывод на рынок отсутствующего на нем продукта. За склонность к риску они получили название венчурных.

Венчурные (англ. ventureрисковать) фирмыпреимущественно малые предприятия в прогрессивных с технологической точки зрения областях экономики, которые специализируются в сферах научных исследований, разработок, создании и внедрении инноваций, связанных с повышенным риском.

Венчур бывает внешним и внутренним.

Внутренний венчур это не самостоятельные, а действующие в рамках крупных корпораций — внутренние или дочерние фирмы. обладает высокой степенью самостоятельности, ему предоставлено право рисковать в выборе направлений НИОКР, методов их организации, освоения и т. д. Являясь небольшой по размерам фирмой, внутренний венчур сохраняет все основные преимущества: организационную гибкость, оперативность в принятии решений, мобильность в управлении ресурсами и персоналом. Вместе с тем при всей самостоятельности (внутренний венчур действует на условиях полного коммерческого расчета), всегда может рассчитывать на финансовую, научно-техническую, кадровую и другую помощь материнской корпорации.

Внешний венчур является мобильной временной независимой малой компанией, занимающейся инновациями занимается привлечением средств для осуществления рисковых проектов через пенсионные фонды, средства страховых компаний, накопления населения, средства государства и других инвесторов.

Такие организации наиболее распространены в наукоемких областях экономики. Эти организации являются генераторами принципиально новых идей, на основе которых происходят мощные научно-технические сдвиги.

Как свидетельствует практика развитых стран, 20% венчурных фирм становятся корпорациями, 60% - поглощаются большими корпорациями, а еще 20% - распадаются.

В Украине к венчурным фирмам относят преимущественно компании, образованные научно-техническими работниками бывших научно-исследовательских институтов.

Развитие венчурного бизнеса в Украине, вопреки большому количеству ученых, научных школ, учебных заведений, лабораторий, осложнено многими проблемами, связанными с экономической нестабильностью, дефицитом финансовых средств; отсутствием четкой государственной политики содействия развития венчурного бизнеса, а также экономической заинтересованности большинства хозяйственных субъектов в реализации принципиально новых разработок, нововведений высокого технико-экономического уровня; неразвитостью рынка ценных бумаг; высокими процентами за кредит.

Венчурное финансирование (англ. venture finance) — рисковое предпринимательство, направленное на использование технических и технологических новшеств, научных достижений, ещё не используемых на практике. Такой вид финансирования связан с большим риском неполучения доходов по инвестициям. Венчурным бизнесом чаще всего занимаются малые предприятия, организованные, в основном, при наукоёмких областях производства, разработчиках новых технологий, научных исследований.

Сформировался он впервые в современном виде в Кремниевой долине в США, и оттуда постепенно распространился с национальными отличиями по всем развитым и крупным развивающимся странам

Венчурный фонд (англ. venture — рискованное предприятие) — инвестиционный фонд, ориентированный на работу с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или доли предприятий с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Как правило, 70-80 % проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20-30 % окупает все убытки.

Старта́ п или старта́ п-компа́ ния (от англ. start-up — запускать) — компания с короткой историей операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно, находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков. Термин стартап применяется для всех отраслей экономики.

Посевные инвестиции – это самый рисковый тип венчурных инвестиций. Как правило, венчурные инвестиции осуществляются в те проекты и бизнесы, которые уже могут самостоятельно зарабатывать и имеют конечный продукт. Что касается посевных инвестиций, то они осуществляются на более ранней стадии, когда есть идея, есть команда и технология, но до продукта (даже в виде прототипа), а тем более готового бизнеса дело еще не дошло. Большинство венчурных фондов не хотят рисковать и готовы сотрудничать на стадии, когда команда разработчиков уже способна самостоятельно зарабатывать на своём продукте и необходимо " раскручивать" бизнес. Поэтому наличие посевных фондов, когда проект может получить деньги еще на этапе разработки, очень важно для становления инновационного сектора экономики.

Второй составляющей рынка инвестиций на этапе стартапов являются бизнес-ангелы. Если венчурные фонды, как правило, предпочитают вложения в проекты со средней степенью риска (типичная инвестиция — 1-5 млн. дол. в проект), то бизнес-ангелы, в основном, сосредотачивают свою деловую активность на вложения в компании на самой ранней стадии развития (50-300 тыс. дол. в проект) и, как следствие, более рискованных инвестициях.

Бизнес-ангел — частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале (обычно блокирующий пакет, а не контрольный).

«Ангелы», как правило, вкладывают свои собственные средства в отличие от венчурных капиталистов, которые управляют деньгами третьих лиц, объединёнными в венчурные фонды. Небольшое, но растущее число бизнес-ангелов образуют сети, или группы, чтобы совместно участвовать в поиске объектов инвестиций и для объединения капиталов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.