Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые факторы успеха инновационного развития






По результатам анализа опыта ряда стран можно выявить ряд факторов успеха и определить роль государственной политики, благодаря которой стало возможным инновационное развитие.

Одним из основных факторов успеха британской инновационной политики стала ориентация на частную инициативу. В отличие от многих других стран, ведущая роль в инновационном развитии Великобритании принадлежит не государству: инновационная стратегия страны нацелена, прежде всего, на развитие спроса на инновации, практикуется региональный подход к инвестициям.

В Ирландии, хотя частный сектор является основным генератором инноваций, именно государство формирует основные условия инновационного развития. Успех ее национальной инновационной системы может быть описан тремя основными компонентами: включение Ирландии в мировую финансовую систему, которое привело к значительному росту иностранных инвестиций в экономику страны и приходу транснациональных корпораций; создание инновационных «очагов» развития на основе участия страны в международном движении технологий и различных формах международной информационно-технологической кооперации; повышение качества человеческого капитала за счет иммиграции в страну квалифицированных специалистов (в основном бывших эмигрантов).

В Дании исторически ключевую роль в создании условий для новых технологий играл государственный сектор. Важными факторами успеха инновационного развития Швейцарии стала, во-первых, последовательность осуществляемой инновационной политики. Во-вторых, значительную роль сыграла ее международная ориентация: серьезное внимание уделяется поддержке национальных инновационных предприятий в международных исследовательских программах.

В Норвегии поддержка фундаментальных исследований в институтах и университетах является одним из главных приоритетов норвежской инновационной политики. Бесплатное образование делает возможным поступление в ведущие университеты и колледжи детей из отдаленных регионов и малоимущих слоев населения. В то же время, практика пожизненного образования позволяет увеличивать квалификацию работников на протяжении всей жизни.

Основными факторами успеха в Нидерландах стала выборочная поддержка ведущих инновационных регионов, а также развитый научно-образовательный комплекс, который включает в себя систему поддержки студентов, систему трансфера технологий в научном секторе, развитую сеть научных университетов с государственным финансированием. В Испании основную роль в инновационном развитии играет активизация взаимодействия между государственными и частными структурами.

В Израиле источником кадров и технологий, из которого возникла израильская хайтек-индустрия, стала оборонная отрасль. Большое внимание в Израиле исторически уделялось проблеме внедрения новых технологий в производство. Также израильтяне перенимали опыт управления капиталом у международных инвесторов в ходе программы Yozma, которая сыграла решающую роль в становлении института венчурных инвестиций в Израиле. Важную роль сыграла и сфера научной кооперации, которая является одним из центральных звеньев, связывающих Израиль с еврейской диаспорой в различных частях мира.

Быстрое успешное инновационное развитие Южной Кореи стало возможным благодаря активному заимствованию зарубежных технологий и грамотной патентной политике. Важную роль «экономическом чуде» Кореи сыграли крупные финансово-промышленные группы (чеболи), которые в течение многих лет являлись основой развития национальной экономики.

Одним из факторов успешного развития американской инновационной системы считается последовательное создание условий и целенаправленные меры по поддержке предпринимательства.

Существенные успехи Таиланда в повышении конкурентоспособности своей продукции и привлечении иностранного капитала, наблюдаемые в последнее десятилетие, объясняются, в первую очередь, целенаправленными шагами правительства по развитию производственной инфраструктуры и бизнеса.

Главными факторами успеха Бельгии в инновационном развитии стали сбалансированная региональная инновационная политика и продуманная система финансовой поддержки инновационной деятельности.

Успеху Австрии на пути инновационного развития способствовали структурные программы поддержки, которые принимались в целях организации кооперации высокотехнологичных предприятий без жесткой привязки к конкретным технологическим направлениям. Кроме того, в стране хорошо развито сотрудничество между высшими профессиональными училищами и малыми и средними предприятиями в сфере создания и внедрения инновационных разработок. Успешно развивается сеть технопарков, которые создают оптимальные условия для развития предприятий МСБ, в том числе инновационных. На государственном уровне инициируется формирование кластеров, что также является одним из методов поддержки высокотехнологичного экспорта.

К основным факторам успеха Финляндии можно отнести владение государством долями в ключевых фирмах; регулирование процентной ставки; государственная поддержка частного сектора; чередование государственной кооперации и государственной конкуренции с отраслью. Ведущая роль в развитии телекоммуникационной промышленности Финляндии и отрасли в целом принадлежит компании Nokia, существенное влияние на долгосрочный рост которой оказало государственное финансирование в лице агентства Tekes, которое финансировало 8% всех расходов Nokia на НИОКР.

Одним из основных сильных сторон национальной инновационной системы Франции, способствующих ее инновационному развитию, стали полюса конкурентоспособности, позволяющие предприятиям, университетам и исследователям-разработчикам работать в связке.

Ключевым фактором успеха инновационного развития Швеции являются длительные масштабные вложения в образование, что способствовало развитию науки.

В инновационном развитии Германии важную роль сыграло сотрудничество с США (послевоенное восстановление экономики), а также развитие механизма государственно-частного партнерства, ставшего в определенной степени заменой венчурному финансированию, не получившему в Германии широкого распространения.

Японский опыт государственной поддержки инновационного процесса противоречив и не может считаться однозначно успешным. Тем не менее, в качестве предпосылки можно обозначить интенсивное экономическое развитие, ставшее основой для инновационного развития.

Основным фактором успешного развития инновационной сферы в странах, не относящихся к лидерам инновационного развития (Казахстан, Белоруссия, Индонезия, Индия и др.), является взаимодействие с другими странами и заимствование технологий и основ государственной инновационной политики.

На основании анализа инновационных систем ряда стран можно сделать вывод, что в современных условиях успешная конкуренция с ведущими игроками мирового рынка без создания и постоянного совершенствования национальной инновационной системы невозможна. В большинстве моделей национальных инновационных систем либо основным, либо одним из ключевых игроков является государство.

Конкретные успешные реализации идеи национальной инновационной системы могут существенно варьироваться в зависимости от историко-экономического контекста, например, в силу исторических причин, американская система является наиболее диверсифицированной и гибкой, а финская, напротив, - более структурированной. При этом обе системы являются эффективными. Тем не менее, возможно сформулировать несколько основных положений, в значительной степени общих для разных стран.

Успешному развитию национальной инновационной системы способствуют следующие факторы:

1. последовательная и долгосрочная инновационная политика государства с четко сформулированными целями и задачами;

2. рациональное использование имеющегося инновационного потенциала в качестве фундамента для строительства инновационной экономики и реализации инновационной политики;

3. систематические усилия по налаживанию и укреплению сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами;

4. выявление и целевая поддержка важных для инновационно-технологического потенциала направлений, недостаточно быстро развивающихся либо не развивающихся самостоятельно;

5. охват как можно большего объема потенциально инновационных фирм посредством предоставления им государственной поддержки;

6. развитые программы коммерциализации инноваций, создаваемых и заимствуемых технологий;

7. разумное привлечение иностранных инвестиций транснациональных корпораций;

8. наличие развитого законодательства в области интеллектуальной собственности;

9. систематическое изучение и внедрение лучшего международного опыта.

Установление налоговых льгот зависит от того, какая модель научно-инновационного развития реализуется в стране. Условно существует три модели: модель научно- технического лидерства; модель быстрого распространения перспективных нововведений; модель всестороннего инновационного развития.

1. Модель научно-технического лидерства. Она реализуется в странах с высоким инновационным коэффициентом, которые ориентируются на масштабные целевые инновационные проекты, которые охватывают все стадии инновационного процесса (СІІІА, Великобритания, Франция). В этих странах поддерживают низкий уровень налогообложения корпораций, считая именно их структурами, которые способны осуществлять масштабные научно-технические исследования. Низкий уровень налогообложения дает возможность накапливать ресурсы для значительных и рискованных технологических изменений.

2. Модель быстрого распространения перспективных нововведений. Страны, которые ее используют, ориентированны на распространение и кластеризацию (группирование в классы) базисных нововведений через создание благоприятной научно-технической среды и поощрение через финансово-кредитные рычаги рискованных проектов (Германия, Швеция, Швейцария). В этих странах действует общий высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования и льготный режим относительно налогообложения инновационных проектов.

3. Модель всестороннего инновационного развития. Она присуща странам, где государство координирует действие разных секторов в сфере науки и технологий и стимулирует развитие инновационной инфраструктуры (технополисы, технопарки), обеспечивает реализацию современных достижений мирового научно-технического процесса (Япония и Южная Корея). Поддержка инновационной деятельности здесь заключается не в предоставлении налоговых льгот, а в создании условий для активной творческой деятельности жителей страны, прежде всего в научно-технической сфере. Для этого разрабатывают и реализуют разнообразные государственные образовательные программы, в т.ч. инициированные местными органами управления.

Приведенные модели инновационного развития сформировались под действием разных факторов. Важную роль сыграли особенности национального менталитета, которые влияли на поведение людей в общем, в т.ч. в сфере экономической деятельности. Так, высокий уровень индивидуализма, стремление достичь успеха благодаря собственным усилиям (знанием, умением, авантюризма и т.п.) и умению правильно сориентироваться в ситуации, рискуя потерять все в случае неудачи, но и получить много при благоприятном завершении проекта, обусловили формирование на уровне корпораций и отдельных субъектов хозяйствования в США рисково-индивидуалистического менеджмента, нацеленного на активный поиск новых возможностей, которые кроются в разнообразных инновациях. Главными координаторами в области НИОКР в США явл-ся Американский научный фонд, который направляет направления фундаментальных исследований, и Американский научный совет, который представляет интересы промышленности и университетов в научно-технической политике. Они определяют перспективные направления фундаментальных и прикладных научных исследований, которые нуждаются в государственной поддержке. Их финансирование осуществляется по результатам конкурсов. Победителям конкурса выделяют гранты, величина которых устанавливается учитывая прогнозируемые расходы на исследование и ожидаемые результаты. Кроме того, объективность и демократизм в процедуре оценивания результатов конкурса и высокий уровень оплаты труда исполнителей привлекают к участию в нем научный работников из разных стран. При этом фундаментальные научные исследования выполняют преимущественно в высших учебных заведениях. Научно-исследовательские лаборатории оснащены наиболее современным оборудованием, в них работают ведущие научный работники, которые привлекают к этому процессу и студентов.

Как правило, большие корпорации имеют свои мощные лаборатории. Важной составляющей инновационного механизма США явл-ся постоянные и плодотворные контакты научных работников и представителей бизнеса. Благодаря этому обеспечивается обратная связь между бизнесом и наукой, что с одной стороны, предоставляет информацию об эффективности для бизнеса исследований научный работников, а с другой - определяет потребности бизнеса в новых знаниях.

В США действуют эффективные механизмы защиты интеллектуальной собственности, которые обеспечивают большие доходы инноваторам и таким способом привлекают внимание людей к инновационной деятельности. Быстрый рост мелких и средних фирм, занятых поиском новых идей, их разработкой, внедрением и «стартовым» производством, стало характерной особенностью американского инновационного предпринимательства.

В странах ЕС увеличиваются масштабы межгосударственной кооперации относительно научных исследований, особенно фундаментальных. Учитывая высокий научный потенциал европейских стран, это дает эффект синергии и обеспечивает не только поддержание лидерства ведущих европейских стран в научных исследованиях, а и возможность использования полученных результатов другими членами ЕС благодаря кластеризации и быстрому распространению перспективных нововведений.

Модель всестороннего инновационного развития первой начала реализовывать Япония. К началу 80-х гг XX ст. она заметно отставала от США и Западной Европы в области фундаментальных исследований. Исчерпав экстенсивные факторы развития, через ограниченные природные ресурсы, Япония перешла к стимулированию наукоемких областей, сосредоточив усилия на собственных исследованиях, а не на использовании научно-технических достижений других стран. Однако для этого необходимо было создать собственные научные школы, подготовить специалистов высокого уровня, способных продуцировать новые идеи и воплощать их в жизнь. Поэтому была сделана ставка на культивирование высокого образовательного уровня всего население страны, что обеспечило появление работников, способных к овладению новых знаний и работы в новых сферах деятельности. И вдобавок для координирования научно-технической деятельности начали разрабатывать долгосрочные программы научно-технического развития, которые определяли приоритетные для страны направления фундаментальных научных исследований. Это оказывало содействие концентрации усилий на соответствующих направлениях и давало высокие результаты инновационной деятельности.

В мощных корпорациях, где аккумулируется значительный научно-технический потенциал страны, создаются наилучшие условия для инновационной деятельности. Через кружки качества к созданию инноваций привлекают всех работников компании, из-за чего инновационный менеджмент Японии получил название корпоративно- коллективистского.

 

ТЕМА 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.