Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критические замечания по вопросу возрастной периодизации в процессе многолетней подготовки юных тяжелоатлетов






Многолетняя тренировка тяжелоатлетов связана с решением целого ряда проблем. Среди них одной из важных является обоснование оптимальных возрастных границ в системе поэтапной подготовки с учетом особенностей развивающегося организма, педагогических задач и спортивных требований. Если в ряде видов спорта эта проблема – возрастной поэтапной подготовки – уже практически решена для тех, кто начинает заниматься спортом с детского или подросткового возраста (фигурное катание, плавание, гимнастика, легкая атлетика и др.), то в тяжелой атлетике даже в вопросе поэтапной подготовки с раннего подросткового возраста окончательного мнения еще нет. Это связано с тем, что в нашей стране еще совсем недавно подготовке подростков и даже юношей в тяжелой атлетике особого значения не придавали. Считали, что занятия данным видом спорта есть удел лишь взрослых и поэтому основные научные исследования были связаны со взрослыми тяжелоатлетами.

Как уже отмечалось выше, отношение к занятиям тяжелой атлетикой с подросткового возраста резко изменилось. Это видно из того, что все чаще и чаще в этом виде спорта рекордных результатов достигают в возрасте 16—18 лет, а многолетнюю подготовку тяжелоатлетов стремятся строить как систему тренировки от новичка до спортсмена высокого класса. Анализ ряда литературных источников по вопросу возрастной периодизации многолетней тренировки спортсменов показал, что в том или ином виде спорта эти возрастные этапы неодинаковы.

Так, Д. Харе считает, что деление многолетнего процесса тренировки на этапы в определенной степени не зависит от возраста. Автор предлагает брать за основу возраст высших достижений. Следовательно, если руководствоваться этими правилами в тяжелой атлетике, то отправной точкой для поэтапного планирования подготовки юных спортсменов будут достижения, показываемые в настоящее время советскими атлетами в среднем в возрасте от 18 до 33 лет. По В.П. Филину, Н.А. Фомину, зона оптимальных возможностей спортивных успехов в тяжелой атлетике находится в пределах от 21 до 24 лет. Б.В. Валик полагает, что процесс многолетней тренировки юных тяжелоатлетов необходимо строить с учетом как возраста высших достижений, так и возрастных особенностей организма. От этого, отмечает автор, зависит возраст начальной подготовки.

Главной чертой современной многолетней тренировки спортсменов является ее этапность. Поэтому планировать многолетнюю подготовку юных тяжелоатлетов необходимо с использованием поэтапной системы. С чем это связано? Известно, что еще 10—15 лет назад в секцию тяжелой атлетики приходили заниматься в основном лица с хорошим физическим развитием, а в некоторых случаях – прошедшие спортивную подготовку в других секциях. Туда редко принимали желающих моложе 15 лет. Теперь же совсем наоборот. Чаще в секцию тяжелой атлетики приходят школьники 12—13 лет и даже моложе. И, следовательно, тренеру приходится в период начальной подготовки чаще иметь дело не только с очень молодым контингентом, но и физически не подготовленным для специализации в данном виде спорта.

Из воспоминаний заслуженного мастера спорта А.Н. Воробьева (1960) видно, что он пришел к регулярным занятиям тяжелой атлетикой уже будучи физически хорошо развитым, зрелым, закалившим свой характер и волю во время войны и в труде. Фактически ему понадобилось не более одного года, чтобы проявить себя способным спортсменом. Через 4 года занятий он уже завоевал звание чемпиона Европы. Как отмечает сам АН. Воробьев, большой физической силой обладали олимпийский чемпион Трофим Ломакин и многие другие советские атлеты. Очевидно, в течение многих десятилетий развития тяжелой атлетики тренеры не видели особой необходимости в планомерной подготовке тяжелоатлетов высокого класса из числа подростков и юношей, не говоря о детском возрасте, хотя отдельные научные изыскания в этой области велись с начала 50-х годов прошлого столетия.

После 1971 года, когда Международной федерацией тяжелой атлетики из троеборья был исключен классический жим и остались только рывок и толчок, резко активизировались исследования в области юношеского тяжелоатлетического спорта. Прежде всего, необходимо было решить проблему возрастных границ такой подготовки. В различной литературе деление групп по возрастам трактовалось по-разному. Так, в программе для ДЮСШ по тяжелой атлетике (составитель – Б.Е. Подскоцкий), приводится следующее деление на возрастные группы: подростковая – до 14 лет, младшая юношеская – 15—16 лет, старшая юношеская – 17—18 лет, спортивного совершенствования – 19—20 лет. В правилах соревнований по тяжелой атлетике за 1972 год была установлена следующая возрастная градация: юноши младшей возрастной группы – 14—15 лет, юноши старшей возрастной группы – 16—17 лет, юниоры – 18—20 лет, молодежь – 21—22 года; в правилах соревнований по тяжелой атлетике за 1977 год: юноши младшей возрастной группы – 14—15 лет, юноши старшей возрастной группы – 16—17 лет, юниоры – 18—20 лет, молодежь – 21—22 года, взрослые – старше 23 лет.

В многолетнем планировании физического воспитания использовалось и такое распределение на возрастные группы: преддошкольная – 1—4 года, дошкольная – 4—7 лет, младшая школьная – 7—12 лет, средняя школьная – 13—16 лет.

Институтом по возрастной физиологии Академии педагогических наук СССР в 1968 году была рекомендована следующая схема распределения на возрастные периоды: период новорожденности – 1—10 дней, грудной возраст – 10 дней – 1 год, раннее детство – 1—3 года, первое детство – 4—7 лет, второе детство – 8—12 лет, подростковый период (мальчики – 13—16 лет, девочки 12—15 лет), юношеский возраст – 17—21 год, зрелый возраст: I период – 22—35 лет, II период – 36—60 лет и т.д.

Итак, какой же возрастной градации придерживаться при подготовке юных спортсменов? В этом вопросе до сих пор нет единого мнения. И, как говорится, некому навести в этом вопросе порядок. Автор на протяжении почти 30 лет придерживается анатомо-физиологической концепции распределения учебно-тренировочных групп (УТГ) для ДЮСШ. Это связано с тем, что при планировании поэтапной многолетней тренировки юных спортсменов тренер должен совершенно четко ориентироваться в определении возрастных групп. Главным критерием в этом вопросе является учет индивидуальных возрастных особенностей развития человека. Какие индивидуальные физиологические и морфологические характеристики необходимо учитывать при занятиях с юными тяжелоатлетами? Это, во-первых, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы с учетом того или иного возраста. Например, объем сердца у 13– 14-летних подростков может почти в два раза превзойти объем сердца детей 8—9 лет. В то же время артериальное кровяное давление у подростков нередко выше, чем у детей. И здесь следует искать причину не в функциональных расстройствах организма подростков, а в возрастных и индивидуальных особенностях физического развития в период полового созревания. Так, известно, что длина тела у юных атлетов с13 до 14 лет может за год увеличиться от 6 до 10 см за счет более выраженного удлинения трубчатых костей. Быстрый рост трубчатых костей в подростковом возрасте приводит, в свою очередь, к растягиванию кровеносных сосудов и к сужению их просветов. До тех пор, пока анатомическая зрелость сосудов у подростков не придет в соответствие с длиной тела, у них может отмечаться увеличение артериального кровяного давления. Как правило, к 15—16 годам артериальное кровяное давление стабилизируется. При занятиях тяжелой атлетикой следует обратить внимание на так называемых акселерантов, то есть тех, у кого отмечается некоторое ускорение темпов полового созревания в пубертатный период.

Важно не только педагогам, но и врачам участвовать вместе с тренером в процессе планирования тренировочной нагрузки, особенно в период полового созревания юных атлетов. Именно факты несогласованных действий тренера и врача нередко приводят к нежелательным последствиям при занятиях с юными атлетами.

Необходимо большое внимание обратить на правильное питание юных атлетов детского и подросткового возраста. Всевозрастающие объемы тренировочных нагрузок в тяжелоатлетическом спорте требуют обеспечения юных атлетов полноценным питанием. В детском и подростковом возрасте нельзя допускать дефицит витаминов, минеральных веществ, растительных и животных белков.

5.4. Нормативная часть учебной программы по тяжелой атлетике для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР[4]

Данный раздел полностью соответствует содержанию новой Программы по тяжелой атлетике, изданной в 2005 году Федеральным агентством Российской Федерации по физической культуре и спорту. Автор приводит этот раздел без изменений, так как понимает, что его книга может оказаться для некоторых ДЮСШ или спортивных секций единственным официальным источником, по которому можно официально регламентировать (планировать) учебно-тренировочную работу преподавателя-тренера. В последующих разделах будет рассмотрен авторский вариант системы многолетнего планирования подготовки юных тяжелоатлетов, который имеет некоторые отличия от официальной программы.

Итак, учебный материал официальной программы состоит из теоретического и практического разделов и распределен по группам подготовки: начальной, учебно-тренировочной, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (табл. 1—14), что позволяет предложить тренерам всех спортивных школ единое направление, выработанное комплексным научным подходом к оценке тренировочного процесса в многолетней системе подготовки тяжелоатлетов от новичков до высококвалифицированных спортсменов.

Многолетняя подготовка тяжелоатлетов – сложный процесс становления спортивного мастерства, каждый уровень которого характеризуется своими целями, задачами, средствами и организацией подготовки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.