Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировоззренческая ориентация. Вопрос об отсутствии в сочинении обращения к Библии.






Традиционно Боэция относят к числу неоплатоников. В самые ответственные моменты философ обращается к Платону. Кроме того, важным источником для Боэция был Аристотель. Однако его утверждения рассматриваются через призму философии Платона. Несмотря на достаточно резкую оценку учения стоиков и эпикурейцев, Боэций все же испытал на себе их влияние. Боэций неоднократно обращается к Цицерону. Из литературных источников можно выделить «Илиаду» Гомера и «Андромаху» Еврипида, цитируемых по-гречески. Более того, автор обнаруживает прекрасное знание римской поэзии и литературы (Горация, Вергилия, Овидия, Катулла, Ювенала и др.)[31].

Обращает на себя внимание не только отсутствие обращения к Библии и сочинениям христианских авторов, но и отсутствие упоминаний имени Христа. На данный момент существуют ученые, которые считают, что «Утешение» - это первая (философская) часть незавершенной работы, в которой продолжение должно было содержать религиозно-теологические измышления. Существует так же мнение о том, что направленность книги была в легализации свободного философствования в рамках теоцентрической средневековой культуры. Вследствие этого требовалось умолчание о вере[32].

Даже самые тщательные изыскания обнаружили лишь туманные намеки на христианские мотивы. Э.Жильсон указал на одно предложение в 12 прозе 3 книги, которое можно трактовать как передачу фразы из книги Премудрости 8, 1[33]. Однако, скорее всего, Боэций употребил выражение, бывшее в то время на слуху.

Из всего этого можно сделать вывод, что «Утешение» - произведение не христианской ориентации. Это подтверждается не только отсутствием обращений к христианским источникам, но и общей философской концепцией.

Вопрос о характере мировоззрения философа выходит далеко за рамки его биографии и является частью проблемы преемственности между античной и средневековой культурами. Сложность вопроса состоит в том, что все сочинения, за исключением теологических трактатов («О троичности», «Против Евтихии и Нестория», «каким образом субстанции благи…»), не содержат прямых свидетельств христианской ориентации Боэция. В теологических трактатах Боэций пытается разрешить проблему формирования нового метода философствования, разрабатывая при этом оригинальную концепцию взаимоотношения веры и разума[34].

Античное мышление еще не знало раздвоенности, которую породила проблема веры и разума в христианском мировоззрении, а в дальнейшем в средневековой культуре.

Боэций провозглашает, что истины веры должны быть подкреплены доказательствами разума. Вера должна быть понята.

Заключение

 


[1] Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. - М., 1884. Т. 1-4.

[2] См.: Уколова В.И. Античное наследие и культура средневековья. - М., 1989. – С. 24-26.

[3] Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – С. 102-112.

[4] Аверинцев С.С., Гаспаров М.Л., Самарин Р.М. Латинская литература // История всемирной литературы. - М., 1984. Т.2. - С. 448.

[5] Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

[6] Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М., 1979; Он же. Северин Боэций и его роль в истории западной культуры // Вопросы философии. 1980. № 4.

[7] Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. — М., 1987.

[8] См.: Уколова В.И. Там же. – С. 16.

[9] См.: Там же. – С. 17.

[10] См.: Уколова В.И. Там же. – С. 31.

[11] См.: Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция. – С. 260.

[12] См.: Там же. – С. 260-261.

[13] См.: Уколова В.И. Последний римлянин Боэций. – С. 33.

[14] См.: Майоров Г.Г. Там же.

[15] См.: Майоров Г.Г. Там же. – С. 264.

[16] См.: Уколова В.И. – С. 34.

[17] См.: Там же..

[18] См.: Уколова В.И. Там же. – С. 54.

[19] См.: Там же.

[20] См.: Уколова В.И. Позднеантичная и раннесредневековая культура. - М.1989. – С. 18.

[21] См.: Уколова В.И. Там же. – С. 20.

[22] См.: Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. – С. 37.

[23] См.: Там же.

[24] См.: Уколова В.И. Там же. - С. 56.

[25] См.: Уколова В.И. Поздняя античная… - С. 37.

[26] Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. – М., 1989. – С. 22.

[27] Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. – С. 55.

[28] См.: Там же.

[29] Уколова В.И. Там же. – С. 127.

[30] См.: Майоров Г, Г, Там же. – С. 320.

[31] См.: Уколова В.И. Там же. - С. 86.

[32] См.: Курсель П. У Майорова ссылка на странице 318

[33] См.: Уколова В.И. «Последний римляни»…. – С. 96.

[34] Уколова В.И. Там же. – С. 76.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.