Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. «Утешение философией» - своеобразная книга-завещание






В ожидании казни в течение нескольких месяцев Боэций написал своё главное сочинение «Об утешении философией» («De consolatione philosophiae»), которое стало одной из популярнейших книг Средневековья и оказало сильное влияние на европейскую литературу. В этом трактате Боэций пытается решить проблему совмещения свободы воли с промыслом Бога. С одной стороны, если Бог всё предвидит, то свободы воли не существует. С другой — свобода человека, его воли всё-таки существует, а это подрывает способность Бога проникать в тайну будущего. Это видимое противоречие Боэций объясняет тем, что знание Богом наших будущих действий, их предвидение, не является необходимой причиной этих самых действий. В своей книге Боэций наставляет читателя, чтобы он уклонялся от зла, своё сердце устремлял к добродетели, а ум — к истине. Книга «Об утешении философией» стала последним произведением древнего мира, в котором отсутствует христианская идеология и ни разу не упомянуто имя Христа. В тюрьме, незадолго до казни, Боэцию является не Дева Мария, не Христос, но воплощённая в женском обличии Философия. Заключалась личная драма Боэция — невозможность интеллектуального синтеза неоплатонизма и христианства.

Утешение философией – книга итоговая, книга-завещание. Последние раздумья перед приближающейся смертью. «Утешение» - это итог научной, философской, поэтической, политической деятельности.

Структура и содержание.

Произведение представлено в форме диалога. К поверженному узнику в тюрьму является Философия. Ее образ описывается так: «явилась женщина с ликом, исполненным достоинства, и пылающими очами, зоркостью своей далеко превосходящими человеческие, поражающими живым блеском и неисчерпаемой притягательной силой; хотя была она во цвете лет, никак не верилось, чтобы она принадлежала к нашему веку. Трудно было определить и ее рост. Ибо казалось, что в одно и то же время она и не превышала обычной человеческой меры, и теменем касалась неба, а если бы она подняла голову повыше, то вторглась бы в самое небо и стала бы невидимой для взирающих на нее людей. Она была облачена в одежды из нетленной ткани, с изощренным искусством сплетенной из тончайших нитей, их, как позже я узнал, она соткала собственными руками. На них, как на потемневших картинах, лежал налет забытой старины. На нижнем их крае была выткана греческая буква π, а на верхнем — θ. И казалось, что между обеими буквами были обозначены ступени, как бы составляющие лестницу, по которой можно было подняться снизу вверх. Но эту одежду рвали руки каких-то неистовых существ, которые растаскивали ее частицы, кто какие мог захватить. В правой руке она держала книги, в левой — скипетр» (Утешение философией кн. 1, 1). Поначалу они ведут очень оживленный диалог, узник спорит с Философией, в чем-то соглашается. Но начиная с третьей книги, беседа практически сходит на монолог мудрой наставницы. Нарастает «давление аргументов»[27], начинает преобладать дидактика. Здесь узник предстает в роли почти молча внимающего ученика и лишь изредка напоминает о своем присутствии в произведении, выражая короткими репликами свое абсолютное согласие с наставлениями Философии.

Осмысление личной трагедии с точки зрения общих законов роднит Боэция с античной философской традицией[28].

В первых двух книгах Боэций поглощен размышлениями о своей судьбе и описанием своих несчастий, однако далее переходит к рассмотрению природы фортуны вообще. Присутствуют рассуждения о земных благах: о переходящем характере богатства, знатности, высоких должностей, славе, иллюзорности человеческого благополучия, не подкрепленного духовностью (книга 2) -в основном согласно концепции стоиков, о понимании благого характера миропорядка (3 книга), рассмотрение вопросов о наградах и наказаниях за человеческие деяния (4 книга), соотношение провидения, божественного знания, свободы воли (5 книга). С помощью Философии узник постигает бога и порядок устройства сущего и готов мужественно встретить смерть.

Занимаясь написанием «Утешения», Боэций знал о неизбежности своей скорой гибели и не надеялся на помилование.

Из пяти книг первая напоминает исповедь, вторая моралистический памфлет, третья - сократический диалог, четвертая и пятая – теоретический трактат[29].

Сочинение написано в форме сатуры, когда прозаические части чередуются с поэтическими, и для каждой из частей свободно избирается свой литературный слог и поэтический размер[30]. Части сохраняют смысловое единство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.