Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Глава 1.Идейно-политическая обстановка в Остготском государстве.






Оглавление

Введение

Обзор источников

Историография

Глава 1.Идейно-политическая обстановка в Остготском государстве.

Глава 2.Основные вехи жизниБоэция

Глава 3. Трагические события конца жизни Боэция

Глава 4. «Утешение философией» - своеобразная книга-завещание

Заключение

Историография

Научное исследование деятельности Боэция начинается с XVII века. Историография, связанная с «боэцианской» проблематикой весьма обширна. Большинство работ принадлежит западноевропейским и американским авторам, среди которых можно назвать французского священника Д. Жервеза, английского историка Э. Гиббона[1], профессоров Г. Стюарта, Э. Рэнда, Г. Пэтча, английскую исследовательницу Х. Баррет, М. Чадвика[2].

В 70-80-е годы XX века происходит новый подъем интереса к Боэцию, в том числе и в советской историографии. В контексте истории литературы его рассматривают И.Н. Голенищев-Кутузов[3], С.С.Аверинцев, М.Л. Гаспаров, Р.М. Самарин[4], истории философии – В.В. Соколов[5], Г.Г. Майоров[6].

На сегодняшний день наиболее полное исследование жизни, творчества и идей Боэция предприняла доктор исторических наук, профессор В.И. Уколова в монографии «”Последний римлянин” Боэций»[7]. В своей работе она затронула такие важные аспекты, как соотношение языческих и христианских элементов в мировоззрении Боэция, вопрос о том, насколько глубоко философ представляет различные стороны греко-римской культуры в своих сочинениях, и каким образом перерабатываются в них элементы античности, как на их основе формируется новый способ философствования, ставший основой средневековой схоластики.

 

 

Введение

Самое известное произведение «последнего римлянина», как его называли потомки, Северина Боэция «Утешение философией» и поныне остается притягательным для читателей. Поэтичность, гуманизм – вот одни из главных достоинств сочинения. «Утешение» является сосредоточием философского познания и источником сил для нравственного совершенствования и противостояния злу и насилию.

Со времен принятия христианства в качестве государственной религии Римской империи в культуре появляется проблема, связанная с двойственностью мировоззрений, выраженной сочетанием язычества и христианства (люди совмещали в своем сознании такие полярные мировоззрения). Не теряет своей важности эта проблема и во времена Боэция.

Сочинение Боэция подвело «итоги» достижений античной культуры, и стало кладезем, откуда поколения средневековья черпали идеи для их последующего осмысления. «Утешение философией» стояло на рубеже времен, идей, концепций.

Объект исследования – переход от античной культуры к средневековой. Как труд Боэция, обобщивший достижения античности, предвосхитил идеи просветителей-философов средневековья.

Предмет исследования – жизнь, творчество, философская концепция Боэция, ее влияние на общественную мысль. Идеи Боэция о судьбе, Фортуне, земных и духовных благах, понятиях справедливости и несправедливости, понимание счастья и способа его достижения, формирование образа человека, который достоин счастья. Помимо этого, через «Утешение философией» можно проследить отношение Боэция к правительству Остготского государства, системе государственного устройства, увидеть, как Боэций относится к трагическим событиям, произошедшим в его жизни.

Проблема: ученые до сих пор спорят, был ли Боэций оригинальным мыслителем или эклектиком, христианином или приверженцем древнего язычества, ученым или моралистом, «последним римлянином» или «отцом средневековья», разгадывают загадку его последних дней, причин низвержения с высшей государственной должности, посмертного восприятия как христианского мученика, тайну его питаемого мудростью оптимизма. Данные вопросы требуют разрешения для установления подлинного влияния Боэция на средневековую мысль.

С именем Боэция связан один из важнейших этапов истории и культуры – «перекресток времен» - античного и средневекового. Время гибели рабовладельческого и зарождения феодального общества. В тот период возникает проблема преемственности и противостояния старого и нового типов культур. На долю Боэция выпало участие в процессе приспособления достижений античной мысли к новому типу мышления, тесно связанному с христианской традицией.

Уже тогда европейская цивилизация начала ощущать свою зависимость от культурного наследия прошлого.

Боэций – символ противостояния культуры варварству, разума – насилию, как олицетворение духовной связи поколений, которое позволяет человечеству двигаться вперед.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.