Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Шенягин Виктор Павлович






ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекции

Шенягин Виктор Павлович

Домодедово, 2015

 

По книге

Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности: учебное пособие / С.А. Петрова, И.А. Ясинская. – М.: ФОРУМ, 2010. – 208 с.: ил. – (Профессиональное образование).

 

 

Содержание

Введение. 2

Лекция 1. Исследования и их роль в управлении социально-экономическими системами.. 4

1.1. Понятие и содержание исследований. 4

1.2. Категории исследований. 5

1.3. Типология исследований. 6

1.4. Характеристика исследований. 7

1.5. Роль исследований в управлении социально-экономическими системами. 7

1.6. Направления исследований. 8

Лекция 2. Методологические основы исследования. 11

2.1. Сущность методологии исследования. 11

2.2. Принципы и проблема исследования. 13

2.3. Разработка гипотезы и концепции исследования. 15

2.4. Процессуально методологические схемы исследования. 16

Лекция 3. Системный подход как общеметодологический принцип исследования социально-экономических систем 19

3.1. Понятие системы.. 20

3.2. Сущность системного подхода. 20

3.3. Строение и функционирование системы.. 21

3.4. Классификация систем.. 24

3.5. Характеристика социально-экономической системы как объекта исследования. 26

3.6. Общие принципы и логика системного анализа. 29

Лекция 4. Моделирование в исследовании систем управления. 33

4.1. Моделирование: основные понятия, термины.. 33

4.2. Характеристики и требования, предъявляемые к моделям.. 35

4.3. Этапы и уровни моделирования. 36

4.4. Классификация видов и методов моделирования. 38

4.5. Принципы моделирования социально-экономических систем.. 42

Лекция 5. Исследование управления. 45

5.1. Задачи управления. 45

5.2. Схема и процесс управления. 46

5.3. Функции управления. 47

5.4. Исследование функций управления. 47

5.5. Схема внедрения результатов исследования в практику управления. 49

5.6. Этапы и стадии представления системы.. 50

Лекция 6. Модели систем управления и структурный анализ. Технологии IDEF.. 52

6.1. Схема построения модели. 52

6.2. Методология SADT.. 54

6.3. IDEF-технологии. 56

6.4. CASE-средства. 58

6.5. AllFusion Process Modeler 60

Лекция 7. Исследование социально-экономических процессов. 62

7.1. Сущность социального процесса. 62

7.2. Характеристики социального процесса. 64

7.3. Социально-экономические процессы.. 68

7.4. Функции управления социально-экономическими процессами. 70

Лекция 8. Исследования в организациях. 72

8.1. Организация как система. 72

8.2. Проектирование организаций. 75

8.3. Основы реинжиниринга бизнес-процессов и технологий организационного развития систем управления 77

Лекция 9. Специфические методы исследования. 82

9.1. Методы исследования документов. 82

9.2. Методы социологических исследований управления. 83

9.3. Метод экспериментирования. 87

9.4. Деловая игра как метод исследования. 88

Лекция 10. Экспертные методы исследования. 91

1. Метод экспертных оценок. 91

2. Метод мозгового штурма. 91

3. Синектика. 91

4. Метод Дельфи. 91

5. SWOT-анализ (и его разновидности) 91

Лекция 11. Планирование и организация процесса исследования. 91

1. Особенности планирования исследований. 91

2. Формы организации исследования. 91

3. Схемы проведения исследования. 91

Лекция 12. Оценка эффективности исследования социально-экономических систем.. 91

1. Принцип обеспечения эффективности исследования. 91

2. Оценки в определении эффективности. 91

3. Система оценочных показателей. 91

 

Введение

Жизнь – это всегда развитие: развитие себя, развитие окружающего мира. В современных условиях достижение собственной эффективности и востребованности во внешней среде требует формирования конкурентных преимуществ не только для предприятий и организаций (как в области технико-технологического совершенствования производства, так и в области подбора квалифицированных кадров и разработки и реализации мер по развитию персонала), но и для собственного развития индивидуума.

Основной задачей курса «Основы исследовательской деятельности» является формирование целостного представления об исследовательской деятельности, освоение студентами современной методологии исследовательской деятельности в области материального производства и непроизводственных отношений, объектов и видов профессиональной деятельности. Пособие носит междисциплинарный характер, включает в себя материал таких дисциплин, как «Исследование систем управления», «Экономика», «Социология», «Менеджмент», «Теория организации», «Информационные технологии в управлении» и др., и направлено на приобретение студентами в результате обучения общепрофессиональных и профессиональных исследовательских компетенций, определенных требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения, особенно по специальностям экономико-управленческого профиля базового и повышенного уровней среднего профессионального образования.

В условиях быстрого устаревания знаний и постоянного роста квалификационных требований образование является непрерывным, постоянным процессом с интегрированными задачам и целями деятельности. Но образование – это процесс не просто получения существующих знаний, но и создания новых, развития собственных интеллектуальных и исследовательских способностей, которые помогут в дальнейшем не просто «идти в ногу со временем», но и опережать события, а следовательно – быть лучшими.

Лекции освещают круг вопросов, позволяющих дать целостное представление об исследовательской деятельности как таковой, а также ее особенностях применительно к исследованию и моделированию процессов и систем. Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Освоение основ исследовательской деятельности позволит систематизировать представление обучающихся об исследовательской деятельности, сформировать навыки поиска и анализа информации из различных источников, представления информации в разных видах и грамотного анализа и оформления результатов исследования. Применение методов исследования в практике управления позволит диагностировать состояние существующей системы управления, выявлять аномалии в функционировании системы управления, разрабатывать проекты ее улучшения.

Подробно раскрываются основные понятия, методы исследования, структура и содержание этапов исследовательской деятельности, рассматривается широкий круг проблем по работе с разными по форме и содержанию источниками информации, обеспечению процесса подготовки и ведения информационно-аналитической работы. В пособии рассматривается организация изучения объектов, процессов и явлений реальной действительности на примере социально-экономических процессов и систем. Анализируются проблемы типологии и методологии исследования, значительное внимание уделено системному подходу как общеметодологическому принципу научного познания. Представлена методика и технология практического использования теоретических подходов в научно-исследовательской и практической деятельности.

Логика изложения материала в пособии структурирована от общего рассмотрения теоретико-методологических основ исследовательской деятельности к прикладному анализу на примере социально-экономических систем как объектов исследования. От рассмотрения принципов исследования и моделирования социально-экономических процессов и систем осуществлен логический переход к проведению исследований в организациях. Рассмотрены основные подходы к планированию и организации исследовательской деятельности на местах, а также оценке эффективности исследовательской деятельности.

Помимо традиционных контрольных вопросов по каждому разделу, учебное пособие содержит задания для самостоятельной работы студентов и приложения, позволяющие детализировать и расширить некоторые темы, которые могут быть полезны как для студентов, изучающих дисциплину, так и для преподавателей в качестве вспомогательного материала для подготовки к семинарским занятиям.

Материал адресован, в первую очередь, студентам и преподавателям, а также всем, кто заинтересован в овладении теорией и практикой исследовательской деятельности: как начинающим исследователям, так и руководителям, и менеджерам организаций.

 

Человек образованный – тот, кто знает,

где найти то, чего он не знает.

Георг Зиммель

 

Повторение – мать учения.

Банальная истина

Интерес – отец учения.

В.П. Шенягин






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.