Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мифы обыденного сознания относительно музыкотерапии






 

Вокруг музыкотерапии существует множество мифов и ложных убеждений.

Миф N1. " Музыка - аналог " лекарства", которое воздействует одинаково на всех". На самом деле, в процессе воздействия музыки, прежде всего, играют роль:

-- Индивидуальные различия людей

-- Индивидуальные процессы восприятия музыки (апперцепция)

-- Тип деятельности человека во время сеанса

Поэтому, при самых активных попытках, ещё не удалось найти однозначную музыку, " лечащую" болезни сердца или лёгких, музыку, " снимающую" температуру и т.п.

 

Миф N2. " Музыкотерапия - это только внешнее музыкальное воздействие". На самом деле, наилучшие результаты даёт собственная музыкальная деятельность пациента (клиента) - пение, музицирование, " гудения", работа с ритмами собственного тела, работа с голосом и т.п.

 

Современный грамотный подход к музыкотерапии - детализированная терминология и чёткое очерчивание сфер применения музыкального материала с целью помочь человеку.

 

В настоящее время существуют 4 основные формы музыкотерапии, подразделяющиеся на 2 группы:

" Медицинское направление":

-- Музыкотерапия как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма.

-- Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии.

" Психологическое направление":

-- Функциональная музыка (использование оптимизирующих музыкальных программ на производстве, в спорте, в педагогике).

-- Музыка в практической психологии и доклинической психотерапии (в том числе, " музыкальная психотерапия", " музыкальная психокоррекция", " музыкальные тренинги творческого самовыражения", тренинги обретения " природного голоса", танце-двигательные тренинги и т.п.).

 

Музыкотерапия как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма - наиболее традиционное понимание слова " музыкотерапия". В рамках такого понимания накоплен значительный опыт использования и получены положительные практические результаты. " Биологическая" функция музыки начинается с воздействия звука как такового. Исследовано воздействие инфра- и ультразвуковых колебаний, а также воздействие слышимого звука на организм человека - на дыхание, кровообращение и другие физиологические функции. Более сложное и менее однозначное воздействие оказывает целостное музыкальное произведение. Важно отметить, что воздействие музыки в медицине при лечении соматических заболеваний не может быть изолированным средством, музыкотерапия - лишь один из компонентов терапии.

Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии также является дополнительным терапевтическим фактором и успешно используется в контексте общей терапии. Можно с уверенностью говорить об активной вспомогательной роли музыки, выступающей существенным " катализатором" лечебного процесса. Изучен опыт применения музыкотерапии при лечении неврозов и депрессивных состояний, при лечении шизофрении. Музыкальная терапия (включая пение) оказывается эффективной при реабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравмы, а также при многих речевых нарушениях, в частности, при лечении заикания.

 

Функциональная музыка - это музыка в процессе психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных функциональных состояний человека. Используется на производстве, в спорте, в условиях обучения.

Сфера воздействия функциональной музыки достаточно обширна -

-- стимуляция психических процессов в разных видах трудовой деятельности;

-- снятие зрительного и слухового утомления;

-- гармонизация и резонансное поглощение производственных шумов;

-- создание положительного настроя на работу и благоприятной атмосферы на рабочем месте;

-- обогащение внутреннего содержания однообразной и монотонной работы;

-- формирование и поддержание оптимальных ритмов трудовых процессов.

Всё это способствует повышению производительности труда, предотвращает негативные последствия учебных и производственных стрессов, препятствует развитию переутомления, облегчает формирование навыков саморегуляции при проведении сеансов психологической разгрузки.

Области применения функциональной музыки не ограничиваются условиями производства. Использование музыки в педагогическом процессе также представляет значительный интерес. В " суггестивной педагогике" ритм и интонация считаются основными факторами воздействия. Г.Лозановым и Э.Гатевой разработана методика музыкально-художественной организации и презентации учебного материала, и на её основе созданы различные системы обучения иностранным языкам. Среди музыкальных суггестопедических методов следует назвать " мелодраму" (пропевание лексических единиц), релаксационное " погружение" с использованием музыки, пение " художественно-дидактических" песен (закрепляющих пройденный материал или создающих необходимую " настройку" на работу).

Функциональная музыка способна оказывать существенное влияние на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе, повышая тем самым эффективность учебной деятельности. Помимо этого музыкальные сеансы приобретают профилактическое значение в стрессовых ситуациях. Результативность сеансов усиливается, когда музыкальное и светомузыкальной воздействие используется в системе эмоционально-волевого тренинга (в сочетании с методами точечного массажа и аутогенной тренировки)

 

Музыка в практической психологии и психотерапии используется активно и постоянно. Данное понимание музыкотерапии как музыкальной психотерапии и даже музыкальной психокоррекции выходит за рамки медицины и соответствует проблематике практической психологии. Многие психотерапевты и консультанты воспринимают музыку как естественную и неотъемлемую часть их профессиональной работы.

Музыка используется в тренингах и индивидуальных консультациях как фон, способствующий эмоциональному раскрепощению человека, а также для создания необходимого настроения, соответствующего содержанию выполняемых упражнений и процедур. Формы использования музыки и музыкальной деятельности варьируются в зависимости от направленности психокоррекционного или психотерапевтического процесса. Это может быть фоновое звучание музыки или работа с музыкальными образами, использование приёмов музыкальной ритмики или элементарное музицирование (пение, игра на инструментах).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.