Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы карьер музыканта






-- Стабильная карьера - выбор карьеры происходит рано и остаётся постоянным. Человек, по крупному счёту, делает " одно и то же" на протяжении всей своей трудовой деятельности (играет на скрипке, поёт и т.п.) Человек совершенствуется, достигая профессиональных вершин в избранном деле. Наиболее типичный тип карьеры для музыканта.

-- Изменяющаяся карьера - выбор карьеры никогда не является окончательным. Главное - не стоять на месте. Человек " пробует себя" в разных сферах деятельности, достигая в них результат (К примеру, человек начинал как скрипач-солист, а затем стал дирижёром).

-- Спиральная карьера - повторение карьеры на новом уровне (Достигнув первых ролей в провинциальном оперном театре, вокалист переезжает в столицу, где снова начинает со вторых-третьих ролей, постепенно продвигаясь к первым)

-- Линейная карьера - акцент на служебной лестнице. Выбор управленческих должностей.

 

Особенности возрастного развития музыканта-профессионала

Обратимся к исследованиям в области психологии труда. В " классических" возрастных схемах развития профессионала лишь с 11-12 лет рассматривается наступление так называемого процесса " оптации" (выбора профессии), который характеризуется появлением профессиональных намерений, выбора путей профессионального образования и подготовки.

До 11-12 лет исследователи обнаруживают у детей лишь " профессионально ориентированные интересы и склонности", выражающиеся в содержании ролевых игр и фантазий.

12-16 лет - собственно процесс оптации.

От 16 до 23-27 лет - профессиональная подготовка, профессиональная адаптация и первичная профессионализация. Далее - этапы развития и совершенствования профессионализма.

Что же происходит у музыканта? Профессиональная подготовка нередко начинается в 5-6 лет, и это реальная серьёзная профессиональная подготовка, приводящая к созданию " общественно значимого продукта", который собственно и характеризует трудовую деятельность человека и отличает её от игры, учёбы и т.п. Более того, в 8-10 лет музыкант уже способен зарабатывать своим трудом, чему известно немало примеров. Таким образом, стадии игры, учёбы, профессиональной подготовки, адаптации и первичной профессионализации смешиваются и " растягиваются", начиная от первых классов школы и вплоть до начала самостоятельной работы по окончании вуза. Что касается периода оптации, то его чаще всего просто не существует. Важнейший процесс сознательного выбора будущей профессии зачастую оказывается " за скобками". В результате, более половины студентов первого курса консерватории из года в год не могут убедительно ответить, почему же они выбрали профессию музыканта? Они ограничиваются либо общими фразами типа " я люблю музыку", либо не отвечают ничего определённого. Бывают и такие ответы, которые заставляют задуматься о продуктивности системы музыкального образования в целом. Одна первокурсница, вздохнув, сказала: " А что мы вообще умеем делать? Только играть. Да и это делаем плохо... Я б пошла в университет, если б смогла. Но разве после училища есть какие-то знания? Придётся, значит, оканчивать консу... Выбора нет".

В этом одна из проблем ранней профессионализации.

Однако существуют и положительные факторы в возрастном развитии музыканта. Музыкант - одна из профессий, где человек востребован до глубокой старости.

Если в классических схемах развития профессионала 50 лет - это начало этапа " потери перспектив профессиональной карьеры", то в музыкальном сообществе человек данного возраста считается едва ли не молодым наряду со своими активно действующими 70-80-летними коллегами!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.