Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология музыкального восприятия






 

Восприятие:

-- Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

-- Процесс формирования этого образа (перцепция, перцептивный процесс)

-- Система действий, направленных на ознакомление с предметом (то есть чувственно-познавательная деятельность наблюдения)

Таким образом, восприятие это и результат (образ) и процесс, и деятельность (система действий)

 

Отличие восприятие от ощущения:

Ощущение - отражение отдельных свойств предмета

Восприятие - отражение предмета в целом.

 

Особенность восприятия музыки - подключение каналов, не связанных со слухом. Это явление носит название синестезии.

Синестезия - любые ассоциации, связанные с музыкой, отдельными звуками, тембрами и тональностями.

Виды синестезий (по Б.Галееву):

-- Визуальные (" картинка", цвет, абстрактная форма и т.п.)

-- Осязательные и кинестетические (ощущение музыки как движущейся материи, например, изображение содержания музыки через танец)

-- Вкусовые (" терпкие" гармонии и т.п.)

-- Обонятельные (" ароматы" звучащих пластов и т.п.)

-- Температурные (" прохладный" тембр флейты и т.п.)

-- Гравитационные (" тяжёлый" рок и т.п.)

 

Возникновение синестезий:

1. Как мыслимый образ (представление) или как реальное соощущение

2. Непроизвольно или при усилии воли

3. Всегда или иногда

 

Свойства образа восприятия:

 

-- Наличие сенсорных качеств. Любой образ, хотя и не сводится к сумме ощущений, может быть разложен на сенсорные элементы. К примеру, то, что в нашем восприятии фигурирует как " тоническое трезвучие до мажора", на самом деле лишь сумма звуковых волн, обладающих высотами, громкостью и тембром.

-- Целостность образа. Образ организован. Это гештальт - некая фигура на нейтральном фоне. Когда мы слушаем музыку, какие-то элементы становятся " фигурой" (например, мелодия). Всё остальное - фон. Когда студент готовится к " викторине" по истории музыки - " фигуры" совершенно иные вплоть до парадоксов (стук грампластинки в главной партии некой сонаты...)

-- Константность образа или постоянство свойств. Например, мы можем узнать мелодию в любых регистрах, тембрах и тональностях, хотя физические характеристики мелодии изменены.

-- Предметность образа - образ для человека это самостоятельная " вещь" с собственным наименованием. В музыке - многоуровневая система образов. Существуют элементарные образы, которые мы держим в сознании - образы интервалов, аккордов. Образы музыкальных произведений относятся к сложным образам.

-- Индивидуальный характер образа - у каждого человека своя система образов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.