Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценические способности предполагают






 

1. Наличие всего комплекса оптимальных функциональных состояний:

-- Настрой

-- Готовность

-- Активность

-- Выносливость

-- Внимательность

Все эти качества должны в совокупности присутствовать на сцене и продуктивно формироваться в нужное время перед выходом на публику. Музыкант должен быть оптимально " разогрет", но не должен допускать " перегорания" в момент выхода на сцену. Всё это достигается в процессе тренировки.

2. Обладание стрессоустойчивостью и даже " стрессолюбивостью".

Сценическая деятельность относится к стрессовым. Поэтому музыкант должен, в идеале, любить стрессовые переживания.

 

Существует 5 основных типов реакции на стрессовую ситуацию:

-- Напряжённый тип. В стрессовой ситуации человек сковывается, кусает губы, сжимает руки. Может проявляться импульсивность и напряжённость действий. Внимание сужено и приковано к " одной точке".

-- Трусливый тип. В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает сильное чувство страха. Проявляет комплекс реакции по принципу " убежать - замереть - упасть": в крайних случаях пытается спрятаться, полностью " уйти в себя", закрывает глаза, затаивает дыхание.

-- Тормозной тип. Проявляет заторможенность действий. Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации " замедленной съёмки".

-- Агрессивный тип. Человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, " нападая" на всех и всё, нередко за исключением истинного источника стресса.

-- Прогрессивный тип. В стрессовой ситуации улучшаются показатели деятельности. Появляется " боевой задор", человек обнаруживает минимальную затрату сил при выполнении работы. Стресс становится активизирующим толчком для мобилизации скрытой эмоциональной силы и творческого подъема.

 

В деятельности музыканта мы можем обнаружить все проявления стрессовых реакций.

" Напряжённый" тип поддаётся исправлению в ходе практики. Мы можем часто наблюдать, например, как маленькие дети напряжены на уроке, пытаясь " собрать воедино" всю совокупность стоящих перед ними исполнительских задач. В процессе работы совершенствуются навыки, многие действия начинаются совершаться автоматически, появляется уверенность, и данный тип реагирования заменяется на более продуктивный.

" Трусливый" тип реагирования связан с любыми проявлениями страха на уроке или на сцене. Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, хаотично двигаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Бывают случаи, когда молодой исполнитель даже покидает сцену, убегая за кулисы, или прекращает играть, оставаясь на месте и дрожа от страха (нередко от страха наказания). При обнаружении у ученика " трусливого" типа реагирования важно понять его первопричины. Не слишком ли ученик боится, что педагог его накажет? Или у ученика повышенный уровень тревожности? Уверен ли он в себе как личность и как музыкант?

Человек " тормозного" типа зачастую требует " встряски". С ним довольно сложно работать, так как на него затрачивается очень много энергии. Для продуктивной деятельности такому человеку необходим хороший " запас прочности" знаний и навыков. В этом случае он ощущает надёжность в своей деятельности и становится достаточно уверенным. Нередко такие люди излишне перестраховываются и долго не решаются выйти на публику, ожидая поддержки или подтверждения оптимальности своего профессионального уровня.

" Агрессивный" тип допустим у маленьких детей (в частности, некоторые маленькие пианисты начинают " наказывать" непослушный инструмент, шлёпая его по клавишам или деке). У взрослого агрессивная реакция (в условиях профессиональной музыкальной деятельности) свидетельствует лишь об отсутствии эмоциональной культуры.

" Прогрессивный" тип реагирования является идеальным для сценической (да и педагогической тоже) деятельности музыканта. Существуют группы людей, так называемых " экстремалов", для которых стрессовая ситуация - отличный стимул для деятельности. Более того, им скучно работать в комфортных условиях. Такого рода исполнители не любят " выкладываться" на уроках или репетициях, но всегда превосходно чувствуют себя на сцене. Экстремалу обязательно необходима деятельность, связанная со стрессом, риском. Такому человеку затруднительно работать в рутинных, спокойных условиях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.