Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальность






Музыкальность - это эмоциональная отзывчивость на музыку, особая восприимчивость человека к звучащей музыке, повышенная впечатлительность от неё, а также способность к выразительному исполнению музыки.

А. Готсдинер анализирует подходы различных исследователей к природе музыкальности (Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993, стр. 26-27):

" Можно выделить следующие концепции истолкования музыкальности: она является единым и целостным свойством. Такой точки зрения придерживались Г.Ревеш и С.Надель. Противоположная концепция принадлежит Ю.Майнуорингу, К.Лампу и Н.Кею, Г.Кенигу, кото-рые считали, что музыкальность состоит из совокупности различных музы-кальных способностей. Другие авторы указывали на одну способность, лежа-щую в основе музыкальности; А.Фейст сводил ее к чувству интервалов, К.Штумпф и М.Майер - к способности анализировать созвучия. К.Сишор (...) сводил ее к большому числу не связанных между собой музыкаль-ных способностей разной сложности и происхождения (...)

Защищая свою концепцию о единой и неделимой музыкальности, Ревеш утверждал, что она является врожденным, первичным и фундаментальным свойством человека. Она или есть или ее нет, поэтому музыкальность нельзя воспитать, ее можно только развивать. (...) Причем в понятие музыкальности Ревеш включил такие признаки, как способность переноситься в настроение музыки и эстетически наслаждаться ею, затем в одном ряду с ними ставятся глубокое понимание музыкальных форм и тонко развитое чувство стиля (...)

Противоположной точки зрения о природе музыкальности придерживались. А.Маркс и С.Надель, которые утверждали, что музыкальность свойственна всем людям. Тем самым они отрицали роль врожденных факторов (...) Американские психологи Эндрьюс и Копп, отмечая врожденность музыкальных способностей, подчерки-вали роль обучения в определенном возрасте для их развития (...)

Ревеш и Сишор игнорировали роль обучения и воспитания и сводили музыкальность к врожденным свойствам. А.Маркс и С.Надель выделяли зна-чение обучения и воспитания, зачеркивая при этом роль врожденных индиви-дуальных различий, обусловливающих формирование способностей".

В работе " Психология музыкальных способностей" Теплов убедительно показал, что музы-кальность человека, " зависит от его врожденных инди-видуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения". Наиболее отчетливо можно обнаружить музыкальность по критерию выразительности исполнения.

 

Признаки музыкальности у детей:

-- Впечатлительность (ребёнок " застывает", прислушиваясь к музыке или, наоборот, начинает двигаться под музыку)

-- Потребность в музыкальных переживаниях (подходит к музыкальным инструментам, просит взрослых сыграть что-нибудь или сам пробует играть, поёт, пробует включить аудиозаписи и т.п.)

-- Избирательное отношение к музыке (можно чётко определить, какая музыка ребёнку нравится, какая - нет)

 

Проблема эмоционального " выгорания" и притупления музыкальности

В процессе профессионального становления музыканта существует несколько периодов, когда музыкальность как бы " притупляется":

-- Исполнение теряет выразительность

-- Пропадает потребность в музыкальной деятельности

-- Человек перестаёт реагировать на музыку

Одна из причин - эмоциональное " выгорание", связанное с избыточной профессиональной активностью, замешанной на конкуренции, эмоциональными перегрузками или разочарованиями. " Выгорание" свойственно не только музыкантам. Замечено, что симптомы " выгорания", как правило, появляются на 7-10 год профессиональной карьеры человека. Однако если у обычного профессионала данные симптомы возникают около 30-летнего возраста (когда человек уже полностью сформирован), то у музыкантов они могут появиться в 12-14 лет и протекают намного тяжелее! Этим объясняются массовые случаи, когда способные (и даже талантливые) подростки бросают музыкальную школу, отказываясь заниматься музыкой.

Второй этап " выгорания" - снова примерно через 7-10 лет. Он приходится на второй-третий курсы консерватории, когда многие студенты испытывают разочарования в своей профессии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.