Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные особенности личности в связи с задачами воспитания и развития. Возрастные периодизации.






 

Понятие о возрасте

-- Календарный возраст - количество прожитого времени с момента рождения (дни, месяцы, годы...)

-- Уровень развития какой-либо функции (психологическое понимание возраста).

Коэффициент интеллекта (IQ) - умственный возраст, который рассчитывается исходя из количества правильно выполненных заданий теста, пересчитанных на календарный возраст человека.

Также существует понятие " физиологического возраста " (" несмотря на то, что вам уже 50, ваш организм сохранился и функционирует как у 40-летнего..."), " социального возраста ", " личностного возраста", " эмоционального возраста " и т.п.

 

Соотношение " календарного" и " психологического" возраста отражено в возрастных периодизациях. У каждого возрастного этапа есть свои психологические задачи. Любое качество должно быть сформировано вовремя.

Если время упущено - бывает сложно (иногда невозможно) компенсировать упущенное. Например, если маленький ребёнок в младенчестве и раннем детстве будет лишён человеческого общения, то он не сможет научиться говорить. Примеры тому - " реальные Маугли", дети, воспитанные животными.

Преждевременное приобретение какого-либо качества - тоже не всегда продуктивно. Например, ранняя сексуальная жизнь может истощить человека энергетически и физически.

 

Возрастные периодизации - схемы возрастных изменений каких-либо значимых функций или свойств у человека. Периодизации отражают актуальные задачи того или иного возраста.

Рассмотрим некоторые примеры периодизаций.

 

Возрастные задачи на основании периодизации Э.Эриксона

 

Э.Эриксон выдвинул теорию " ядерных личностных конфликтов". Согласно данной теории, ядро личности человека (или, по Юнгу, - " самость ") развивается в ходе решения внутриличностных базовых конфликтов при взаимодействии с обществом.

В течение жизни человек проходит через 8 основных конфликтов (8 периодов). Важно последовательно разрешать конфликты. Нерешённый конфликт затормозит личностное развитие и будет препятствовать решению последующих конфликтов.

Однако ситуация нерешённого конфликта не фатальна. Каждый конфликт может быть решён позднее с помощью специальных психологических техник, символически " возвращающих" человека на предыдущие возрастные этапы вплоть до младенчества и дородового периода (например, техники Холотропного дыхания или Ребёфинга).

 

 

Период Конфликт Новообразование Возрастные задачи
1. " Младенчество" 0 - 1 год Надёжность - ненадёжность мира Доверие Научиться доверять миру, себе. Ощутить надёжность собственной жизни. Эти задачи решают окружающие взрослые, т.к. ребёнок ещё бессилен что либо сделать сам. Важна гармоничная благоприятная атмосфера в доме, контакт с любящими, уверенными в себе взрослыми.
2. " Ранний" 1 - 3 года Автономия - зависимость Воля Формируется право на своё " я". Задача - " встать на ноги" Задача взрослых - формирование самостоятельности ребенка
3. " Игровой" 3 - 5 лет Свобода - запрет Совесть, целеустремлённость Усвоение культуры, формирование продуктивного " Супер-Эго", совести Задача взрослых - помочь ребёнку отрегулировать своё поведение не на основе страха и чувства вины, а на основе совести.
4. " Школьный" 5 - 12 лет Умелость - неполноценность Компетентность Формирование позитивной адекватной самооценки, чувства компетентности, способности достигать цели Задача взрослых - помочь ребёнку научиться оценивать самого себя, научиться действовать самостоятельно и уметь просить о помощи
5. " Юность" 12 - 18 лет   Эгоидентичность (идентичность своего я, личностная целостность) - диффузная идентичнгость (набор не сочетаемых между собой " масок") Любовь, верность себе и другим Формирование личностной целостности, способности к настоящей любви и дружбе. Важно научиться любви в широком смысле слова и допускать в свою жизнь все проявления любви: любовь между мужчиной и женщиной, любовь детей и родителей, любовь друзей, любовь к самому себе, любовь к Природе и миру и т.п.
6. " Молодость" 18 -25 лет Сопричастность - одиночество Вера Способность формировать новые контакты и уметь быть в одиночестве. Способность верить на основе чувства, разума и интуиции, но не на основе фанатизма. В этом возрасте важно научиться формировать новые контакты с людьми и научиться быть в одиночестве. В детстве и юности контакты заводятся, как правило, сами собой, без нашего участия. В дальнейшем, при стабилизации жизни, человеку, зачастую, приходится прилагать усилия для поиска новых знакомств и важно уметь это делать.
7. " Взрослость" 25 - 50 лет Творчество - застой Забота, креативность, Самость Максимальная реализация личностного потенциала. Завершение формирования " Самости". Творческое отношение к жизни Задача человека - максимальное раскрытие собственного личностного и творческого потенциала. Опасность погружения в рутину, преобладания стереотипов в мышлении и поведении.
8. " Зрелость" 50 -------->   Целостность - разочарование Мудрость Формирование мудрости Задача человека - формирование мудрого просветлённого взгляда на мир.

 

 

Возрастные задачи на основе теории кризисов Н. Логиновой

 

Кризис - момент перехода количественных накоплений в качественные изменения. Чаще всего, кризис - болезненное переживание, хотя и не всегда. Возрастные кризисы могут длиться от нескольких месяцев (в детстве) до нескольких лет (у взрослого человека). Время начала и завершения кризиса даётся приблизительно: чем старше человек, тем б о льшую роль играют индивидуальные особенности развития личности.

1-й кризис. " Кризис 1 года".

Ребёнок " отделяется" от взрослого. Требует не просто опеки, а совместной деятельности. Если раньше ему было достаточно находиться у взрослого на ручках, то теперь он будет требовать внимания лично к себе. В случае отсутствия внимания - будет протестовать. Важно давать ребёнку это внимание, периодически обращаться к нему, даже выполняя какую-то работу или читая книгу.

2-й кризис. " Кризис 3-х лет"

В этом возрасте происходит первая социализация личности, рождение " я".

Признаки кризиса:

-- Появление слова " Я" и других местоимений

-- Острая аффективная реакция на критику, обидчивость, капризность

-- Негативизм. Желание делать всё наоборот

-- Освоение " иллюзорного мира", мира " как будто". Игра с воображаемыми объектами (" это не стул, а самолёт"). Создание воображаемых друзей, недругов, нейтральных существ и взаимодействие с ними (" мама, налей и гномику чай! ", " это не я пролил суп, а злой дракон! "). Ложь как средство " проверки мира на прочность". Важно поддержать развитие фантазии ребёнка, направляя её в нужное русло.

-- Настойчивость в деятельности и предвидение её конечного результата

-- Острое переживание успеха. Разбита чашка: " Мама! Смотри! Смотри! " - радостно кричит малыш

-- Нетерпимость к опеке взрослого. " Я сам(а)! "






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.