Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы педагогического общения






В процессе педагогического общения возникают проблемы, не связанные напрямую с предметом учёбы. Например, бывают ситуации, когда педагог, отличный профессионал, оказывается неспособен справиться с учеником, по всем признакам человеком одарённым и заинтересованным! Или целая группа отказывается от ведущего преподавателя в пользу начинающего и неопытного. В чём дело? Кто виноват в подобных ситуациях?

Оказывается, причина неудачи может корениться в незнании законов педагогического общения, в неспособности должным образом наладить процесс общения педагога и ученика.

1. Проблема " языка" педагогического общения - одна из базовых проблем, требующих решения. " Язык" - это совокупность всех средств общения между людьми, куда входит не только употребление слов.

Когда мы общаемся, то реагируем не на сами действия людей, а на те значения, что придаём этим действиям.

а) " язык" поступков. Каждый поступок может быть " прочитан" и трактован по-разному. К примеру, ученик перестал ходить на уроки к педагогу Н., но посещает занятия педагога М. Как Н. может " прочитать" данное поведение? По-разному, в зависимости от особенностей своего " языка". Он может " прочитать" это поведение как личное оскорбление, неуважение и начать действовать соответственно. Однако он может и отложить однозначное " прочтение" данного поведения ученика, чтобы получить дополнительные сведения. Может, ученик работает в это время? Или занятия поставлены слишком рано: ученик не успевает вовремя встать и опаздывает к началу занятий...

б) " язык" ценностей. У всех людей приблизительно сходные ценности. Мы хотим быть любимыми, хотим внимания и уважения к себе, хотим, чтобы педагог был заинтересован в наших успехах... Однако на разных " языках" проявление данных ценностей будет " озвучено" по-разному. Если на твоём языке " бьёт - значит любит ", то ты будешь искать сурового и жёсткого педагога. Ты просто не сможешь правильно понять педагога заботливого и внимательного; он может показаться тебе " слабым" и " неуверенным в себе".

Педагога, излишне заинтересованного в личной жизни ученика, могут " прочитать" как назойливого, хотя на " языке" самого педагога такая заинтересованность - лишь забота о профессиональном будущем студента.

в) " языки" темпераментов. Представители разных темпераментов (особенно люди, близкие к " чистым" типам) зачастую с трудом понимают друг друга. Например, педагогу-холерику ученик-флегматик может показаться туго соображающим, неспособным или не готовым к уроку. А преподаватель-меланхолик, вполне возможно, воспримет ученика-сангвиника как легкомысленного, неглубокого, ненадёжного...

г) " языки" поколений. Очевидно, что язык молодёжи и язык пожилых людей сильно отличаются друг от друга. Многим пожилым педагогам сложно воспринимать манеру общения молодых. Они часто жалуются на " грубость" и " бесчувственность" современных учеников.

д) " языки" мужчин и женщин. Общеизвестно, что мужчины и женщины по-разному выражают свои эмоции, чувства, мысли и отношения к явлениям и предметам мира. Это важно учитывать и в педагогике при общении с учениками того или иного пола, особенно при общении с подростками и взрослыми

е) " языки" социальных групп и сословий. Люди, принадлежащие к различным социальным группам, также по-разному выражают свои эмоции, чувства, мысли и отношения к явлениям и предметам мира. Аристократическая сдержанность не будет понята людьми, в среде которых принято легко срываться на крик и грубость. Так же и наоборот.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.