Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Методические указания при подготовке к выступлениям студентов на семинарских занятиях






 

 

Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль, насаждать схематизм.

 

6.1.ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ к любому выступлению студента примерно таков:

1) Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.

2) Раскрытие сущности проблемы.

3) Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

Разумеется, студент не обязан строго придерживаться такого порядка изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.

Обязательным требованием к выступающему, особенно в начале семинарского курса, является зачитывание плана выступления, доклада, реферата. Важнейшие требования к выступлениям студентов — самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.

Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными». Примеры из области наук, близких к будущей специальности студента, из сферы познания, обучения поощряются руководителем семинара.

Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Следует помнить, что каждое последующее выступление должно быть интереснее по содержанию и форме предыдущего, что связано с законами восприятия.

Целесообразно далее составить предварительный план речи, который затем будет уточняться. Этот предварительный план выступления называют рабочим планом. Он нужен только в процессе подбора материала и, конечно, будет меняться.

Затем подбирают теоретический и фактический материал. Насыщенность речи теоретическим и фактическим материалом зависит от темы речи и состава слушателей. В докладе, лекции требуется приводить множество фактов, чтобы доказать свои положения и убедить слушателей.

Умело подобранные факты и цифры обогащают речь, делают ее конкретной, доходчивой, убедительной.

обращения к фактам:

• они должны быть достоверными и абсолютно точными:

• их не должно быть много:

• они должны быть подчинены обшей идее речи:

• необходимо личное отношение к факту.

Источники

• наблюдение.

• изучение различных жизненных явлений.

• беседы и интервью со специалистами.

энциклопедии.

• справочники.

• научная и научно-популярная литература:

• газеты и журналы.

• документы и др.

способы работы с книжными источниками:

1) беглый просмотр книги или журнала (цель - узнать, что можно взять для себя из нового источника, либо - освежить в памяти прочитанное ранее);

 

2) выборочное чтение (чтение не всего текста источника, а лишь отдельных фрагментов, относящихся к теме выступления);

 

3) углубленное чтение или изучение (конспектирование статей или книг, выписка цитаты).

цитата:

• цитата позволяет в иной форме повторить мысль оратора, а без такого повторения в различных вариантах мыслей выступления оно не воспринимается во всем своем объеме:

• цитата, особенно яркая и образная, позволяет избежать однообразия речи, снять утомление.

Работа с цитатами:

- избегайте искажения цитат;

- стремитесь к их точному пониманию (неправильное разъяснение чужих высказывании подрывает авторитет оратора);

- цитаты должны быть попятными и доступными;

- цитирование должно быть умеренным:

- сила цитат не в их количестве, а в умении правильно и к месту применить их в публичном выступлении.

Итак, материалы к выступлению собраны. Возникает вопрос: писать или не писать полный текст речи? Существует несколько вариантов оформления текста речи:

-можно записать полный текст выступления (лекции, доклада).

- можно сделать подробный конспект.

- можно ограничиться тезисами.

- можно набросать план (развернутый или краткий).

 

Перед выступлением полезно прочитать речь или воспроизвести ее устно. Это репетиция, т. е. произнесение текста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). Во время репетиции необходимо обратить внимание на технику произношения. Прежде всего на орфоэпию - образцовое литературное произношение. соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слушать и слышать себя, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать свою речь. Следует обратить внимание и на дикцию, на темп речи, на громкость голоса. Репетируя свое выступление, оратор должен следить за своим голосом, чтобы он звучал ясно, в меру громко, не был монотонным. Надо обращать внимание на паузы, логическое ударение и т. д.

Нужно следить за своей мимикой, жестами, позой. Нередко в этом помогает репетиция перед зеркалом. В процессе подготовки лекции или доклада также следует использовать знания композиции речи, приемов изложения и объяснения материала, видов аргументов, -чтобы сделать речь более действенной и доказательной.

Кратко рассмотрим перечисленные понятия.

 

6.2. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления (лекции, доклада). Все части выступления любого вида взаимно связаны и составляют неразрывное целое.

Начало речи.

Чтобы сразу привлечь внимание аудитории, следует грамотно построить начало речи. Чаще всего речь начинается с этикетных формул: с обращения, приветствия, представления, изъявления радости: уважаемые коллеги, дамы и господа; уважаемые товарищи; дорогие друзья; здравствуйте, я рад вас приветствовать, разрешите представиться; я рад счастливой возможности выступить перед вами.

Первый, самый ответственный момент в речи - привлечь внимание слушателей или " зацепить" их внимание. Этих " зацепляющих крючков" может быть много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п.

Примером типичного интригующего начала речи может служить следующий анекдот: «Профессор приходит на лекцию и начинает рассказывать: " Два студента, Иванов и Петров, познакомились с девушкой, обоим она понравилась. Девушка предпочла Иванова, и Петров остался с носом, а Иванов - без носа, но зато с поражением мозга и желудка... Итак, тема лекции - " Сифилис и его последствия"».

Вступление.

После интригующего начала следует вступление, которое вводит слушателей в сущность дальнейшего содержания и психологически подготавливает их к восприятию изложения. В нем сообщается тема выступления, перечисляются проблемы, которые будут рассмотрены в основной части. В функции вступления также входит закрепление контакта со слушателями, усиление их внимания и интереса.

Главная часть (содержание).

Вступление помогает перейти в главной части, в которой излагается основной материал. В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части, если речь рассчитана на нейтрального или незаинтересованного слушателя. Если же слушатель заинтересованный, то основная мысль формулируется в конце речи. Такое расположение главной мысли объясняется психологическим законом памяти - " фактором края", или " законом первого и последнего места": лучше запоминается то, что находится в начале или в конце последовательности событий.

Основная мысль пронизывает все выступление, оно распадается на части, каждая из которых имеет свою идею. Как же излагается материал речи?

Выступающий пользуется логическими формами изложения, каковыми являются:

♦ анализ,

♦ синтез,

♦ сравнение.

♦ обобщение.

Анализ - это мысленное расчленение объектов, предметов на их составные части, мысленное выделение в них отдельных признаков.

Синтез - это мысленное соединение в целое частей объекта, предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение - это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным (главным) и несущественным признакам.

Обобщение - это мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

Также выступающий может пользоваться логическими приемами изложения и объясненияматериала.

Эти приемы разнообразны. Так, выступающий может не только рассказывать, но и показывать таблицы, схемы, графики, чертежи, модели, диапозитивы, демонстрировать опыты, чертить, писать. Все эти приемы необходимы для того, чтобы в яркой, доступной, запоминающейся форме донести содержание выступления до слушателей.

Можно строить изложение темы таким образом, чтобы от общих положений и правил переходить к частному, конкретному. Это так называемая дедукция.

Можно строить изложение от частного (анализ известных или новых фактов, примеров) к общему выводу. В таком случае выступающий имеет дело с индукцией.

 

Аналогия - это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.

При использовании аналогии следует соблюдать правила.

А) аналогия действительна лишь тогда, когда два явления сходны между собой в существенных признаках;

Б) при уподоблении двух явлений или событий следует учитывать различия между ними.

Знание правил и особенностей дедукции, индукции и аналогии способствует доказательному построению выступления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.