Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бессмысленный героизм






Истинный героизм

Ярким примером может послужить известная история об учителе физкультуры из Беслана. Первого сентября, когда школу захватили террористы и сотни детей и их родителей оказались в заложниках, мужчина нашел незаметный для боевиков «путь на свободу». И каждый последующий день, рискуя собственной жизнью, отправлял детей на свободу, даруя им жизнь. Опасность и риск данного поступка можно назвать героическими, потому как они несли в себе желание спасти жизни людей.

Бессмысленный героизм

В Интернете, в статье С.Медведева «Страна лихачей: миф о русской удали», познакомилась со страшной статистикой и примерами русской бесшабашности. Вот в Альпах в новогоднюю ночь восемь человек, в том числе семеро россиян из Краснодара, поужинав в горной гостинице, ночью загрузились в снегоход с прицепом и отправились вниз по неосвещенной горнолыжной трассе. Снегоход сорвался в пропасть со стометровой высоты, шестеро погибли.

Эта трагедия ужасна — и в то же время совершенно узнаваема. Речь идет не только о преступной халатности водителя снегохода, но и о том, что русские люди очень часто бессмысленно рискуют.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЛАГОРОДСТВО

13. проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;

Д. С. Лихачёв В «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно». Каждому из нас необходимо запомнить эти слова известного ученого.

14.проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?)

У Василия Макаровича Шукшина есть киноповесть «Калина красная». Главный герой Егор Прокудин, бывший уголовник, в душе не может себя простить, что очень много горя принёс своей матери. При встрече с пожилой женщиной он не может признаться в том, что он её сын. Совесть не позволяет!

15. проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей

1.Я. Голованов в книге «Этюды об ученых» рассказывает о судьбе знаменитого русского мореплавателя Василия Головина, который, оставшись сиротой, рано осознал ответственность за свое будущее. Он много работал над собой и поэтому впоследствии стал знаменитым русским мореплавателем.

2.Полярный исследователь Руал Амундсен с детства готовил себя к суровым путешествиям: зимой спал с открытым настежь окном, пробегал на лыжах по 50 километров в день, работал матросом на зверобойной шхуне… Ученый считал, что сила воли — главное в самовоспитании, в достижении поставленной цели.

16. проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?)

1.Б. Васильев в повести «Летят мои кони…» рассказывает о докторе Янсене, обладавшем редчайшим нравственным даром жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым, потому что не было более бескорыстного и честного человека, отдающего себя людям, помогающего им во всем. Он и погиб, спасая детей из канализационного колодца, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.

2.К.М. Станюкович в книге «Матросик» повествует об Илье Кушкине, бесконечно добром человеке, готовом помочь каждому. Илья пошел служить на флот вместо своего только что женившегося односельчанина. Не каждый бы поступил так! Кушкин спас экипаж корабля, когда судно терпело бедствие, а сам погиб.

ЧЕСТЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО

17. проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?)

Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» рисует образ Степана Плюшкина, скупого помещика, олицетворяющего полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной скупостью. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей когда-то неплохого хозяина и семьянина, утрату им всех моральных ценностей.

18.проблема защиты чести и собственного достоинства

Вспомним роман А.С Пушкина «Капитанская дочка», главного героя произведения Петра Гринева, факты жизни которого свидетельствуют о том, что понятия долга и чести для него святы, они его жизненный принцип. Судьба свела молодого офицера с Емельяном Пугачевым, жестокость которого по отношению к тем, кто не признавал в нем Петра III, была хорошо известна и приводила в ужас дворян. Несмотря на неотвратимость смерти в случае отказа от присяги «злодею», Гринев выбирает именно этот путь, не считая возможным для офицера нарушить присягу, данную императрице.

19. проблема истинных и ложных жизненных ценностей

А.С. Пушкин в повести «Пиковая дама» рассказывает о судьбе Германна, который перепутав истинные и ложные жизненные ценности, страстно жаждет разбогатеть, завладев тайной трех карточных чисел. Заветные три карты помогли герою выиграть, но лишили надежды на счастье. Он становится невольным убийцей старой графини, причиной страданий Лизаветы Ивановны, своей возлюбленной и в конце повестисходит с ума.

ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ

20. проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми

В повести Ю.Короткова «Медовый месяц» изображена наша современная жизнь, жестокая и неискренняя. Один из героев книги Андрей, новый русский, -типичный эгоист. Он не доверяет окружающим, делает всё лишь во благо себе, совершает низкие поступки только из корыстных побуждений. Девиз жизни этого эгоиста ярко проявляется в его словах: «Если чего-то очень хочешь – возьми! Любой ценой!.. Не спи, не ешь, укради, умри, но добейся…»

21.проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которою считаешь другом

В повести Юрия Короткова «Седой» генеральский внук Александр, по своему желанию пошедший служить в армию, подружившийся там с бывшим детдомовцем Олегом Петуховым, сделал все, чтобы убедить друга, что не все в мире злы и жестоки и что не все проблемы можно решить при помощи кулака. Многое изменилось в мировоззрении Петухова, когда Александр, пожертвовав собой, спас ему жизнь. Вот пример самоотдачи в отношениях с другом.

22.проблема истинной дружбы

А.С.Пушкин понимал дружбу не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него — это целый круг людей, близких «по судьбе», это «братство», «наш союз», сложившийся еще в лицее. Манифест пушкинской дружбы — седьмая строфа стихотворения «19 октября»:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз…

Поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе истинного дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связей между друзьями.

23.проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?)

1.Д.С.Лихачев «В письмах о добром и прекрасном» пишет о том, что «злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…». Ученый дает советы, как избежать человеку грубости: быть сдержаннее, не так эмоционально реагировать на слова собеседника, поставить себя на его место.

2. Недавно известного актера Станислава Юрьевича Сальского оскорбили зрители прямо во время спектакля. Позже он объяснил, почему не стал отвечать обидчикам на грубость: «Я не имею права со сцены ничего отвечать. Станиславский говорил, что театр – это храм. Я со сцены не имею права ни позволить себе какую-то грубость, ни ругаться матом».

24.проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?)

А.А. СМОЛЬКИН в социологической статье «ПАРАДОКСЫ ОТНОШЕНИЯ К ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» пишет, что «как правило, сегодня в российском общественном мнении преобладает негативное отношение к пожилым людям». Автор приводит данные соцопроса, в котором все респонденты сходятся во мнении, что «плохое отношение» к пожилым людям — это отсутствие уважения или демонстрация этого. В чем проявляется это негативное отношение к старикам? Так, молодые люди пожилым не уступают место в транспорте, не помогают донести сумку, перейти дорогу, не пропускают в очереди, в общении с пожилым человеком допускают неуважительный тон.

25.проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя

Игумен Федор в статье «Об отчаянии» говорит, что «отчаяние – спутник всех горюющих». Священник считает, что «с впавшим в отчаяние человеком трудно общаться, и очень сложно что-то до него донести». Помочь такому человеку можно, лишь окружив его любовью. Не потакать его страстям вседозволенностью, а «согреть добрым отношением, потерпеть его немощь, понять его болезнь».

ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

26. проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц

Для подтверждения своих мыслей хочу обратиться к «Письмам о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева. В одном из них говорится о том, что люди разучились радоваться мелочам: восходу солнца, пению птиц, журчанию ручейка… Научиться этому, считает ученый, можно не только в детстве, но и в пожилом возрасте. Только необходимо пересмотреть свои взгляды на жизнь, стать оптимистичнее.

27.проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?)

Известный психолог Г. Козлов утверждал, что ребёнок способен создать себе радость из ничего, из обыкновенной вещи, из простой улыбки. Это великий дар – создавать радость из пустоты. Можно просто хлопать по ушам, можно отдирать клей от пальца или выдувать колечки. Это пустота, но это весело, и это может занять целый день. Дети умеют творить радость вокруг себя. И мы, взрослые, должны учиться у них наполнять свою жизнь радостью.

ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

28. проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?)

Вспоминаю произведение А. П. Чехова «Тоска». Данный рассказ повествует о судьбе извозчика Ионы Потапова. Потеряв любимого сына, он хочет хоть с кем-то разделить своё горе, но никому нет дела до него. От безысходности Иона решает рассказать свою печальную историю лошади: ему кажется, что только она сможет посочувствовать его беде…

29.проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?)

У И.А.Бунина есть потрясающий рассказ «Красавица», повествующий об одиночестве ребенка. История стара как мир…У мальчика умерла мать, а новая жена отца сделала все, чтобы превратить жизнь мальчика в кошмар. «И этот бедный, нетерпимый в собственной семье ребенок в своем круглом одиночестве» живет «совершенно самостоятельной жизнью, обособленной от всего дома».

30.проблема одинокой старости

Толстой-мастер постиг не только прелесть юности, но и безысходность старости. Всего несколькими штрихами он в романе «Война и мир» рисует нам бессилие умирающего графа Безухова. Совсем недавно еще красавец, граф сейчас уже не может самостоятельно перевернуться. А описание беспомощно завалившейся руки! И умирающий граф, и его сын осознают, как же она, пришедшая старость, страшна и безобразна! Страшна в присутствии родных и близких! А если рядом никого нет?!

ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО

31.проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?)

1.У Г. И. Успенского есть замечательный рассказ «Выпрямила». Он о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала человека лучше: он стал вести себя безукоризненно, ощутил в себе счастье быть человеком.

2. Разные люди неоднозначно воспринимают произведения искусства. Один с восторгом замрет перед полотном мастера, а другой равнодушно пройдет мимо. О причинах такого разного подхода рассуждает в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев. Он считает, что эстетическая пассивность некоторых людей порождена отсутствием должного приобщения к искусству в детстве. Только тогда вырастет настоящий зритель, читатель, ценитель картин, когда он в детские годы будет видеть и слышать все, что отображается в произведениях искусства, переноситься силой воображения в мир, облеченный в образы.

32.проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?)

Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины, в котором рассказывалось о том, что та осталась одна и ей не хочется жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», женщина стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит … Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

33.проблема восприятия музыки человеком

1.В ряде произведений русских писателей герои испытывают сильные эмоции под воздействием гармоничной музыки. Один из персонажей романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег, находится в смятении, но, услышав великолепное исполнение арии своей сестрой Наташей, приободрился. несчастное происшествие перестало быть для него столь трагичным.

2. В повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» под звуки сонаты Бетховена героиня Вера Шеина испытывает душевное очищение после пережитых ею тяжёлых минут жизни. Волшебные звуки рояля помогли ей обрести внутреннее равновесие, найти силы, обрести смысл дальнейшей жизни.

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ ПРИРОДЫ

34.проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы

Ярким примером варварского отношения к природе являются строки из стихотворения М.Дудина:

Мы сделали не из- под палки,

А рвеньем собственным горя,

Из чистых океанов – свалки,

Перезагадили моря.

На мой взгляд, лучше не скажешь!

35.проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы

По-разному относятся к природе героини романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В душе Наташи Ростовой есть что-то неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту русского пейзажа. Трудно себе представить Элен Безухову на месте Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. А как вдохновенно она любуется красотой летней лунной ночи!

36.проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека

В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!!

37. проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?)

В Интернете прочитала статью из газеты «Крымские известия» о судьбе знаменитого Сакского озера, из недр которого добывают уникальную грязь, способную поднять на ноги тысячи больных людей. Но в 1980 году чудодейственный водоем разделили дамбами и перемычками на две части: одна «лечила» людей, другая «производила» соду…Через 3 года содовая часть озера превратилась в зловонную водную поверхность, убивающую все вокруг себя…Спустя годы хочется воскликнуть: «Неужели не было в огромной державе по имени СССР другого менее значимого озера, на берегах которого можно было бы возвести содовый завод?!» Разве за подобное злодеяние мы не можем назвать человека варваром по отношению к родной природе?!

38.проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?)

В рассказе Константина Паустовского «Растрепанный воробей» показано, что люди не равнодушны к проблемам братьев наших меньших. Сначала милиционер спасает маленького воробья Пашку, упавшего с крыши ларька, потом отдает его на «воспитание» доброй девочке Маше, которая приносит птичку домой, ухаживает за ней, кормит ее. После выздоровления птицы Маша выпускает ее на волю. Девочка счастлива, что помогла воробью.

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЯЗЫКУ

39.проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?)

К.И. Чуковский в произведении «Живой как жизнь», анализируя состояние современного русского языка и речи, приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык, язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого.

ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ, КОТОРОЙ ОН НАДЕЛЕН

40. проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?)

В произведении Р. Брэдбери «Карлик» мы видим, как Ральф, герой рассказа, жесток и бессердечен: он, будучи хозяином аттракциона, подменил зеркало, в которое приходил смотреться карлик, утешавшийся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, стройным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя обыкновенным человеком, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в зеркале. Карлик страдает, мучается, но это лишь развлекает Ральфа, испорченного тем, что даже минимальная власть делает его жестоким и грубым. 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.