Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурного сервиса и туризма






1.1. Объекты бизнес - планирования

1.2. Субъекты бизнес - планирования

1.3. Цели и стратегия

1.4. Типы бизнес - планов

1.5. Бизнес - проект как инновационный замысел

 

На практике, как правило, существуют две ситуации:

- инвестиционный вакуум - деньги для инвестиций есть, но дать их некому, так

как нет достаточно грамотных проектов, в которые можно без особого риска

вложить капитал;

- инвестиционный тупик – целесообразность реализации проекта не вызывает

сомнений, но возможность получения реальной прибыли в конкретных эконо-

мических условиях вызывает сомнение.

Бизнес - план (БП) – комплексный документ, отражающий основные аспек-ты и показатели деятельности предприятия социально-культурной сферы и туриз-ма (в дальнейшем - компании) или бизнес - идеи, дающие полное объективное представление о бизнесе в этой компании (бизнес - идеи).

Для начала деятельности рекомендуется учитывать 4 правила:

1. Выбирать вид деятельности, о котором имеется хотя бы поверхностное

представление.

2. Начать с миниума.

3. Определить конкретную задачу и цели.

4. Составить план действий по реализации проекта в виде бизнес - плана (не

менее двух вариантов).

БП может быть целесообразен в следующих ситуациях:

1. Компании требуется увеличения капитала для дальнейшего развития.

 

 

2. При создании новой компании или смене собственника, при этом должна

быть разработана еще и стратегия развития.

3. На период значительных структурных изменений (реструктуризация, пе-

реход на разработку и / или реализацию новых услуг (продуктов).

4. Для реализации бизнес – идеи или инновационного замысла.

5. Для финансового оздоровления компании, находящейся в кризисном сос-

тоянии, с целью вывода ее из неплатежеспособности.

6. Для участия в конкурсах инвестиционных проектов.

Капитал, как правило, дается под следующие ценности:

1. Оригинальность идеи и ее рыночные возможности реализации.

2. Авторитет автора идеи и его предпринимательский талант.

3. Команда управления.

4. Уровень качества менеджмента в БП.

5. Качество разработки представленного БП.

6. Хорошая презентация БП.

7. Возможность реализации новых услуг (продуктов).

8. Возможность «перекрестной поддержки» с другими проектами.

9. Наличие специалистов данной сферы деятельности.

Бизнес-план позволяет:

1. Оценить перспективные возможности проекта или компании.

2. Выявить цели деятельности компании (бизнес - идеи).

3. Оценить объемы и источники финансирования.

4. Сформировать команду (менеджеров, исполнителей).

5. Подготовить к заключению и заключить контракты.

6. Выверить сроки выполнения проекта, сформировать график его реализа-

ции (БП составляется, как правило, на срок от одного года до пяти лет)

7. Выявить, оценить и учесть риски.

8. Регламентировать контроль за ходом выполнения проекта.

 

 

9. Повысить уровень квалификации.

10. Оценить степень ликвидность проекта и качество управления компанией.

В качестве обязательного условия, инвесторы требуют вложения в реализа-цию проекта собственных средств компании в размере не менее 30% от всей сум-мы затрат.

Наиболее распространенными областями использования БП (как правило) являются:

1. Создание бизнес - линий (линейки услуг / продуктов) или инвестицион-ных проектов), которые представляют собой совокупность прав собствен-ности, долгосрочных конкурентных преимуществ, специального и универ-сального имущества / разработок, технологий, контрактов, которые обеспе-чивают возможность получения определенных доходов.

2. Разработка БП специального назначения, финансово-экономического ха-рактера (эмиссия акций ОАО, подготовка к продаже предприятия / компани - банкрота, выкуп акций, паев ООО).

3. Обоснование вариантов планов санации компаний - банкротов. БП позво-ляет решать задачи, основными из которых являются:

- обоснование экономической целесообразности направлений развития ком-

пании;

- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь

объемов продаж, прибыли доходов на капитал;

- определение намеченных источников финансирования реализации выбран-

ной стратегии или способа концентрирования финансовых ресурсов;

- подбор работников, которые способны реализовать данный план.

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основ-

ной центр бизнес - плана – концентрация финансовых ресурсов. Именно БП – важное средство для увеличения капитала компании, так как служит основой биз-нес - идеи при переговорах с будущими партнерами или кредиторами; он играет

 

 

важную роль в приглашении на работу основного персонала компании.

Таким образом, БП является не только сугубо внутренним документом компа-нии, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверенны в квалифици-рованной проработки проекта и осведомлены о его эффективности.

 

Объекты бизнес - планирования

БПплановый документ, а процесс разработки бизнес - плана – один из видов перспективного планирования.

БП – обязательно письменный документ, суммирующий деловые возможно-сти и перспективы, разъясняющий, как эти возможности могут быть реализованы имеющейся в компании командой управленцев (менеджеров).

Овладение искусством разработки БП необходимо в силу следующих пяти причин:

1. Новые экономические условия требуют новых предпринимателей и дают возможности пытаться реализовать им свои предпринимательские способно-сти.

2. Меняющаяся хозяйственная среда ставит опытных руководителей компа-ний перед необходимостью по - новому просчитывать свои будущие шаги и готовиться к новой для них борьбе с конкурентами, в которой нет мелочей.

3. БП является связующим звеном между организаторами производства и ин-вестром. Если предприниматель рассчитывает не только на свои средства, а желает привлечь средства со стороны, то есть заинтересовать потенциальных инвесторов, вложить деньги в предлагаемое им дело, то необходимо доказать инвесторам эффективность этого вложения, доказать им вашу способность мыслить реалистически и оценивать как положительные, так и отрицатель-ные итоги использования инвестируемых средств. Любой, кто привлекает деньги для своего бизнеса, должен иметь БП.

 

 

Как документ о «продаже», БП должен убедить инвесторов, что новый

Предприниматель реально оценивает свои возможности, обладает предпри-

нимательским и управленческим талантом, что - бы использовать эти возмо-

жности и имеет реалистичную, обоснованную программу получения прибы-

лей и достижения установленных целей во времени.

А если вам не нужны заемные средства? Если вы имеете достаточно ка-

питала, для того что - бы открыть собственное дело без привлечения инвесторов со стороны? Нужен ли вам БП в этом случае? Да, БП нужен.

1. БП позволит Вам в полном объеме увидеть перспективы своего бизнеса, оценить сложившуюся экономическую ситуацию и свои возможности, опре-

делить максимально эффективные направления развития компании, оценить

свои идеи, проверить их целесообразность и реалистичность.

2. БП будет служить для вас и ваших сотрудников стандартом, по которому

вы будете выверять результаты своей практической деятельности и вносить в

эту деятельность необходимые коррективы. Он позволит вашим сотрудникам

глубоко понять свои задачи и увидеть собственные перспективы, увязанные с

общими для всех в вашем бизнесе.

 

Субъекты бизнес-планирования

Личное участие руководителя в формировании БП настолько важно, что многие инвесторы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что БП был от начала до конца подготовлен консуль-тантами со стороны, а руководитель компании его лишь подписал.

Это не означает, что не нужно пользоваться услугами специалистов –консуль-тантов, а как раз наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвес-торами. Тем не менее, составление БП требует личного участия руководителя компании или предпринимателя, собирающегося открыть дело.

Подготавливая БП на основе выполненного анализа и расчетов Вы можете в

 

 

корне изменить свое стартовое решение.

Часто предприниматели составляют слишком объемный БП (до 200 стра-ниц). Как результат - такие БП менее эффективны:

- во-первых, излишний объем БП затрудняет понимание сути излагаемых в

нем бизнес - идей;

- во-вторых, такой объемный БП вряд ли будут внимательно изучать.

Взгляните на проблему ознакомления с бизнес-планом объемом в 200 стра-ниц глазами инвестора (ведь инвестор – это именно тот человек, которому вы хо- тите «продать» идеи своего БП). В развитых экономиках даже среднее по дохо-дам предприятие еженедельно получает несколько десятков бизнес - планов. Как поведет себя в этом случае инвестор? Четыре из пяти БП будут отложены через 10-15 минут после беглого просмотра. Из остальных вновь четыре из пяти будут читать более внимательно и дольше и вновь будут отложены в сторону. И, навер-ное, один из ста представленных БП, будут подписаны и станут предметом серьезных переговоров, в результате которых, один из подписанных БП получит инвестиции. Это значит, что подготовленный вами БП должен быть очень хорошо подготовлен, для того, чтобы именно ваш БП прошел вышеописанный отбор, по- бедив в конкурентной борьбе другие БП и был «куплен» или, другими словами, получил инвестиции.

Оптимальным считается размер БП не более 35-40 страниц. Не загромождайте его излишними схемами и рисунками с целью «онаучивания». Используйте толь-ко те схемы и рисунки, без которых трудно понять содержание БП. Внешний вид БП - не самоцель, главное – обеспечить доступность понимания его содержания.

БП должен иметь титульный лист и оглавление. На титульном листе указывает-ся название фирмы (или имя и фамилия потенциального предпринимателя, если фирмы еще нет), адрес, номер телефона (факса), e-mail. Содержание БП желатель-но разместить на одной странице – это очень важная часть БП. У каждого из чита-ющих имеется свой интерес к вопросам, которые рассматриваются в БП, напри-

 

 

мер, объем требуемых инвестиций, сроки их возврата. Содержание сразу же под-скажет, где можно найти эту информацию. Страницы БП должны быть обязатель-но пронумерованы и проставлены рядом с наименованием разделов в содержа-нии.

Оценка бизнес – план, как правило, начинается с конца: «краткие выводы».

Это важнейшая часть БП. Для многих, в представленном вами БП, – это единст-венный раздел, который будет прочитан инвестором. Если БП сразу отложат в сторону, значит «краткие выводы» были неубедительны или не заинтересовали инвестора. Краткие выводы дают инвестору возможность понять базовые идеи и перспективы предлагаемого бизнеса и решить, стоит ли тратить дополнительное время на чтение БП. Понятно, что цель кратких выводов – заинтересовать и даже «соблазнить» потенциального инвестора.

Краткие выводы – это суть вашего предложения в БП, это результат уже напи-санного БП. На одной-двух (максимум трех) страницах предельно просто и лако-нично должна быть изложена сущность вашего бизнеса: что вы планируете сде-лать, чем Ваш будущий продукт или услуга будет отличаться от продуктов или услуг конкурентов, почему потребители заинтересуются им, каких затрат потре-бует реализация вашего проекта и какие источники их инвестиций вы предпола-гаете. Обязательно приводятся цифровые данные об объемах будущих продаж, выручке, прибыли, уровне рентабельности и срок, в течение которого Вы можете гарантировать возвращение инвестиций.

В зависимости от характера бизнеса можно подготовить два типа кратких выводов: конспективные и описательные.

Конспективные краткие выводы – более прямолинейны и «откровенны» так как они повторяют, в сокращенном виде, выводы каждого раздела БП. Преимуще-ство таких выводов в том, что они легко пишутся и в минимальной степени зави-сят от способностей пишущего. Единственным недостатком конспективных крат-

 

ких выводов является слишком «сухой» тон. Конспективные краткие выводы ох-ватывают все разделы вашего БП и представляют их сокращенно, хотя и в равной мере одинаково.

Краткие описательные выводы – похожи на краткий литературный рассказ, который Вы преподносите инвестору. Здесь вы можете с большими эмоциями описать предлагаемый бизнес. Однако здесь, необходимо обладать достаточными способностями, чтобы, подавая требуемую информацию, вызвать интерес инвес-тора и не впасть в преувеличение.

Краткие описательные выводы приемлемы для бизнеса, связанного с новиз-ной: новые услуги (продукты), новый рынок, новая технология, требующие до-полнительных пояснений. Такие краткие выводы хороши также в том случае, если ваш бизнес имеет какой-то приоритетный элемент, например, обладание па-тентом или участие в нем известного предпринимателя. Краткие описательные выводы эффективны для компаний с интересной историей. Такими краткими вы-водами можно вызвать эмоциональный отклик у инвестора, описав одну или две наиболее яркие черты вашей компании и показав, как именно эти черты будут способствовать успеху предлагаемого бизнеса.

Порядок изложения материала в кратких описательных выводах произволь-

ный. Необходимо подчеркнуть, что не обязательно использовать краткие описа-тельные выводы. Большинство инвесторов вполне удовлетворяются конспектив-ными выводами, особенно, если концепция вашего бизнеса хорошо понятна, а ры-нок и предстоящая деятельность достаточно определенны.

 

1. 3. Цели и стратегия

Целесообразно кратко изложить цели, к которым будет стремиться компа-

ния в своем бизнесе в ближайшие три года и стратегию их достижения. Очень важно сконцентрироваться на важнейших целях и не впасть в излишнюю детали-

 

зацию. Способом для достижения этого является установление (определение) од-ной цели для каждой составляющей части вашего бизнеса: рынок, деньги, люди, охрана окружающей среды, социальная атмосфера.

Например:

Рынок компании. Увеличить объем продаж услуг на 20% за счет проникно-вения на другие внутренние рынки и экспорт в соседние регионы.

Деньги. Улучшить соотношение между акционерным капиталом и долгом так, чтобы около 35% необходимого капитала обеспечивалось акционерами.

Производство. Улучшить качество услуг путем внедрения автоматизирован-ной системы контроля качества обслуживания.

Люди. Повысить квалификацию сотрудников путем прохождения специаль-ных курсов, стажировки и так далее.

Ограничьте компанию одной главной целью по каждой составляющей биз-неса. Указывая большое количество целей, вы рискуете увязнуть в деталях и за-путаться в изложении произвести впечатление человека, собирающегося достичь не реально многого. Для начинающей компании, предлагаемые слишком высокие, темпы роста опасны.

 

Типы бизнес - планов

В планировании выделяются несколько типов бизнес – планов, имеющих свои особенности:

1. Внутренний БП компании.

2. БП для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств

(коммерческого кредита).

3. Инвестиционный БП.

4. БП финансового оздоровления.

 

 

1.4.1. Внутренний бизнес-план компании

Внутренний БП не предполагает особых внешних требований. Напротив, внутренний БП должен быть адаптирован к внутренней системе учета и планиро-вания принятых в компании.

Система внутреннего планирования должна быть предельно оптимальной. В состав показателей должны включаться только те показатели, которыми можно и целесообразно управлять. Необходимо помнить, что громоздкость системы пла-нирования значительно снижает ее эффективность.

Система планирования предусматривает охват всего цикла от заготовки ма-териальных ресурсов, заключения контрактов с подрядчиками, организации про-зводства услуг до реализации продуктов или услуг и получения прибыли. При на-ичии системы контроллинга в компании, структуру внутреннего БП необходимо адаптировать к этой системе.

Наиболее распространенная структура внутреннего БП содержит:

1. Резюме.

Изложение предпринимательской идеи. Обоснование идеи, ее перспек-

тивность. Оценка исходной ситуации. Факторы успеха. Услуга (продукт).

Клиенты. Анализ рынка услуг, главных конкурентов. Требования к

местоположению компании, помещениям.

2. Учредители. Компания.

3. Концепция.

Анализ составляющих концепции. Обоснование организационно-право-

вой формы. Принципы управления компанией. Квалификация, количест-

во и функции сотрудников. Концепция менеджмента, маркетинга. Логис-

тика, организация производства услуг. Система внутреннего учета. Учет-

ная политика компании. Организация финансового менеджмента в ком-

пании.

4. Планирование.

 

 

Первоначальные инвестиции. Структура капитала. Планирование показа-

телей, обеспечивающих готовность к организации производства (план ин-

вестиций, план амортизационных отчислений, план издержек, план пос-

тоянных издержек). Планирование показателей, предполагающих произ-

водственную деятельность (план издержек на персонал, план переменных

издержек, план выручки, план прибыли и убытков, план ликвидности и

т.п.).

5. Стратегия управления и планирования

В разделе «Стратегия управления и планирование» необходимо подроб-

но остановиться на выделении стратегических и тактических целей и со-

ответствующих стратегий, с помощью которых возможно их достижение.

Необходимо уделить внимание альтернативным стратегиям, оценке рис-

ков, прогнозированию качественных показателей.

6. Приложение.

В приложении следует поместить результаты маркетинговых исследова-

ний, аналитические записки, возможное изменение структуры управлен-

ия, планирования, учета и другие материалы, раскрывающие содержание

основного документа.

Не забывайте, что при расчетах БП необходимо использовать полные бух-галтерские издержки. Структура, объем внутреннего бизнес-плана определяет-

ся внутренними требованиями руководства. Для подготовки внутереннего БП це-лесообразно использовать программное обеспечение: Project expert, Plan, Альт - Инвест и другое.

Внутренний БП – это сугубо внутренний документ и используется для реа-лизации программы конкретной компании. Компания самостоятельно принимает

решения о структуре и объеме разрабатываемого БП. Поэтому приведенная выше примерная структура внутреннего БП может быть не более чем ориентиром, но не

 

стандартом.

Следует также обратить внимание на структуру плана финансового оздоро-вления компании. По нашему мнению, многие разделы и рекомендации по их вы-полнению в значительной степени отвечают требованиям внутреннего бизнес - плана.

1.4.2 Бизнес-план для получения кредита с целью пополнения оборотных

средств.

По этому типу БП существуют определенные международные стандарты. Объем БП не должен превышать 25 страниц текста. Это требование принято во многих странах мира. Структура БП должна включать в себя следующие разделы:

1. Резюме.

2. Компания и отрасль, в которой она работает.

3. Услуги (продукция).

4. Производство.

5. Маркетинг.

6. Менеджмент.

7. Финансовый план.

8. Приложения.

Приведенная структура является примерной, рекомендуемой и не может быть абсолютной догмой. Многие банки, инвестиционные структуры разработа-ли собственные стандарты и формы БП. В этой ситуации необходимо ознако- миться с требованиями конкретного кредитора и обеспечить их выполнение.

Составляя БП для получения кредита, необходимо максимально сократить использование информации, составляющей коммерческую тайну вашей компа-

нии. Отсутствие осторожности иногда приводит к краже коммерческих тайн, ком-мерческих сделок. Тем не менее, следует помнить, что информация должна быть представлена сбалансировано, объективно. По мере «продвижения» БП к потен-циальному кредитору можно расширить диапазон представления информации, не

 

 

нарушая при этом принцип коммерческой тайны.

Помните, что компания обеспечивает возврат коммерческого кредита за счет получения выручки, а не из прибыли. Особое внимание необходимо уделить по-рядку уплаты процентов по кредиту.

1.4.3. Инвестиционный бизнес-план.

Инвестиции могут быть:

- материальными (реальными) – в производство услуг, строительство

(объектов социально-культурной сферы и туризма);

- финансовыми (долевое участи в производстве услуг и капитале);

- нематериальными (инвестиции в творческие разработки и проекты, в

научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы).

При оформлении финансовой заявки по поиску кредиторов нужно ответить на вопросы:

- каков объем инвестиций необходимо для реализации проекта;

- на какие цели они будут израсходованы;

- на какой срок;

- каковы условия возврата;

- чем гарантируется возврат вложенных средств (залог, гарантии, поручи-

тельство и др.).

Классификация инвестиционных БП:

1. Тип БП:

- технический;

- экономический;

- организационный;

- социальный;

- коммерческий;

- смешанный.

2. Класс БП (по составу и структуре проекта):

 

 

- монопроект;

- мультипроект;

- мегапроект – при разработке программ целевого развития региона,

области.

3. Масштаб БП:

- мелкий;

- средний;

- крупный;

- очень крупный.

4. Длительность:

- краткосрочный – до 3 лет;

- среднесрочный – от 3 до 5 лет;

- долгосрочный – более 5 лет.

5. Сложность проекта:

- простой;

- сложный;

- очень сложный.

6. Вид проекта (предметная область):

- инновационный;

- научно-исследовательский;

- организационный;

- учебно-образовательный;

- смешанный.

7. Качество БП.

8. Характер и степень участия государства.

9. Ограниченность ресурсов.

10. Емкость рынка.

Для привлечения иностранных инвестиций нужно учитывать 12 основных

 

 

критериев:

1. Характеристика местного рынка (размеры, емкость рынка, покупательная

способность компаний и населения, природные ресурсы и географическое

положение).

2. Доступность рынка, т.е. законы, нормативные документы, обеспечиваю-щие доступ на местный рынок.

3. Рабочая сила (уровень оплаты труда, качество обучения, уровень образова-ния и т.д.).

4. Валютный риск – отношение местной валюты к мировым валютам.

5. Защита прав интеллектуальной собственности (право на технологию, ре-зультаты маркетинговых исследований и т.д.).

6. Гарантии возврата капитала.

7. Торговая политика (обменный курс, таможенные пошлины и т.п.).

8. Налоговая политика (ставки, стимулы, льготы и т.п.).

9. Государственное регулирование.

10. Политическая стабильность, т.е. сохранение «условий игры» достаточно длительное время (связь, услуги страховых компаний, банковские услуги и т.д.).

11. Макроэкономическая политика (уровень инфляции, валютный курс и т.п.).

12. Инфраструктура и услуги (телекоммуникации, транспорт и т.д.).

В малом бизнесе источниками финансирования могут быть личные средства, средства других индивидуальных предпринимателей и инвесторов, средства от подрядчиков, поставщиков ресурсов, от потенциальных заказчиков и другие.

1.4.4. БП финансового оздоровления фирмы.

Данный тип БП имеет особый статус: он заполняется компанией, находя-щейся в состоянии неплатежеспособности и предполагает, финансовое оздоров-ление компании, ее санацию. План проходит достаточно сложный путь согласова-

 

 

ния и утверждения. Порядок согласования, структура БП и методика его состав-ления утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

Необходимо выделить особо и структуру плана финансового оздоровления компании:

1. Общая характеристика компании.

2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

3. Анализ финансового состояния компании.

4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эф-фективной хозяйственной деятельности.

5. Рынок и конкуренция.

6. Деятельность в сфере маркетинга компании.

7. План производства.

8. Финансовый план.

План финансового оздоровления призван способствовать восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной деятельности компании с учетом (без учета) предоставления государственной финансовой поддержки для проведе-ния мероприятий по санации финансового положения.

Структура вышеприведенного БП позволяет сделать вывод о том, что БП фи-нансового оздоровления четко формализован и конкретизирован. Данный тип БП самый большой и самый сложный. На практике многие внешние управляющие испытывают большие сложности при его составлении.

Однако, после утверждения плана финансового оздоровления компании, она

получает целый ряд преимуществ: разблокировка банковских счетов, утверждает-ся план расчетов с кредиторами, что позволяет мешать его выполнению, останав-ливаются штрафные санкции и пени, уточняется реальная кредиторская задол-женность, компании, в уставном капитале которых свыше 25% доли государства,

 

получают право на дотацию.

План финансового оздоровления утверждается на период 18 месяцев с целью погашения кредиторской задолженности.

При осуществлении плана финансового оздоровления, компании, как пра-вило сталкиваются с проблемами реорганизации производства и реструктуриза-ции капитала.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.