Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восстановление неречевых функций.

С одной стороны, в основе формирования речевой функции ле­жит разнообразная предметная и символическая деятельность чело­века, с другой — овладение видами неречевой деятельности требует участия речи.

Взаимоотношение нарушения речевой деятельности (афазии) и неречевых функций (агнозии, апраксии) может быть двояким:

1. Расстройства неречевой функции могут лежать в основе той или иной формы афазии. Так, например, оральная апраксия обу­словливает синдром моторной афазии, а нарушение сложных форм симультанного синтеза — семантическую афазию.

2. Расстройства неречевых функций могут выступать самостоя­тельно или в качестве сочетающихся с афазией, т.е. быть в рядоположенных, а не причинно-следственных отношениях. Их наличие в синдроме определяется размером и местом положения очага.

Поэтому при определенной форме афазии одни неречевые рас­стройства являются закономерными, другие— нет (при условии, что у больного нет другого очага, не связанного с тем, который вы­звал афазию).

В работе описаны расстройства неречевых функций, наиболее часто сочетающихся с той или иной формой афазии, а также основ­ные принципы их преодоления.

Основные виды нарушений неречевых функций.

Агнозии (зрительные, слуховые, тактильные)  
а) Зрительные агнозии. Характеризуются нарушением опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зри­тельно при отсутствии элементарных расстройств зрения. Зритель­ные агнозии являются следствием поражения коркового звена зри­тельного анализатора, преимущественно 18 и 19 полей по Бродману, чаще нарушения в зрительном восприятии обнаруживаются при двусторонних, но иногда и односторонних поражениях височно-затылочных и теменно-затылочных зон мозга.  
Ø Предметная агнозия Характеризуется нарушением узнавания предметов или их изображений. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета. Предметная агнозия воз­никает при двусторонних поражениях височно-затылочных отделов мозга, однако может быть вызвана и односторонним поражением правого или левого полушария. Двусторонние очаги обусловливают серьезные расстройства предметного гнозиса, больные не узнают даже простых изображе­ний обиходных предметов, путают сходные изображения. При односторонних височно-затылочных очагах, расположен­ных в правом полушарии, дефекты опознания предметных изобра­жений проявляются в основном в: · фрагментарности восприятия образа; тенденции к дополнению образа до целого по догадке; · неспособности выделить индивидуальные характеристики, присущие непосредственно данному, конкретному предмету.  
При односторонних очагах, расположенных в задневисочных отделах левого полушария, больные не распознают предметы, изо­браженные стилизованно, перечеркнутые и наложенные друг на друга предметы. В целом характер расстройств сходен с правополушарными, но, как правило, симптомы нарушений выражены мяг­че, зачастую необходимы специальные экспериментальные условия для их выявления. Специфичными для левосторонних поражений являются трудности называния объектов, воспринимаемых оптиче­ски, т.е. имеет место «оптическая предметная афазия» (по термино­логии Е.П. Кок). Характерно, что называние тех же предметов, вос­принимаемых не оптически, а тактильно, на ощупь, может не вызы­вать у больных соответствующих затруднений.  
Ø Оптико-постранственная агнозия (апрактогнозия) Возника­ют преимущественно при повреждении верхнетеменных и теменно-затылочных отделов коры левого или правого полушарии мозга. Особенно грубо указанные расстройства проявляются при симмет­ричных двусторонних очагах указанной локализации. А.Р. Лурия рассматривал оптико-пространственные нарушения как дефект син­теза информации различной модальности: зрительной, вестибуляр­ной, кинестетической. Как правило, оптико-пространственные на­рушения проявляются в осуществлении многих видов психической деятельности: двигательной, конструктивной, в вербально-логических операциях речи, в письме, счете. По характеру они различны в зависимости от стороны поражения мозга. Левополушарные очаги приводят к нарушениям пространствен­но-ориентировочной деятельности, а именно к недостаточности: · схематических представлений о пространственных соотно­шениях объектов действительности (больные не в состоянии осу­ществить поворот фигуры в пространстве, не ориентируются в гео­графической карте, часах, пространственных играх и т.д.); · обобщенного восприятия пространственных взаимоотноше­ний предметов (больные не могут соотнести схематическое изобра­жение конкретной пространственной ситуации с реальным изобра­жением); · различных видов конструктивной деятельности, рисования; · схемы тела (аутотопоагнозия); · называния и понимания слов, обозначающих пространствен­ные взаимоотношения, предлогов с пространственным значени­ем — «на», «в», «под», «над» и т.д., наречий типа «далеко», «сбоку», «внизу» и т.д. На основе этих вербальных трудностей возникает аграмматизм, характерный для больных с семантической афазией · идентификации и называния пальцев рук (пальцевая агнозия); · функций письма и чтения (в основе — дефект аналитико-синтетических, симультанно осуществляемых действий по звукобуквенному анализу состава слова).  
Правополушарные очаги значительно чаще, чем левополушар­ные, обусловливают: · симультанную агнозию, при которой больные не способны оценить смысл сюжетной картинки в связи с фрагментарностью изображения пространственной ситуации, хотя узнавание отдель­ных объектов, как правило, остается сохранным; · нарушение опознания знакомой пространственной ситуации, неспособность воспроизведения ее по памяти; · нарушение схемы тела, когда больной не ориентируется в расположении частей тела, воспринимает их искаженными по вели­чине, диспропорциональными, особенно в контрлатеральной очагупоражения левой половине тела. · Как следствие нарушения схемы тела и ослабления зрительного контроля возникают трудности по­строения движения в пространстве, т.е. апрактоагнозия, прояв­ляющаяся в распаде упроченных бытовых навыков.  
Ø Буквенная и цифровая агнозия Нарушение обобщенного восприятия и называния букв, обусловленное очагом поражения, расположенным в височно-затылочных отделах левого, доминантного по речи по­лушария. Больные с буквенной агнозией путают буквы по оптиче­ской близости, по зеркальному расположению элементов букв и т.д. На этой основе возникает первичная оптическая алексия с харак­терными для нее литеральными паралексиями, т.е. взаимозаменами сходных по графическому рисунку букв. Буквенная агнозия может иметь место, хотя и редко, при суб­доминантных височных поражениях. Она возникает здесь как след­ствие фрагментарности восприятия образов, в том числе и буквен­ных. Так, буква «Н» может быть опознана как «М», буква «В» как неверно представленная буква «Р» и т.д. Вместе с тем буквенную агнозию, а следовательно и оптическую алексию, можно отнести к числу типично доминантных, т.е. левополушарных симптомов, в отличие, например, от агнозии на лица, которая является типичным симптомом субдоминантных, правополушарных поражений. Анало­гичная структура нарушений лежит в основе расстройств цифрового гнозиса.  
Ø Агнозия на цвета Обусловлена поражением височно-затылоч­ных отделов как левого, доминантного, так и правого, субдоминант­ного, полушарий. По доминантному типу характе­ризуется нарушением абстрактности, обобщенности при восприятии цвета. На это впервые указал К. Гольдштейн, связав невозможность больных с агнозией на цвета и с сохранными интеллектуальными способностями(!) в других видах высшей психической деятельности подбирать оттенки цвета для того, чтобы составить из них единую цветовую гамму. Однако, современные данные свидетельствуют не о глобальном снижении «категориальной установки» и обобщения при афазии, а о существовании специфически избирательного рас­стройства, сопровождающегося забыванием названий цветов.  
Агнозия на цвета по субдо­минантному типу проявляется в элементарном неузнавании цветов, невозможности их идентификации. Нарушение восприятия цвета, если оно обусловлено не периферическими дефектами цветоощу­щения, является комплексом нескольких факторов: сенсорного, ре­чевого, мнестического и собственно гностического.  
Ø Агнозия на лица (прозопагнозия) Избирательное гностическое расстрой­ство, проявляющееся в трудностях опознания знакомых лиц. В от­дельных случаях при грубом проявлении дефекта больные не узна­ют своих близких, фотографии из семейного альбома, не могут представить, описать знакомое лицо, оценивают людей по случай­ным признакам (родинки, прическа и т.п.), а также по голосу, жес­тикуляции. В редких случаях больные с подобными нарушениями затрудняются в оценке мимики эмоций, выраженных на лице, а также видят их искаженными, в гримасе. Агнозия на лица обусловлена очагом поражения височно-теменно-затылочных отделов правого, субдоминантного полуша­рия. Ее наличие в синдроме расстройств высших психических функций является важным диагностическим фактором при необхо­димости топической диагностики. Для исследования лицевого гно­зиса рекомендуется подбирать портреты широко известных, «зна­менитых» людей. Прозопагнозия часто сопровождается нарушени­ем топографической памяти, апракто-гностическими дефектами. Феномен остается недостаточно изученным.  
б)Слуховая (неречевая) агнозия Слуховое восприятие имеет дело с последовательностью стимулов, протекающих во времени, а не в пространстве. Осуществляется путем сукцессивного анализа и синтеза последовательно поступающих акустических раздражителей. Является активным процессом, включающим в свой состав и моторные ком­поненты (пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха). Левый висок обеспечивает восприятие речевой информации за счет способности к декодированию фонологического (фонематиче­ского) кода языка, а правый висок — в основном за счет расшиф­ровки общего звучания слов (абрисов). Наиболее сложным проявлением слуховой агнозии является ре­чевая слуховая агнозия. Восприятие речи осуществляется за счет совместной деятельности двух височных зон мозга (правой и ле­вой). Односторонние поражения височной доли, как правило, не вызывают полной слуховой агнозии.  
Ø Восприятие речевых звуков Речевое слуховое восприятие организовано в фонематическую систему, формируемую в системе данного языка. Фонема (единица речевого акустического восприятия) является смыслоразличительной единицей речи, основой речи человека. Патология, возникаю­щая во вторичных зонах левой височной доли, вызывает нарушения прежде всего импрессивной стороны речи, а затем в силу тесных связей с речедвигательными зонами страдает и экспрессивная речь. При очагах, расположенных в височной доле левого полушария мозга, т.е. с сенситивной афазией, больной частично понимает об­ращенную к нему речь, опираясь на длину фразы, интонацию, си­туацию общения и т.д. По современным представлениям эти спо­собности входят в «компетенцию» правого полушария мозга.  
Ø Восприятие неречевых звуков Восприятие неречевых звуков осуществляется преимуществен­но правым полушарием. В мозговой организации невербального, в том числе и му­зыкального, слуха, преимущественную роль играет правая височная область. У больных с поражением правого виска отмечаются де­фекты экспрессивного и импрессивного музыкального слуха (амузия). У некоторых больных наблюдается повышенная чувствитель­ность к шумам (гиперакузия). Иногда наблюдается изменение инто­национно-мелодической стороны речи, изменение голоса, элементы дизартрии («акценты»). При поражениях правого полушария стра­дают также такие невербальные слуховые функции, как различение длительности звуков, восприятие тембра звука, способность локализовывать звуки в пространстве, дифференцировать предметные и природные звуки (шум ветра, дождя, звон стекла, скрипы, стуки и т.п.). Иногда нарушается способность узнавания голосов знакомых людей, особенно по телефону, по радио. При очагах, расположенных в правом виске, больной, пытаясь понять воспринимаемое на слух высказывание, прежде всего, опирается на звуковой, фонемный состав слова, и в результате проводимого фоно­логического анализа понимает объективные значения слов. Трудно­сти декодирования просодических характеристик этого высказывания ограничивают объем его понимания, но не устраняют полностью.  
в) Нарушение тактильного восприятия (астереогноз) Рассматрива­ется как нарушение синтеза целого образа предмета из отдельных элементов при условии сохранности элементарной сенсорной осно­вы. Явления астереогноза возникают в результате поражения вто­ричных и третичных отделов коры теменной области. В клинических проявлениях симптом астереогноза часто сопут­ствует афферентной моторной афазии и кинестетической апраксии.  
Ø При правосторонних поражени­ях теменной области При правосторонних поражени­ях теменной области у больных проявляется билатеральное (в двух руках) снижение тактильного гнозиса.  
Ø Левосторонние очаги поражения   У больных с левосторонними очагами нарушение тактильного восприятия отме­чается только в правой руке.  
Апраксия Праксис относится к числу высших психических функций че­ловека, является системой высоко организованных, координиро­ванных сознательных ействий, на основе которых строится вся совокупность практических навыков человека. Высшая двигатель­ная активность человека обеспечивается координированным взаи­модействием моторной (прецентральной) и сенсорной (постцен­тральной) областей мозга, которые образуют единую сенсомоторную зону мозга. Поражение тех или иных участков указанной зоны вызывает выпадения или нарушения различных составляющих двигательного акта. Высшие формы движения и действия, представляющие основу целенаправленного поведения человека, могут значительно нару­шаться и в результате дефектов их сознательного регулирования. Исследование случаев поражения лобных отделов полушарий мозга показало, что, несмотря на отсутствие выраженных расстройств мо­торики, у больных нередко выявляется распад сложных, активных форм деятельности. Согласно А.Р. Лурия, в этих случаях нарушает­ся взаимодействие двух сигнальных систем, в основе которого ле­жит принцип аналитико-синтетической работы коры головного моз­га. Иными словами, сигнальная функция речи становится нестойкой и утрачивает способность регулировать действия больного, т.е. име­ет место нарушение регулирующей роли речи. Дезорганизация це­ленаправленной деятельности, неполноценность двигательной ак­тивности является следствием нарушения процессов планирования и удержания программы деятельности, а также функции контроля над ней.
Ø Поражение первичных полей постцентральной зонымозга (являются представительством кожно-кинестетического анализатора) Больной испытывает нарушение чувствительности в соответствующих сегментах тела. В свою оче­редь, нарушение притока кинестетических импульсов приводит к явлению «афферентного пареза», при котором утрачивается спо­собность управлять тонкими движениями рук.  
Ø Поражение вторичных полей (1, 2, 5, 7, 40) постцентральной зонымозга Более сложные виды нарушений в организации двигательных процессов. Дефекты кинестетического анализа и синтеза приводят к явлениям афферентной (кинестетической) апраксии. В клинике подобные на­рушения называют апраксией позы или феноменом «рука-лопата». Они заключаются в том, что рука, не получающая обратной связи в виде афферентных сигналов, не в состоянии выполнить тонкие движения; происходит поиск необходимой позы, ошибки, диффузность выполнения, особенно при отсутствии зрительного контроля. Частным случаем афферентной апраксии является орально-артикуляторная апраксия, которая, возникая при поражении нижних отделов постцентральной зоны левого (доминантного) полушария, приводит к нарушениям речи, именуемым афферентной моторной афазией
Ø Поражение первичных полей прецентральной зонымозга. Выпадение или нарушение двигательной способности (паралич или парез в соответствующих конечностях или сегментах тела).
Ø Поражение вторичных полей прецентральной зонымозга (располагаются в премоторной области, поле 6 по Бродману) Распад последовательно организованных двигательных актов, нарушение плавности, дезавтоматизация движений, трудности переключения и персеверации. Все эти явления носят название кинетической (эфферентной) апраксии. Следует отметить, что поражения нижних отделов премоторной области левого полуша­рия (зона Брока) приводят к нарушениям того же типа в речедвигательном аппарате. Возникает эфферентная моторная афазия как ре­зультат нарушения кинетической организации речевого акта.
Ø Поражение теменно-затылочных отделов мозга. Пространственная апраксия. Нарушения пространственного синтеза, связанного с третич­ными мозговыми образованиями, лежат в основе расстройств ори­ентировочно-пространственной деятельности различных модально­стей. В двигательной сфере эти нарушения проявляются в трудностях непосредственной право-левой ориентировки, в нару­шении координации совместных движений рук, в расстройствах различных видов конструктивной деятельности (рисунок, некоторые бытовые действия, конструктивные задачи). Как правило, пере­численные симптомы входят в более глобальный апракто-гностический синдром.
Ø Повреждение префронтальных зонмозга Регуляторная или фронтальная апраксия. Этот вид апраксии характеризуется комплексом патологических проявлений: эхопраксии, системы пер­северации и стереотипии, трудности усвоения программы действия, импульсивные соскальзывания и «полевое» поведение. Как прави­ло, эти симптомы протекают на фоне общей инактивности больно­го, сопровождаются дефектами оценок собственных действий.
Нарушение счета— акалькулия. Первичные нарушения счета прежде всего связаны с потерей больным представления о разрядном строении числа. Это приводит к неспособности производить основанные на нем арифметические действия. Некоторые формы акалькулии связаны со зрительной аг­нозией на цифру. В этом случае больные не способны производить счетные операции письменно, при том, что в устном счете они от­носительно состоятельны. Однако и здесь невозможность внутрен­ней опоры на графические образы чисел в значительной мере ос­ложняет задачу. Акалькулия обусловлена очагами поражения, расположенными в теменной доле левого полушария мозга, специализированной в отношении вообще количественных представлений. Она присутст­вует не у всех больных с афазией. Клиническая картина и степень ее выраженности, в том случае, когда она имеет место при афазии, не зависит от ее конкретной формы. Однако одни особенности акаль­кулии с большей вероятностью сочетаются с одной формой афазии, а другие — с другой.
Ø Больные с афферентной моторной афазией Как правило, справляются с простыми счетными операциями, предъяв­ляемыми в письменной форме, поскольку первично разрядное строение числа у них не страдает. Однако в устных и сложных счетных операциях, выполняемых письменно, выявляются ошибки, связанные, как можно полагать, с общими изменениями психической деятельности нейродинамического характера. Сюда же относится необходимость запоминания отдельных звеньев действия, что ослож­няется отсутствием полноценной опоры на проговаривание. У части больных с афферентной моторной афазией нарушения счета носят первичный характер и обусловлены топически близким очагом пора­жения, расположенным также в теменной области левого полушария.
Ø Больные с эфферентной моторной афазией Наиболее характерны ошибки, связанные с персевераторной «привязанностью» больного к какой-либо из операций счетного действия и невозможностью вследствие этого переключиться на его другое звено.  
Ø Больные с динамической афазией Затрудняются в счете в ос­новном из-за изменений нейродинамического характера, или же из-за нарушения функции программирования, если решение арифме­тического действия требует его.
Ø Больные с сенсорной афазией Так же, как и при моторной, расстрой­ства счета носят, как правило, вторичный характер и обусловлены неполноценностью опор на акустический образ слов, являющихся вербальными эквивалентами чисел. Больным с сенсорной афазией считать письменно существенно легче, чем устно.
Ø Больные с акустико-мнестической афазией Первичной акалькулии обычно не выявляется. Дефекты счета проявляются в основном при устном предъявлении соответствующих заданий и обусловлены трудностями удержания в памяти отдельных частей арифметического действия
Ø Больные с семантической афазией Счет, как правило, страдает пер­вично. Это объясняется топической близостью очагов поражения, обусловливающих семантическую афазию (зона ТРО) и акалькулию (теменная область). В этих случаях страдает представление о коли­честве и, следовательно, о разрядном строении числа.

Работа по восстановлению нарушенных неречевых функций требует соблюдения общих принципов восстановительного обуче­ния:

Ø поэтапности,

Ø системности,

Ø дифференцированности,

Ø опоры на интактные (сохранные) анализаторы и, следовательно, на непо­страдавшие звенья деятельности

с целью осуществления функции на новых, компенсаторных началах.

Основным методическим принципом восстановления нерече­вых функций можно считать опору на речь, в тех случаях, когда не­речевые дефекты выступают относительно самостоятельно, т.е. ко­гда в речевой функции больного отсутствуют выраженные наруше­ния. При таких вариантах расстройств высших психических функций широко используются различные сюжетные обыгрывания невербальных ситуаций, которые сопровождаются вербальными пояснениями той или иной степени сложности. Затем опора на сю­жет постепенно «сворачивается» и ставится задача оперирования невербальными понятиями на абстрактном уровне (идея цвета, раз­мера, формы и т.д.).

 

Восстановление функции предметного гнозиса.

Основной задачей этого раздела обучения является восстанов­ление обобщенного оптического образа предмета. Для этой цели прежде всего проводится анализ зрительного образа (реальных предметов и их рисованных изображений). Подобная деятельность требует выделения существенных признаков предмета, обусловли­вающих его категориальную принадлежность, а также его функ­циональное назначение. Анализируя зрительный образ, например, такого предмета, как стул, необходимо выделение следующих дета­лей: четыре ножки, спинка, горизонтальная поверхность для сиде­ния. Отсутствие какой-либо из этих существенных деталей служит признаком того, что изображен другой предмет или же того, что изображение дефектно. Так, отсутствие у стула спинки позволяет принять решение о том, что изображен не стул, а табуретка, тогда как отсутствие одной из ножек свидетельствует о ненормативности изображения. Функциональный признак предмета отрабатывается параллельно.

Основной прием — сравнение сходных по зрительно­му образу предметов, один из которых обладает отрабатываемым признаком, а другой нет. Например, больному предъявляются изо­бражения стола и стула и задается вопрос: «Покажите, на чем си­дят». На основании проведенного анализа делается вывод о катего­риальной отнесенности предмета, в данном случае стула, к классу предметов, в частности, мебели и о его функциональном назначе­нии. Необходимо также соблюдение принципа постепенного ус­ложнения предъявляемых изображений как с точки зрения степени упроченности воспринимаемого предмета, так и с точки зрения способа его изображения (от знакомого, часто употребляемого — к ма­ло знакомому; от сугубо реалистического изображения — к стили­зованному).

Эффективны также методы:

Ø сравнительного анализа зрительных образов предметов одно­го класса с выделением дифференциальных признаков, напри­мер, изображений чашки и стакана, куста и дерева, собаки и кошки и т.д.;

Ø идентификации зрительных изображений, разностильных по способу изображения. Например, выбрать из набора картинок изображения кошек, домов, людей и т.д. Этот прием работы также предполагает выделение существенных деталей предме­та, уточнение функциональной роли предмета и его деталей, подробный анализ формы, предмета и детали, места ее распо­ложения и т.д. Например, больному предъявляют два различ­ных по способу изображения рисунка чайника и предлагают решить, нарисован один и тот же предмет, или разные. В том случае, когда больной способен идентифицировать предъяв­ленные ему изображения, дается задание указать идентичные детали (носик, ручку, крышку) обоих изображений, описать словами, для чего каждая из них предназначена. В случае оши­бочного ответа со стороны больного подобный анализ прово­дится специалистом с соответствующими пояснениями. Затем проводится разбор классификационных ошибок, допущенных больным. Фиксируется его внимание на форме той или иной детали, на расположении снизу, сверху, сбоку и т.д.;

Ø срисовывания предметных изображений, а также рисование их по памяти, с предварительным анализом характерных при­знаков. Этот вид работы направлен на закрепление образа предмета;

Ø автоматизации слов-названий предметов путем их смыслового обыгрывания

Ø конструирования заданных предметов со сходными и дис­кретными признаками из отдельных деталей. Больному предъ­являются детали различных предметов и предлагается само­стоятельно выбрать «комплект» деталей, необходимый для конструирования того или иного предмета. Задание может быть дано в двух вариантах:

1) - конструирование по образцу;

2) - конструирование по названию. Вначале используются дискрет­ные изображения — например, предъявляются детали фигуры человека или животного и детали предмета транспорта, затемвводятся более близкие изображения, например, стол и стул. Для этого больному даются изолированные изображения: 4 больших ножки, 4 ножки меньшего размера, большая квадрат­ная пластинка, такая же пластинка меньшего размера, одна спинка. Больной должен самостоятельно принять решение о том, какому предмету принадлежит та или иная деталь. С тече­нием времени задания усложняются. На поздних этапах восста­новительная работа может вестись на таких трудно дифферен­цируемых изображениях, как троллейбус и трамвай, ножницы и плоскогубцы, мышь и белка, береза и дуб и т.д. Выделение дифференцированных признаков этих предметов требует доста­точно тонкого анализа, способствующего выработке сложного обобщенного образа предмета;

Ø выделение фигуры из фона, вычленение наложенных друг на друга предметов. Этот вид работы проводится на конечных стадиях восстановительного обучения, когда у больных уже сформированы обобщенные образы тех предметов, которые ис­пользуются в фигурах Поппельрейтера. В случаях неудачных попыток больного выполнить задание ему предъявляется каж­дый из наложенных и перечеркнутых предметов, отдельно, без помех, проводится анализ их дифференциальных признаков, а затем они снова демонстрируются в сенсибилизированном виде (наложенными друг на друга). Соблюдается принцип постепен­ного усложнения задания: от простого способа зашумления — к сложному; от малого количества наложенных друг на друга предметов — к большему;

Ø узнавания больным предмета по его словесному описанию (без предъявления изображения) — прием «загадки». Больного просят опознать предмет сначала по его функциональному при­знаку, для чего ему задается, например, вопрос: «какой предмет нужен, чтобы узнать время?», а затем по признакам конфигура­ции, например, «какой предмет имеет циферблат, стрелки» и т.д., а затем уже по категориальным признакам в сочетании с функциональными. Так, больному предъявляется серия пред­метных изображений и задается вопрос: «какой из этих предме­тов неодушевленный?; этот изготовлен людьми, обычно не­большого размера, тикает» и т.п.

Для преодоления предметной агнозии по субдоминантному типу используются те же упражнения, однако акцент делается на восстановление способности к симультанному схватыванию зрительного образа.

Для решения этой задачи вводится тахистоскопическое опознание больным предметных изображений. В начале курса занятий предъявляются простые обиходные предметы, сугу­бо реалистические по способу изображения. Каждое последующее изображение должно быть дискретно по отношению к предъяв­ляемому до него (например, яблоко, стул, собака).

На последую­щих этапах обучения могут предъявляться менее дискретные изо­бражения, а время экспозиции — все более укорачиваться. Кроме того рекомендуется постепенный переход от меньших размеров изображения к большим, поскольку более мелкий рисунок дос­тупнее симультанному охвату взором.

Восстановление функции буквенного гнозиса.

Этот вид обучения является по существу главным видом рабо­ты по восстановлению чтения при первичной оптической алексии.

 

Восстановление функции лицевого гнозиса

Выполнение этой задачи требует специальной работы, которая начинается с выяснения степени знакомости больному лиц извест­ных людей, изображенных на различных портретах. Затем, привле­кая наиболее знакомые портреты, проводится «оживление» зри­тельного образа того или иного лица на основе связанных с ним вербальных, музыкальных, живописных, научных и других ассо­циаций (прослушивание стихов, обсуждение содержания произве­дений известных поэтов или писателей, изображенных на предъяв­ляемых больному портретах; прослушивание песен, отрывков из музыкальных произведений, арий, пьес, написанных композитора­ми, изображенными на портретах; рассматривание картин худож­ников и т.д.).

В качестве приема, стимулирующего оживление лиц людей, знакомых больному до болезни, рекомендуется рассматривание се­мейных альбомов фотографий в присутствии на занятии кого-либо из членов семьи больного или его близких друзей.

Наконец, полезна работа по психологическому анализу портре­тов (обсуждение лиц с привлечением понятий «молодой, старый, добрый, злой, открытый, угрюмый, веселый» и т.д., сравнение лиц различных людей, выявление схожести и несхожести лиц с анали­зом причин констатируемого сходства или несходства).

Восстановление функции цветового гнозиса

Данный раздел восстановительного обучения предполагает вы­работку у больного обобщенного категориального отношения к цве­ту. С этой целью используются следующие виды работы с больным:

Ø «смысловое обыгрывание» понятия того или иного цвета на основе оживления наиболее стереотипных образов, связанных с ним. Например, «обыгрывая» красный цвет, больному предъяв­ляются картинки с изображением красного знамени, пионер­ского галстука, красного помидора, красной рябины и т.д. Каж­дая картинка имеет подпись, на которой слово «красный» вы­делено крупным шрифтом. Внимание больного обращается на то, что все эти предметы одного и того же цвета. Таким же об­разом проводится «обыгрывание» других цветов, а также их от­тенков. Голубой оттенок, например, ассоциативно связывается с ясным небом, голубыми глазами и т.д.;

Ø предъявление контурных изображений тех же предметов с за­данием раскрасить их по соответствующим образцам, т.е. пере­нести цвет с одного рисунка на другой;

Ø предъявление контурных изображений тех же предметов с за­данием раскрасить их самостоятельно, а не по образцу;

Ø «смысловое обыгрывание» цветовой гаммы. Для выработки понятия гаммы привлекается музыкальная гамма, которая напе­вается или проигрывается больным на каком-либо музыкаль­ном инструменте. Обращается внимание больного, что элемен­ты гаммы близки один к другому, но последовательно отлича­ются по высоте тона. «Выстраивание» цветовой гаммы проводится с опорой на наглядно-вербальные ассоциации. Так, больному демонстрируется какой-нибудь плод, например, по­мидор, в разных стадиях созревания: от бледно-розового до яр­ко-красного. В названиях цветов подчеркиваются слова: свет­лый, светлее, бледный, темный, темнее, жидкий, густой, соч­ный и т.д.;

Ø нахождение заданного цвета в серии разноцветных предмет­ных изображений и абстрактных, например, геометрических фигур;

Ø классификация цветов и их оттенков:

1) - самостоятельный подбор больным цветовой гаммы, впле­тенной в определенный сюжет. Например, предъявляется серия ри­сунков с изображением какого-либо пейзажа и предлагается разло­жить их в порядке, демонстрирующем стадии постепенного потем­нения неба;

2) - выстраивание больным абстрактной «несюжетной» цветовой гаммы из предъявленных ему оттенков одного и того же цвета;

3) - «выстраивание» больным нескольких цветовых гамм из от­тенков различных цветов.

Восстановление оптико-пространственной функции, нарушенной по доминантному типу

Данный вид работы подчинен главной задаче восстановления высших, обобщенных уровней пространственно-ориентировочной деятельности. Эта работа включает следующие направления:

Ø восстановление схематических представлений о пространст­венных соотношениях объектов действительности. С этой це­лью предлагаются такие упражнения, как поворот фигуры в пространстве. Сначала эта работа проводится на материале, оформленном ситуативно, сюжетно: больному предъявляют макет комнаты с фигуркой стоящего посредине человека и про­сят повернуть ее лицом к двери. Затем дается инструкция по­вернуть фигуру к себе и от себя. С течением времени опора на ситуацию устраняется и осуществляется переход к оперирова­нию геометрическими фигурами — реальными, затем — рисо­ванными;

Ø работа с географической картой, которая включает:

1) — нахождение сторон и частей света;

2) — нахождение тех или иных объектов — стран, городов, рек и т.д.;

3) — перенос географических объектов с обычной карты на немую;

4) — самостоятельное заполнение немой карты с предваритель­ным ознакомлением с данной местностью по обычной карте;

Ø работа с часами:

1) — «оживление» роли цифр, стрелок, делений на минуты и т.д. Подобное «оживление» может проводиться с помощью обыгрывания наиболее стереотипных значений понятия времени и его компонен­тов. Так, обсуждаются понятия «полночь», «полдень», «5 минут», «минута», «час» и пр., в прямом и переносном смысле. Приводятся примеры из хорошо знакомых больному произведений художест­венной литературы, текстов песен, сказок, кинофильмов и т.д.;

2) — расстановка стрелок на часах соответственно заданному времени;

3) — анализ различий при симметричном расположении стрелок в правой и левой части циферблата;

4) — списывание с циферблата цифр по расставленным стрелкам; — самостоятельное обозначение заданного времени на немых часах и т.д.;

5) — схематическое изображение пространственных ситуаций на чертеже-плане пути, комнаты и т.п. В дальнейшем пространствен­ные ситуации предъявляются вне вербального контекста;

Ø идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в которых участвуют различные объекты. Например, больному предъявляется ряд рисунков: кошка на стуле, книга па столе, книга в ящике, собака под стулом, лампа над столом, посуда в буфете, тапочки под кроватью, птица над домом, книги в портфеле, ваза на шкафу и т.д. Больной должен указать те ри­сунки, на которых изображены аналогичные пространствен­ные ситуации;

Ø соотнесение реальных пространственных ситуаций с их схе­матическим изображением (см. схему обследования больных с нарушением высших психических функций). Для облегчения решения этой задачи в начале обучения реальные рисунки и схемы сопровождаются подписями в виде предлогов. Затем эти подписи убираются, и больной оперируют «голыми» рисунками и схемами;

Ø уточнение значений слов с пространственным значением (внизу, вверху, далеко, близко, сбоку, рядом, в отдалении, на­право, налево и т.д.), а также автоматизация этих слов в собст­венной речи больного.

Восстановление конструктивной деятельности

Данная работа начинается с «оживления» понятия формы, раз­мера, а именно с:

Ø выработки дифференцированного восприятия круглой и угольной формы, сначала на материале реальных предметов («мяч — телевизор, арбуз — книга» и т.д.), а затем — на гео­метрических фигурах;

Ø выработки дифференцированного восприятия размера, неза­висимо от формы (идентификация различных предметов и гео­метрических фигур, неодинаковых по размеру);

Ø срисовывания предметов и геометрических фигур;

Ø дорисовывания предметов;

Ø рисования предметов и геометрических фигур из элементов (кубики Кооса и т.д.);

Ø конструирования различных деталей.

Восстановление представлений о схеме тела.

Схема тела восстанавливается с использованием таких мето­дов, как:

Ø «смысловое обыгрывание» каждой из частей тела с одно­временным иллюстративным подкреплением, например, «у женщины болит голова», «мальчик поранил ногу», «мужчине на нос села муха», «женщина вдевает в уши серьги», «девочка мо­ет руки» и т.д.

Ø складывание фигуры человека и животных из частей;

Ø складывание лица человека из частей;

Ø показ частей тела на другом человеке, на рисунке и на себе;

Ø срисовывание и самостоятельное рисование людей и жи­вотных.

Восстановление праксических и гностических функций, нарушенных по субдоминантному типу.

Этот раздел восстановительного обучения предлагает включе­ние следующих видов работы:

Ø выработка умения непосредственной ориентации в окружаю­щем. В качестве главной компенсаторной опоры здесь исполь­зуется речь. Больному предлагается запомнить путь от палаты до кабинета врача, от дома до поликлиники с помощью его подробного словесного описания, оживляются в памяти извест­ные приемы ориентации на местности по солнцу, звездам, рас­тительности и т.п.;

Ø восстановление способности к симультанному восприятию пространственной ситуации. Так же, как и в предыдущем слу­чае, в качестве компенсаторной опоры используется речь. Больному предъявляется текст, содержащий определенную пространственную ситуацию, например: «Мама с сыном пошли гулять. Мальчик убежал от мамы и спрятался за деревом. Мама ищет мальчика». Рассматривая соответствующую иллюстра­цию, больной, «подготовленный» текстом, старается воспри­нять всю ситуацию целиком. На последующих этапах работы фактор предварительной установки с помощью текста играет все меньшую роль. Больному предъявляется, например, тот же рисунок с лаконичной подписью «спрятался» или «где шалун?», а затем — без всякой подписи. По мере восстановления способ-ности к симультанному восприятию реальных пространствен­ных ситуаций, следует перейти к абстрактным ситуациям («крест под кругом», «круг над квадратом», «круг между тре­угольником и квадратом» и пр.);

Ø восстановление способности к симультанному восприятию предмета:

1) — восприятие реальных предметов с привлечением различных компенсаторных опор, например, ощупывания;

2) — восприятие рисованных изображений предметов, на кото­рых специально выделены их дифференциальные признаки, на­пример, у кружки ручка (в отличие от изображенного рядом ста­кана без ручки);

Ø преодоление игнорирования правой стороны зрительных об­разов:

1) — работа на листах, специально разделенных пополам жирной чертой или с половинами разных цветов (левая — окрашенная, пра­вая — белая);

2) — рисование или письмо с правой стороны листа с предвари­тельной установкой на это;

3) — анализ изображений предметов имеющих симметричные правую и левую стороны, например, человека, циферблата часов, кастрюли и т.д.

Ø фиксация внимания больного на том, что обе стороны изо­бражения идентичны:

1) — дорисовывание недостающих деталей изображений — справа;

2) — верификация специально искаженных изображений, устра­нение обнаруженных искажений;

Ø преодоление апраксии одевания: выполнение больными раз­личных операций одевания с предварительным анализом дейст­вия, их вербализацией; с рассматриванием соответствующих схем. Сами операции одевания предъявляются по принципу «от высокоавтоматизированных до выполняемых редко, т.е. мало­привычных».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение пористости терригенных и карбонатных пород нейтронными методами | Жж. Реформалар




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.