Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теорема Белла: часть 2






Во второй части теоремы Беллаутверждается, что нет никаких местных (локальных) причин. Идея отсутствия причины наглядно разъясняется в одной из самых древних и почитаемых книг Индии: “ Йога Васиштха ”.

“ворона садится на кокосовую пальму, и в этот самый момент падает зрелый кокос. Таким образом два несвязанных события кажутся связанными во времени и в пространстве, хотя между ними нет причинной связи... таково мироздание. А ум, пойманный в собственную ловушку логических вопросов “почему”, изобретает причины и обоснования ради собственного удовольствия. Васиштхатребует прямого наблюдения ума, его движения, его идей, его рассуждений, несомненных причин и предполагаемых результатов, и даже наблюдателя, наблюдаемого и наблюдения —и осознания их нераздельного единства как бесконечного сознания.” (Венкатесананда, 1976)

Все состоит из одного и того же квантового вещества, так что нельзя сказать, что что-то одно причиняет что-то другое. Конечно, в психологии упрощение до простых единиц причины и следствия кажется логичным. Проблема в том, что в таком случае подразумеваются разные вещества. Эта разница вымышлена, так как все состоит из одного вещества и является всем остальным.

Известный физик Фейнманописывает квантовый материал как сумму возможностей.

“Все, что могло случиться, влияет на то, что действительно случается.” (Герберт, 1985: 52)

Недавно на семинаре один участник спросил меня: “как насчет кармы, азиатского понятия причины и следствия? Я был у ясновидящей, которая сказала, что вот то-то произошло в прошлой жизни, и поэтому я прохожу через вот это в этой жизни, чтобы уравновесить карму.” Я сказал: “Ведь карму можно подытожить в виде ‘что посеешь, то и пожнешь’, это верно и с квантовой точки зрения. Если все состоит из одного и того же материала, и вы являетесь всем, и все происходящее является всем остальным, то что вы как всё посеете, то вы как всё пожнете.” Это можно называть ‘квантовой кармой’. Все является всем остальным. Для кармы в современном истолковании требуется иллюзия разделения и иллюзия местной причины А, вызывающей местное следствие Б. Это похоже на модель Ньютона, биллиардный шар А вызывает движение биллиардного шара Б. Карма—это то, что есть. Их линейного мира отдельного “я”, все кажется причиной и следствием, а “квантовая карма”—это просто то, что ЕСТЬ.

Чтобы “на опыте” понять теорему Белла, даны упражнения. Вспомним, что если смотреть через субатомную линзу, все состоит из одного вещества, следовательно все является одним и тем же веществом. Причина и следствие подразумевают, что что-то одно отдельно и отличается от чего-то другого. Если нет отличий, то нет причин и следствий. Когда Беллутверждает: “нет местных причин”, он говорит о том, что все соединено со всем остальным, что невозможно упростить вселенную в отдельные части и сделать вывод: “это вызвало то”.

В 1988 году мне посчастливилось пообедать вместе с известным физиком Ником Гербертом, которого я неоднократно цитировал в этой книге. Я обсуждал с ним основные идеи квантовой психологии. Так как я не физик, мне нужен был “одобрительный кивок”, то есть чтобы он подтвердил правоту моих слов. Когда я дошел до теоремы Белла—нет местонахождения и нет местных причин—Ник сказал: “Это легко доказывается в квантовой физике”.

“Только в 1964 году джон Белл, физик Европейской Организации по Ядерным Исследованиям (CERN) в Швеции, придумал, как можно поставить реальный эксперимент, который раз и навсегда решит этот вопрос. В блестящем математическом доказательстве, которое теперь называется Теоремой Белла, он показал, что если квантовая теория верна, нужно принять хотя бы одну из двух возможностей—либо мир не объективен и не существует в определенном состоянии, либо он “не-локален”, с мгновенным действием на расстоянии. Это оказалось очень просто.” (Тэлбот, 1987: 32)

Суть этого мировоззрения—отсутствие местных (локальных) причин, невозможность указать на что-то одно как причину чего-то другого. Мы избавляемся от вечного вопроса “Почему? ”, потому что все состоит из одного вещества, и не может быть никаких “причин”. Теряет смысл не только “Почему? ”, но и “Где? ”, потому что нет местонахождения, местоположение может существовать только относительно позиции, и не может быть никаких “Где? ”. Вдобавок устраняется “Как? ”, в котором подразумевается разделение, и когда, так как понятие времени оставлено позади в главе 6.

А сейчас давайте посмотрим, можем ли мы сделать это знание более доступным с помощью упражнений. Опять же, это пятнадцати-дневный семинар по квантовой психологии, и как уже говорилось, невозможно включить всё в рамки этих страниц. Тем не менее мы сделаем обзор основных принципов, чтобы раскрыть готовность и открытость к такому квантовому единству.

Давайте исследуем это единство в отношении нас самих, в форме упражнений.

Квантовое упражнение 68

                                                                     

Созерцайте:

Что вся информация (знание) беспричинна. (Сингх, 1979: 90)

                                                                     

 

Я буду использовать слова “знание” и “информация” с одним и тем же смыслом. Оба они будут означать то, что вы знаете о себе и о мире. Я предлагаю так делать потому, что в древней санскритской книге “Шива-сутры” говорится: “ Знание—это оковы ” (стр. 16). Люди Запада путают слово “знание” с западным представлением о том, что знание—ценность. На самом деле здесь имеется в виду, что вся ваша информация о себе—оковы, потому что вся она ограничивает вас. Например, “Я умный”, “Я некрасивый”, или “Я глупый”—все это ваша информация о себе. Таким образом вся информация очерчивает и ограничивает ваше переживание себя. Как обсуждалось в главе 3, вы находитесь вне такого суженного толкования.

                                                                     

Сменный фасилитатор группы может использовать такой сценарий:

Закройте глаза и переместитесь в спокойное пространство. Когда любая информация о себе приходит в ваше осознание, созерцайте возможность того, что вся информация беспричинна. Созерцайте, что любая информация не имеет никаких причин. Когда вы будете готовы, верните свое осознание обратно в комнату, заметьте, где вы сидите, и откройте глаза.

                                                                     

 

Один обучающийся сказал мне: “Это для меня щекотливый вопрос, потому что я по-моему никогда не считал, что что-то имеет причину, я вижу связи между вещами не так, как большинство людей. Из-за этого я иногда чувствовал себя сумасшедшим. Считать, что мы устроены по принципу причины и следствия, могло бы заземлить меня, но у меня никогда не было этого заземляющего механизма. Он для меня ничего не значил. Мне кажется, что когда ничего не связано, то все мое восприятие реальности разваливается, и я чувствую себя очень странно.”

Другой обучающийся рассказал: “Я пережил на опыте, что в моих мыслях, идеях и знаниях просто нет силы, ничего с ними не соединено.” Я ответил: “Большинство людей отдают свои собственные возможности мыслям, событиям и ситуациям. Забирая ваши возможности обратно, вы чувствуете больше сил—это расширение возможностей.”

Другими словами, если у вас была связь, в которой ваше отношение к себе зависело от отношения к вам другого человека, возможности были у другого человека. Ваше благополучие зависело от него. Аналогично, если у вас есть мысль: “Хочу поехать в отпуск на Гавайи”, и вы отдаете ей свои возможности, она будет иметь над вами власть. Следующий шаг—работать сверхурочно, чтобы оплатить поездку на Гавайи: У кого власть? Власть у мысли о поездке на Гавайи, потому что вы на нее реагируете; но вы можете отобрать у нее свою энергию, и тогда она не будет иметь над вами власти. Вы можете сделать выбор делать это, или сделать выбор не делать этого.

Один физик поднял на моем семинаре интересную проблему: “Я автоматически истолковал “У этой мысли нет причины” как “”у этой мысли нет источника”. Затем я сказал, что я как ученый создаю не только мысли, но и факты. Сказать, что у них нет источника, значит сказать, что нет меня. Я не смог преодолеть этого.” Я сказал ему, что он, возможно, соединил в одно целое собственное существование и факты с мыслями.

Квантовые упражнения (пересмотренные)

Квантовое упражнение 69

                                                                     

Мир как пустое пространствои части(цы).

Минуту-две смотрите на свою руку. Втяните свое внимание обратно в пустоту до информации или идеи о своей руке. Не мигая, вообразите, что рука состоит из крошечных частиц, плавающих в пустом пространстве. Теперь позвольте своему телу переживаться как части(цы), плавающие в пустом пространстве. Посмотрите вокруг на предметы в комнате: расфокусируйте глаза, позволяя себе видеть предметы, стену, кресло, и т. д., состоящими из частиц, плавающих в пустом пространстве. Заметьте, как этот опыт освобождает и развивает. Это простое упражнение можно практиковать где угодно.

Эйнштейнобъясняет (как и буддийская “Сутра сердца”), что эти части(цы) состоят из сгущенной пустоты, а пустота состоит из разреженных и растворенных частиц. Выполняя упражнение, созерцайте: “Кто делает этот процесс? ”

                                                                     

Квантовое созерцание

Созерцайте, что являетесь сгущенной пустотой. Переживите себя на опыте как сгущенную пустоту.

Квантовое упражнение 70

                                                                     

Шаг I: Увидьте перед собой пустоту.

Шаг II: Возьмите немного пустоты, и сгустите ее во что-то твердое, например, мысль, чувство, и т. д.

Шаг III: Рассейте его в пустоту.

Шаг IV: Сделайте это несколько раз (уплотнение и рассеивание).

Шаг V: Переживите на опыте “я”, которое делает все это, как сгущенную пустоту.

                                                                     

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.