Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диффузионизм






К концу XIX века этнология вступила в новый этап своего раз­вития. Если ранее непосредственные этнографические наблюде­ния делались преимущественно торговцами, миссионерами, путе­шественниками, то теперь они стали проводиться специально подготовленными учеными по предварительно разработанным программам. Тогда же эволюционизм утратил свое монопольное положение в этнологии, поскольку появлялось все больше фактов, необъяснимых в рамках эволюционной методологии.

Методологический кризис эволюционизма привел к появле­нию нескольких диффузионистских школ, противопоставивших эволюционизму исследование ограниченного круга исторических проблем. Их цель состояла в показе пространственного распреде­ления культур или отдельных культурных элементов, в выявлении областей их происхождения, реконструкции путей и способов их распространения.

Само понятие «диффузия» (от лат. (Ийшю - распространение) было заимствовано из физики, где оно означает «растекание», «проникновение», а применительно к этнологии оно стало обо­значать распространение культурных явлений посредством кон­тактов между народами через торговлю, переселение, завоевание. Диффузионизм как научное направление предполагал признание главным содержанием исторического процесса диффузию, кон­такт, заимствование, перенос и взаимодействие культур. Эволю­ционистской идее автономного возникновения и развития схожих культур в сходных условиях диффузионисты противопоставили

 

 

идею уникальности возникновения культурных элементов в опре­деленных географических регионах при последующем распро­странении их из центра зарождения. В определенном отношении диффузионизм можно рассматривать как попытку заменить эво­люционистскую идею прогрессивного развития принципом про­странственно-временной диффузии отдельных элементов культу­ры или их комплексов.

В рамках теории диффузионизма существовало несколько на­учных течений и школ. В Скандинавии было распространено историко-географическое направление (Эрик Норденшельд); в Германии господствующее положение занимали культурно-историческая (Фриц Гребнер и Вильгельм Шмидт) и антропогео-графическая (Лео Фробениус) школы; в Северной Америке идеи диффузионизма нашли свое выражение в теории культурных ареалов (Эдуард Сепир, Мелвилл Херсковиц); в Англии это на­правление этнологии разрабатывалось в рамках геополитической школы, известной как гипердиффузионизм (Графтон Элиот-Смит, Уильям Риверс).

Основателем диффузионизма принято считать профессора эт­нографии Мюнхенского университета Фридриха Ратцеля (1844-1904), который первым обратил внимание на закономерности распределения явлений культуры по странам и зонам. У эволю­ционистов культурные явления рассматривались независимо от конкретных условий их возникновения. Ратцель же одним из пер­вых поставил вопрос о явлениях культуры как признаках связи народов: расы смешиваются, языки появляются и исчезают, само­название народностей меняется, и только культурные предметы сохраняют свою форму и ареал бытия. Поэтому важнейшая зада­ча науки - изучить распространение предметов культуры.

Свои идеи Ратцель изложил в многотомных исследованиях: «Антропогеография» (1882-1891), «Народоведение» (1885-1895) и «Земля и жизнь» (1897), где он попытался нарисовать общую кар­тину расселения человечества по земной поверхности и развития культуры в связи с географическими условиями. Для этого он очень обстоятельно исследовал все формы воздействия природ­ной среды как на внутреннюю жизнь народа и становление его культуры, так и на характер сношений между народами.

Главные идеи своей концепции культуры Ратцель сформулиро­вал в «Антропогеографии», в которой он проанализировал гео­графическое распространение предметов материальной культуры (этнографических предметов, по его терминологии) в связи с рас­пространением народов - носителей этих предметов. Вызванные природными условиями различия между культурами народов, ут­верждал Ратцель, постепенно сглаживаются благодаря простран-


ственным перемещениям этнографических предметов через куль­турные контакты народов. Последним Ратцель уделял особое внимание, рассматривая подробно различные формы взаимодей­ствия народов: переселения племен, завоевания, смешение расо­вых типов, обмен, торговля и пр. Именно в процессе этих взаимо­действий происходит пространственное распространение культур. На практике это выражается в форме распространения этногра­фических предметов, роль которых значительно важнее, чем язы­ков или расовых признаков. Расовые типы постоянно смешивают­ся между собой, и поэтому все современные расы смешанные. Язык как этнический признак более устойчив, чем раса, но и он с течением времени меняется или вытесняется другими языками. Предметы же материальной культуры гораздо дольше удержива­ются и сохраняют свою форму и ареал своего распространения по сравнению с другими явлениями культуры. Народы, по мнению Ратцеля, изменяются, гибнут, а предмет материальной культуры остается тем, чем он был. Поэтому изучение географического распространения этнографических предметов является наиболее важным при исследовании культур.

Ратцель выделял два способа перемещения элементов культур:

1) полный и быстрый перенос не отдельных предметов, а всего культурного комплекса; этот способ он называл аккультурацией;

2) перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому. При этом он отмечал, что одни предметы (украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, а другие (упряжь, изделия из металла) передвигаются только вместе с носителями определенной культуры.

В трудах Ратцеля были сформулированы лишь основные поло­жения диффузионизма как самостоятельного направления в изуче­нии культур: принцип взаимовлияния культур; их изменение путем заимствования; идея одного или нескольких центров начала чело­веческой культуры. При этом самому человеку Ратцель отводил второстепенную роль в культуре (носитель этнографических пред­метов) и предполагал относительную независимость культуры от него. Эта мысль об относительной независимости явлений культу­ры от ее носителей в дальнейшем получила свое развитие в трудах представителей других течений немецкого диффузионизма: школы «культурной морфологии» Фробениуса, «кельнской» школы Гребнера и «венской» школы Шмидта.

Ученик Ратцеля - археолог, этнолог, фольклорист Лео Фробе­ниус (1873-1938) создал в рамках диффузионизма концепцию мор­фологии культуры и стал основоположником теории «культурных кругов». Фробениус был специалистом по африканским культу­рам, он совершил 12 экспедиций для исследования культур наро-


 

 

 

дов Африки, Австралии и Океании, составил ряд этнологических карт Африки, которые не утратили своего научного значения и в наши дни. Материалы его экспедиций и их теоретические обоб­щения были изложены Фробениусом в его фундаментальном тру­де «Происхождение африканских культур» (1898), в котором, рас­сматривая культуры как живые организмы, он пришел к выводу, что их изменение подчиняется общим законам жизни. В своем труде Фробениус отмечает, что изучение и сопоставление афри­канских и меланезийских культур позволяет утверждать, что из­менение культуры является следствием распространения не от­дельных элементов, а целых комплексов явлений культуры, кото­рые были не беспорядочным собранием случайно объединивших­ся элементов, а целостными структурами.

Взгляды Фробениуса на сущность культуры отличаются неко­торой мифологичностью, поскольку основываются только на ут­верждении, что культуры - это живые организмы, которые пере­живают рождение, детство, зрелый возраст, старость и, наконец, умирают. При этом культуры не создаются людьми, они растут сами по себе. Человек, скорее, продукт или объект культуры, чем ее творец. Но хотя культура не создается народом, она не может обходиться без людей, так как не может без них распространять­ся. «У культуры нет ног», и поэтому она заставляет человека пе­реносить себя. Следовательно, человек (народ) - это не создатель, а только носитель культуры.

Каждая культура, по мнению Фробениуса, обладает собствен­ным характером, собственной «культурной душой», наклады­вающей свой неизгладимый отпечаток на каждый ее отдельный элемент. Этот особенный характер каждой культуры он назвал «пайдеум» (от греч. «воспитание») и предлагал использовать этот термин вместо термина «душа культуры», который дискредити­ровал себя. Раскрывая смысл понятия «пайдеум», он писал, что это культурно-психологическое понятие, под которым следует понимать духовную структуру народа, отображающуюся в его культурном образе действий. Этот смысл термина синонимичен современному понятию «ментальность».

Представляя культуру как некое внесоциальное, мистическое явление, Фробениус подразделял культуры на мужские и женские. Дополняя это деление этнографическими материалами своих экс­педиций, он различал два типа африканских культур: теллу-рическо-эфиопско-патриархальный и хтоническо-хамитическо-матриархальный. Сами термины «теллурический», «хтонический» в буквальном смысле обозначают собственно одно и то же: латин­ское «теллус» - земля, греческое «хтон» - тоже земля. Но в интер­претации Фробениуса они получили как бы противоположное


значение: теллурический - растущий из земли вверх, а хтониче­ский - углубляющийся в землю. Они родились в разных географи­ческих условиях: теллурический - в зоне саванн, а хтонический - в Сахаре и Северной Африке. На этом основании каждый тип об­ладает своим пайдеумом, тенденции и направленность этих куль­тур противоположны. Теллурическая культура как бы стремится вверх, и это проявляется во всех ее конкретных предметах и фор­мах: свайное жилище, свайные амбары, кровать на ножках; душа этой культуры поднимается, как растение, вверх; божества оби­тают в высоких, недоступных местах. Эта культура всегда была патриархальной.

Напротив, хтонической культуре присуще стремление зарыться в землю: подземные жилища, подземные зернохранилища, земля­ные печи, представления о подземном мире душ и т.д. Эта культу­ра по своему характеру матриархальная. При этом хтонической культуре Фробениус приписывал магические свойства, а теллури­ческой - мистические. Из соединения этих двух типов культур, по его мнению, образовались высокие культуры. Такое понимание сущности культуры, отождествление ее с биологическим организ­мом, живущим по законам самостоятельного органического су­щества, давало Фробениусу повод утверждать, что он открыл природные закономерности в области изучения народов и куль­тур, т.е. этнологии. Изучение культуры должно производиться, как он считал, не историческим, а естественнонаучным методом.

Признанным главой диффузионизма в немецкоязычных стра­нах был Фриц Гребнер (1877-1934), который считал, что этногра­фы-эволюционисты не разработали убедительных критериев для доказательства своей основной идеи детерминации сходных явле­ний культуры разных народов сходными причинами -«элементарными идеями», или природными условиями. Поэтому для Гребнера главной проблемой этнологии стала разработка ме­тода исследования культурно-исторических связей, или самостоя­тельного происхождения культур. Свои взгляды по этим вопро­сам он изложил в работе «Метод этнологии» (1911).

На основе работ Фробениуса и Ратцеля Гребнер создал теорию культурных кругов, представляющую собой попытку глобальной реконструкции всей первобытной истории. В пояснениях к своей теории он утверждал, что ему удалось объединить культурные достижения народов всей Земли на догосударственной стадии развития в шесть культурных кругов (или культур), каждый из которых состоит из 19-20 элементов. К числу последних Гребнер относил явления как материальной, так и духовной культуры, а также общественной жизни. Такими элементами, например, для «восточнопапуасской» культуры являются земледелие с возделы-

 

ванием клубневых растений; рыболовство при помощи сети; до­щатая лодка; хижина с двускатной крышей; спиральное плетение корзин; тайные мужские союзы и пляски в масках; лунная мифо­логия; людоедский миф; круговой орнамент; сигнальный барабан и т.д. Аналогичны и перечни элементов других культур (культурных кругов).

Сходные явления культуры, в каком бы круге они ни встреча­лись, Гребнер объявил принадлежащими к одному определенному культурному кругу и, следовательно, происходящими из одного географического центра. О каком бы культурном факте ни шла речь, каждый из них появлялся, по Гребнеру, лишь один раз в ис­тории, в каком-то одном месте, принадлежа с самого начала ка­кой-то одной культуре и вместе с ней распространяясь по другим культурным кругам.

На основании этих рассуждений Гребнер сделал вывод, что никакой повторяемости в истории человечества и его культуры нет, а следовательно, нет и никаких закономерностей. Повторя­емость этнических процессов кажущаяся, на самом деле все явле­ния в культуре строго индивидуальны. Это значит, этнология имеет дело не с массовыми, не с типичными, а с единичными яв­лениями. В свою очередь, из этого вытекает, что этнология долж­на занять место в системе исторических наук о культуре и отгоро­диться от естественных наук.

Диффузионизм в США не стал сколько-нибудь значимым на­учным направлением. Он существовал там лишь в качестве од­ного из аспектов в совокупном процессе изучения культур. Его становление на американском континенте было связано с крити­кой эволюционистской теории в этнологии Францем Боасом. Боас соглашался с Гребнером в том, что невозможно возникно­вение абсолютно одинаковых культурных явлений в различных географических регионах. Любое культурное явление можно объяснить или причинами внутреннего развития данной культу­ры, или ее отношениями с соседними культурами, ближними и дальними. Поэтому для развития каждой местной культуры важное значение имеет диффузия. Благодаря Боасу и его учени­кам американские культурные антропологи пришли к убежде­нию, что диффузия становится основным фактором, вызываю­щим сходство в культурах разных народов.

На рубеже Х1Х-ХХ веков большинство американских этноло­гов начали изучать индейцев, в связи с чем были предприняты многочисленные полевые исследования. Результатом этой работы стала концепция культурных областей, которая в наиболее полном и систематизированном виде была изложена Кларком Уисслером (1870-1947) в его труде «Американский индеец» (1912).


Анализируя контакты североамериканских индейцев и геогра­фическое распределение элементов их культур, Уисслер пришел к выводу, что культура представляет собой результат приспособле­ния отдельной группы людей к определенной экологической сре­де. Обобщив многочисленные данные по распределению орудий хозяйственной деятельности, керамики, фольклорных сюжетов и т.п., он доказал, что материальные и духовные элементы куль­туры, а также соматические (телесные) признаки людей распро­страняются путем диффузии между реально существующими куль­турными областями.

Опираясь на эмпирические материалы, Уисслер выделил 15 культурных областей у североамериканских индейцев и сфор­мулировал общий закон культурной диффузии: антропологиче­ские черты имеют тенденцию распространяться во всех направле­ниях от центра своего происхождения. При этом он считал, что распространение культурных явлений и человеческих черт осуще­ствляется «концентрическим способом», при котором простые формы занимают окраинное положение, а центральную позицию -более сложные. Таким образом, культурная область, по Уисслеру, возникает как область проявления культурного центра. Поэтому в зависимости от расстояния от культурного центра одни общества всегда имеют более типичную культуру, чем другие.

Проникновение диффузионистских идей и их развитие в анг­лийской этнологии связывают с именем Уильяма Риверса (1864-1922), который, работая над книгой «История меланезийского, общества» (1914), пришел к выводу, что нельзя рассматривать развитие родственных и общественных отношений у меланезий­цев как простую эволюцию. По его убеждению, образование но­вых культур в этом регионе происходило путем взаимодействия культур больших групп переселенцев. В Океании, полагал он, прослеживалось несколько сменявших друг друга волн заселения, каждая из которых привносила много новых элементов культуры. Например, народ кавы принес туда тотемизм, культ мертвых, культ солнца и луны, индивидуальный брак, лук и стрелы, опре­деленную форму дома и пр. Это значит, что возможно появле­ние новых культур путем смешения, а не эволюции. При этом вследствие взаимодействия и смешения нескольких культур мо­жет возникнуть новое явление, которое ранее ни в одной из взаимодействующих культур не встречалось. Здесь же Риверс выдвинул тезис, что даже малое число пришельцев, обладая бо­лее высокой технологией, может ввести свои обычаи в среду ме­стного населения.

При всем стремлении избежать односторонности эволюцио­низма взгляды Риверса отличаются искусственностью и надуман-

 

ностью. Так, абсолютно неясно, что это были за группы пересе­ленцев, откуда, когда, с каким культурным багажом они пришли, как развивалась их культура впоследствии. Следуя примеру дру­гих диффузионистов, Риверс совершенно произвольно трактовал эти вопросы.

При всем разнообразии взглядов сторонников диффузионизма в разных странах можно все же выделить базовые идеи, общие для всего этого направления в целом:

- представление о том, что культура является живым организ­мом, рождающимся и развивающимся в определенных географи­ческих условиях; каждый элемент культуры возникает в конкрет­ном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару;

- основными факторами развития культуры являются заимст­вования, переносы, смешение культурных элементов; перемеще­ние культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и пр.;

-у каждой культуры есть свой центр зарождения и распро­странения; нахождение этих центров культур составляет главную задачу этнологии;

- методом исследования культур является изучение культурных кругов или ареалов распространения элементов культуры;

- каждый элемент культуры возникает только однажды, и если составить карту его распространения, то можно определить пер­воначальное место зарождения каждого элемента.

Основная идея диффузионизма - взаимопроникновение, заим­ствование культур - была правомерна и продуктивна. В противо­вес абстрактному рассмотрению культур в эволюционизме диф-фузионисты поставили вопрос о географической определенности и взаимовлиянии культур разных народов. Для этого они пыта­лись найти методы сравнения, анализа сходных явлений в различ­ных культурах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.