Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор формы организации учащихся на теоретическом и производственном обучении






Форма организации учебной работы учащихся   Особенности, признаки В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении В каком случае выбираем ту или иную форму на производственном обучении
Фронтальная Преподаватель работает сразу со всей группой. Учебная цель для всех учащихся общая. Учащиеся должны слушать, смотреть. При этом педагог ориентируется на «среднего» учащегося. 1. В ходе объяснения нового материала. 2. В ходе самостоятельной работы учащихся, когда многие сделали одну и туже ошибку, преподаватель останавливается и проводит повторное объяснение для всех. 3. Во время подведения итогов в конце уроков. 1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал. 2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и туже ошибку, мастер останавливает работу и проходит повторный инструктаж для всех 3. В ходе заключительного инструктажа, когда оцениваем работу групп в целом и отдельных учащихся.
Индивидуальная Учебная цель для всех общая, но работают все самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем месте. 1. В ходе самостоятельной работы учащихся, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, при выполнении контрольных, расчетно-графических и других видов работ по индивидуальным заданиям. 2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого. 3. Во время подведения итогов такая форма не практикуется. 1.В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карачкам-заданиям, индивидуальная усная беседа с целью контроля знаний, а остальные учащиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают 2.В ходе практической работы, когда все выполняют задания, но работа каждого не зависит от других.
Парная (преподаватель-учащийся) Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. 1. В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2. В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. 1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы.
Групповая Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Зато задачи в этой бригаде у всех могут быть разные, так как возможно разделение труда и кооперации. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива, а за преподавателем остается ведущая роль. 1. Во время формирования новых заданий могут быть организованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений. 2. В ходе самостоятельной работы могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работы, требующих кооперации и разделения труда. 3. Во время подведения итогов может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений соперников по итогам рабочего дня. 1.В ходе вводного инструктажа могут быть организованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений. 2.В ходе практической работы могут бвть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда. 3.В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, в котором команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня, или дискуссия по выявлению причин ошибок в работе учащихся.

Вспомогательные формы организации обучения

 

Консультация. Основное назначение – оказание помощи учащимся при освоении материала.

Различают консультации: текущие, тематические. Обобщающие, групповые, индивидуальные.

Курсы по выбору. Представляют собой предметы, которые выбираются учебным заведением при проектировании рабочих учебных планов и дополняют предметы типового учебного плана, обязательные для изучения.

Факультативные занятия – необязательные, представляемые на выбор. Выбор факультативных предметов осуществляется самими учащимися. Способствуют удовлетворению потребностей учащихся в более глубоком изучении их предметов, развитию учебно-познавательных интересов, творческих склонностей и способностей.

Лабораторно-практические занятия имеют цель подтвердить положения теории. Проверить их осуществление на практике. Структура таких занятий включает:

§ объяснение цели и содержания работы;

§ самостоятельное выполнение заданий учащимися;

§ прием и анализ выполненных работ;

§ обобщение итогов занятий.

Практикум предполагает выполнение цикла работ в лабораториях, мастерских и т.д. В отличие от лабораторно-практических работ характеризуется большей самостоятельностью и творческим отношением к выполнению заданий со стороны учащихся, носит исследовательский характер.

Семинар. Проводится после изучения основных разделов (тем) программ. Основными структурными элементами являются:

§ вступительное слово преподавателя;

§ сообщение (доклады) учащихся;

§ работа оппонентов;

§ подведение итогов.

Конференция. Посвящается обсуждению наиболее важных и обобщающих вопросов, которые вытекают из изучения нескольких родственных тем. Главное назначение – обобщить материал, углубить знания учащихся по наиболее важным вопросам и проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения.

Учебная экскурсия. Проводится с целью вызвать интерес учащихся к изученному предмету или специальности в целом (в начале обучения): проверить, закрепить, обобщить полученные знания (в процессе изучения темы). Примерная структура экскурсии:

§ вводная беседа преподавателя;

§ цель и задачи экскурсии;

§ особо важные объекты (предметы);

§ порядок сбора нужного материала;

§ требования безопасности;

§ порядок отчетности по результатам;

§ самостоятельные наблюдения учащихся;

§ обобщение результатов экскурсии.

Домашняя самостоятельная работа учащихся. Дополняет деятельность учащихся на уроке. Отличается большой самостоятельностью, отсутствием непосредственного руководства преподавателя.

Предметные кружки. Способствуют развитию положительного отношения к обучению, укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, углублению по тому или иному предмету.

Кружки технического и художественного творчества. Способствуют связи теоретического и практического обучения, развитию творческого мышления учащихся, формированию многих личностных качеств.

 

Нетрадиционные формы урока:

¨ Урок – «погружение».

¨ Деловая и ролевая игры.

¨ Урок – пресс – конференция и конференция.

¨ Урок – семинар, диспут, викторина.

¨ Урок – экскурсия, путешествие.

¨ Урок – соревнование и конкурс.

¨ Театрализованный урок.

¨ Урок – консультация и зачет.

¨ Компьютерный урок.

¨ Урок с групповыми формами работы, взаимообучения.

¨ Урок творчества и фантазии.

¨ Урок – аукцион, турнир.

¨ Урок, который ведет учащийся.

¨ Урок сомнений и поиска истины.

¨ Урок – творческий отчет.

¨ Урок – формула.

¨ Бинарный урок.

¨ Урок – обобщение.

¨ Урок – игра: «Суд»; «Следствие ведут знатоки»; «Поле чудес»; «КВН».

¨ Урок – парадокс.

¨ Урок – концерт.

¨ Урок – диалог и полилог.

¨ Урок – брифинг.

¨ Интегральный урок.

¨ Межпредметный урок.

¨ Урок круговой тренировки.

¨ Имитационно – ролевое моделирование.

¨ Моделирование мышления учащихся.

¨ Мозговая атака и др.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.