Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация как функция управления






При рассмотрении данного вопроса менеджмент в туризме ориентируется на два аспекта это проблемы:

- мотивацию (мотивы) путешествий;

- мотивацию трудовых отношений в туристских предприятиях.

Мотивация путешествий. Цель поездки (мотив, побуждающий человека путешество-вать) – это причина, при отсутствии которой данная поездка не состоялась бы. Информа-ция о цели путешествия нужна прежде всего для того, чтобы правильно разделить турист-ские рынки на сегменты и определить целевые рынки, положенные в основу разработки модели управления туристскими потоками и маршрутами.

Следует иметь в виду, что путешествующая группа, т.е. группа людей, совместно совер-шающих поездку, имеет, как правило, только одну основную цель посещения. Вместе с тем, у каждого члена группы, может быть и своя, отличная от групповой, мотивация путе-шествия. Целесообразно выделить пять основных групп мотивации путешествий (табли-ца 2.2.).

Физическая мотивация. Физическая мотивация подразделяется на отдых, лечение и спорт. Если основной причиной путешествия является восстановление физической силы, то на первом месте стоит отдых. Если должно быть восстановлено здоровье, решающим фактором будет оздоровление, лечение. Если во время отпуска в первую очередь ищут разгрузку и движение для тела, то в таком случае важнейшей физической мотивацией является спорт.

Психологическая мотивация. Главная психологическая мотивация путешествия – же-лание уйти от повседневной рутины и увидеть что-нибудь новое, необходимость смены обстановки и расслабления. К психологической мотивации относится также и смена впе-чатлений.

Межличностная мотивация. По значимости, вслед за физической и психологичес-кой мотивациями, следует межличностная мотивация. Многие люди ищут во время поезд-ки необходимые им социальные контакты. Они стремятся завести отношения с другими путешествующими или познакомиться с местными жителями. Большое значение в этой группе мотиваций занимают посещения друзей, знакомых, родственников.

Культурная мотивация. Знакомство с другими странами, с их обычаями, традициями и языками стоит в данной группе на первом месте. Далее следует интерес к искусству, посе-щение спортивных мероприятий, а также религиозные причины.

Мотивация престижа и статуса. Для группы туристов с такой мотивацией характер-но то, что они совершают путешествия с целью развития своей личности. Кроме того, ос-новная цель путешественников этой группы – добиться всеобщего признания и удержать его. Развитие личности чаще всего связано с профессиональной подготовкой, а также с повышением квалификации или переподготовкой.

- 9 -

Если вы думаете о своем отпуске, то, вероятнее всего, сможете установить, что на при-нятие решения по поводу определенной поездки повлияло несколько мотиваций. Часто происходит так, что мотивации путешествий не исключают друг друга, а, наоборот, до-полняют, даже если они принадлежат к разным группам. Мотивы путешествий могут быть даже противоречивыми.

Мотивация трудовых отношений. В этом смысле мотивация рассматривается нами как совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельнос-

ти, т.е. после проведения организационных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используют:

а) стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью

внешних факторов (материального и материального стимулирования);

б) собственно мотивирование, т.е. создание у работника внутреннего побуждения к

труду.

Главным здесь является заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности и удовлетворенность от нее. Это свидетельствует о том, что поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может и уклоняться от работы. Всегда следует искать мотив поведения человека.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достиже-ния личностных целей и целей организации.

Личное удовлетворение от хорошо выполненной работы и гордость за плоды своего труда привили работникам чувство цели. Это не менее важно, чем деньги (с точки зрения мотивации труда). Менеджеров всегда интересовало, в каких условиях человек мотивиро-ван к работе по чужому заданию. Этот интерес возрастал по мере расширения личных сво-бод подчиненного и его превращения в частного сопредпринимателя. Чем свободнее ста-новится человек, тем важнее для него осознание того, что им движет и что заставляет приносить больше пользы.

Человек, получивший в процессе обучения, повышения квалификации и накопления производственного опыта знания и навыки, хочет применить свое умение в труде. И чем больше ему это удается, тем больше степень его удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В таком случае сотрудник считает цели предприятия сво-ими целями.

Ученые считают, что чувство хорошо выполненной работы вызывает удовлетворение собой и, по-видимому, способствует повышению результативности труда. Практика уп-равления подтверждает эту мысль: высокая результативность является причиной полно-го удовлетворения, а не следствием его.

В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

- во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влия-

ют на поведение сотрудника. Это критерии, соединенные воедино, формируют у него

какую-то свою, личную, философию, представляющую собой основу для выбора им

своего поведения. Разработав личную философию, менеджер может создать такую

рабочую среду в своем окружении, которая будет способствовать мотивации сотруд-

ников;

- во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников;

- в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы

работник был полностью мотивирован и работал с полной отдачей (эффективно), он

должен четко себе представлять, чего от него ждут. Обратная связь обеспечивает

крепкую основу для мотивации.

2.2.4. Функция контроля

В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фак-тически достигнутых результатов с запланированными результатами.

- 10 -

Некоторые предприятия создали целые системы контроля. Их функции состоят в посредничестве между планами и деятельностью, т.е. система контроля обеспечивает об-ратную связь между ожиданиями – определенными первоначальными планами менедж-мента и реальными показателями деятельности организации. Следовательно, тот, кто име-ет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить.

Для менеджмента характерно не только большое количество различных видов планов, но и видов, и систем контроля. Все системы контроля всегда базировались на идее обрат-ной связи: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате этого устанавливаются определенные отклонения от заданных показателей с тем, чтобы

либо исправить негативные влияния (результаты), либо усилить воздействие, если резуль-таты позитивные.

В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научи-лись? Что в следующий раз следует делать иначе? В чем причина отклонений от намечен-ного? Какое воздействие оказал контроль на принятие решений? Воздействие контроля было негативным или позитивным? Какие выводы следует сделать для выработки новых целей?

В практике управления существует своего рода технология контроля (таблица 2.3.). Од-нако какую бы технологию контроля мы не применяли, окончательная цель его состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента.

В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основныетребования-критерии (таблица 2.4.):

- эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (умень-

шение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе

контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и техни-

ку контроля);

- эффект влияния на людей – выясняется вопрос: применяемая технология контроля

вызывает у работников положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции

(демотивация труда)?

- выполнение задач контроля – контроль должен определить совпадения или откло-

нения в системе управления предприятием, способствовать устранению отклонений и

выработке эффективных решений;

- определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться

без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклоне-

ния на самой ранней стадии. Нужно соблюдать нормы контроля, определенные дейст-

вующим законодательством.

Различают три вида контроля:

Предварительный контроль. Предварительным контроль называется потому, что он осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления пред-варительного контроля является реализация (не создание, а имен реализация) определен-ных правил, процедур и линий поведения.

На предприятиях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсах. В процессе предварительного кон-троля, возможно, выявить отклонения от стандартов в различные моменты.

Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего объек-том его являются сотрудники, а сам он – прежде всего прерогатива их непосредственного начальника. Такой контроль позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

Заключительный контроль. Цель такого контроля – предотвратить ошибки в буду-щем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется тогда, когда рабо-та уже выполнена.

В процедуре контроля есть три четко различимых этапа:

- 11 -

Этап А – установление стандартов (таблица 2.5). Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели явным образом «вырас-тают» из процесса планирования. На первом этапе необходимо определить временные рамки и конкретный критерий, по которому оценивается работа.

Этап Б – сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами (таб-лица 2.6.). На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые резуль-таты соответствуют его ожиданиям.

Этап В – принятие необходимых корректирующих действий (таблица 2.7). Проведение контроля может быть очень дорогостоящим, поэтому решение о том, какой тип контроля применить, требует тщательного обдумывания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.