Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Либеральное движение в России во второй половине XIX в.






 

Причины активизации общественного движения

Переходный характер экономики и социальной структуры 60-80-х гг. толкал различные общественные силы России на поиск оптимального пути исторического развития, стимулировал дискуссии по этому вопросу.

 

Сохранение сельской общины, самодержавия, крупного помещичьего землевладения давало основание для утверждений об особом историческом пути России.

 

Форсированное развитие капитализма, которое стимулировалось государством, приводило многих к мысли об искусственности капитализма в России.

 

Негативные стороны развития капитализма на Западе приводили к отрицанию необходимости перехода к буржуазным отношениям, рождали идею некапиталистического развития.

 

Обнищание части крестьянства в условиях рыночных отношений, форсированного характера развития капитализма в России переживалось радикальной интеллигенцией как народное бедствие, вызывало стремление спасти крестьянство от “ужасов капитализма”, создавало условие для распространения социалистических идей.

 

Непоследовательность внутриполитического курса правительства Александра II, отход от политики либеральных реформ, высокая цена ускоренной модернизации страны, основное бремя которой ложилось на народные плечи.

 

Определенное влияние оказывали теории, проникавшие в страну с Запада. В частности, некоторое распространение получили идеи социализма, в том числе в форме бланкизма и др.

 

Некоторые особенности сознания и поведения русской интеллигенции, а также социальные условия способствовали ее превращению в главного участника общественного движения: жажда свободы, без которой невозможно развитие личности, реализация профессиональных качеств и творческого потенциала интеллигенции, приводили ее к конфронтации с авторитарным режимом; “ народолюбие”, стремление “возвратить долг” народу, который своими страданиями и трудом позволил интеллигенции сформироваться, “вкусить” плоды науки. Вера в свое особое историческое предназначение (мессианизм русской интеллигенции), в способность указать народу и стране путь к спасению, жертвенность, стремление к уравнительной справедливости и другие качества интеллигенции, свидетельствующие о том, что, несмотря на свой атеизм, она сохраняла многие черты религиозного сознания; идеализм русской интеллигенции, ее вера в силу идеи, особое отношение к духовной жизни, просветительство.

 

Характер и уровень развития общественного сознания широких слоев населения, общинного крестьянства, наемных рабочих, мелких городских собственников, средних и крупных предпринимателей, не позволяли одним из этих социальных групп выйти за рамки стихийных и локальных выступлений, другим - подняться до участия в политическом процессе.

 

2. Русский консерватизм

 

Крупнейшие представители консерватизма - государственные деятели, литераторы и философы - К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, в своих работах развивали традиции Погодина, Шевырева и Уварова.

 

Основные положения консерватизма. Это направление не было единым в идейном отношении. Его представители высказывали различные мысли, но для всех был характерен ряд общих идейных установок:

 

во главу угла ставилась русская национальная идея - представление о превосходстве русского образа жизни, русской религиозности, русского общественного устройства;

 

основным идеологическим принципом оставалась триединая формула - ”самодержавие, православие, народность”, основной задачей - сохранение незыблемости самодержавия как основы существования российского национального общества и единственного выразителя интересов народа; отрицалась необходимость культурной и идеологической европеизации России, т. к. считалось, что она могла вызвать социальные конфликты и национальную катастрофу. Буржуазная и католическо-протестантская Европа воспринималась как антипод и враг патриархальной и православной России; подвергались острой критике реформы Александра II, в которых консерваторы видели отступление от естественного пути развития России; сохранялась вера в национальное превосходство великороссов, уверенность в мессианском предназначении России.

 

В то же время некоторая часть консерваторов осознавала неизбежность перемен. Различные представители этого крыла консерватизма (П.А. Шувалов, И.И. Воронцов-Дашков, Н.П. Игнатьев и др.) в 60-80 гг. предлагали ограниченные реформы, вплоть до создания представительного совещательного органа.

 

Деятельность консерваторов. Русский консерватизм не получил в то время организационного оформления, прежде всего потому, что это направление открыто поддерживалось самодержавием и не нуждалось в организации, к тому же нежелательной с точки зрения властей.

 

Но деятельность консерваторов не сводилась к публикации книг и статей (в изданиях Каткова “^ Русский вестник”, “Московские ведомости”, Мещерского “Гражданин” и многих др.). Некоторые представители консервативной общественной мысли оказывали влияние на царя и его окружение. Особенно значительным было воздействие Победоносцева на Александра III.

 

3. Либеральное движение

 

Видными деятелями либерализма в России были, в основном, представители научной и творческой интеллигенции - историки, юристы, литераторы Б.Н.Чичерин, К.Д. Кавелин, М.М. Стасюлевич, А.М. Унковский, И.И. Петрункевич, И.С. Тургенев, К.К. Арсеньев. Но определенное место в либеральном движении занимал ряд либерально настроенных высших чиновников, в том числе министры - М.Т. Лорис-Меликов, Н.А. и Д.А. Милютины, А.А. Абаза, пытавшихся в своей государственной деятельности осуществлять некоторые свои убеждения.

 

Идейные установки либералов. Либеральная мысль не была единой, но характеризовалась при этом многими общими положениями:

 

необходимо введение свободы, обеспечение прав личности, защита частной собственности;

 

следует немедленно создать представительные органы власти.

 

Наиболее оптимальной формой государственного устройства представлялась конституционная монархия. Однако признавалось, что в России для нее еще не созрели ни социальные, ни культурные предпосылки; следует европеизировать Россию, распространять образование и научные знания; Россия должна развиваться лишь эволюционным путем с помощью реформ сверху, недопустимы как репрессии и произвол самодержавия, так и революционное насилие радикальной интеллигенции; общество должно готовиться к деятельности в условиях гражданских и политических свобод, а также воздействовать на власть, склоняя ее к продолжению либеральных реформ, но лишь мирными средствами.

 

 

Особенности и деятельность русских либералов

 

Русский либерализм не был организационно оформлен и заявлял о себе не в открытой политической деятельности, а в активности земств, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников.

 

Основная его особенность заключалась в специфике социальной базы, Либеральное движение в России не было связано, как на Западе, с широкими слоями предпринимателей, оно опиралось на передовую часть земского дворянства и интеллигенцию. Этим объясняется, в частности, то, что до начала ХХ в. либерализм носил скорее идейно-нравственный, а не политический характер.

 

В советской историографии долгое время доминировала ленинская оценка либерализма, как “буржуазного по своей сути движения, стремившегося к сделке с помещиками и самодержавием”. Желание либералов спасти страну от революционных, насильственных преобразований воспринималось как свидетельство их трусости, слабости и исторической обреченности.

 

Русские либералы занимались активной просветительской деятельностью, надеялись со временем подготовить общество к восприятию либеральных ценностей, выступали сторонниками модернизации страны. Либеральная мысль была широко представлена в публицистике того времени. В разное время либералами издавались журналы “Отечественные записки”, “Русский вестник”, “Вестник Европы”, “Русская мысль”, газеты “Голос”, “Молва”, “Земство”, “Русские ведомости”.

 

В периоды подъема общественного движения, социально-политических кризисов наиболее активная часть либералов пытались создать организации. Так, в конце 70-х гг. сформировался Земский союз. Кроме того, представители этого идейного течения использовали легальные организации - Вольное экономическое общество, Московское юридическое общество и др.

 

^ Основные направления российского либерализма. При общности идейных установок русских либералов в их рядах не было, да и не могло существовать полного единства, т.к. свободомыслие являлось основополагающим их принципом.

 

Одним из самых влиятельных течений был западнический либерализм (Б.Н. Чичерин, М.М. Стасюлевич, К.К. Арсеньев, П.Н. Милюков). Его представители отстаивали идею неизбежности повторения Россией западноевропейского пути, настаивали на необходимости изживания “самобытничества” и мирного вхождения в европейскую цивилизацию.

 

“^ Национальный либерализм”. Российский либерализм не был связан лишь с западничеством. Некоторые из либеральных деятелей (К.Д. Кавелин) пытались синтезировать идеи либерализма и славянофильства, считали необходимым учитывать национальную специфику. Представители этого течения выдвигали программу постепенного соединения традиционных элементов российского общества (общины, сильной государственной власти) с либеральными ценностями (гражданским обществом, правами и свободой личности).

 

 

^ Народническое движение

 

Идеология народничества. Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. выработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными принципами народничества являлись: отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России; стремление создать социалистическое общество как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме; идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму; представление о русском крестьянине как о человеке будущего, “социалисте по природе”; критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.

 

^ Основные теоретические направления революционного народничества. Народничество развивалось в форме различных направлений, имевших общую цель борьбы - социализм и признававших необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них.

 

Ведущим теоретиком пропагандистского направления революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи: интеллигенция смогла умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг; народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе; внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы; для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма; социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

 

Ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества стал М.А. Бакунин. Он считал, что: главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство; поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, - худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя; основное средство борьбы - революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту; после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний, России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.

 

^ Основной теоретик заговорщического (бланкистского) направления П.Н. Ткачев предполагал, что:

 

крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества; поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту;

 

самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Оно " висит в воздухе"; поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества.

 

^ Народнические организации и их деятельность

 

Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850- начале 1860-х гг. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858 гг.), затем кружок пропагандистов в Москве во главе с П.Э Аргиропуло и П.Г. Заичневским (1861 г.)

 

" Земля и воля" (1861-1864 гг.) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, В.А. Обручев. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г, когда должно было завершиться подписание уставных грамот. Для этого использовалась легальная и нелегальная пропаганда. В легальные организации " Земли и воли" - Артель литераторов и Шахматный клуб - входили Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский, Д.И. Писарев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Некрасов, И.А. Гончаров, П.Л. Лавров и др.

 

В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самороспустилась.

 

“Ишутинцы”. В 1863-1866 г. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным (" ишутинцы"). В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.

 

" Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления.

 

" Большое общество пропаганды" (" чайковцы") существовало в 1869-1874 гг. Его возглавляли М.А Натансон, Н.В. Чайковский, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. Общество занималось изучением социалистической литературы. В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой акции - т.н. " хождения в народ", когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян. Но, в итоге, не удалось их поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе.

 

" Земля и воля" (1876-1879). Организацией руководили М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, Л.А. Тихомиров. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым: агитацию словом и делом; акции по дезорганизации государства (т.е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее “вредных” представителей власти).

 

Землевольцы перешли от летучей агитации к оседлой пропаганде, стали создавать поселения народников в деревне. Но новое “хождение в народ” также не дало результатов, и в 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы (" деревенщиков"), объединившихся во главе с Г.В. Плехановым в партию “Черный передел”, и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как необходимого условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора (" политиков"), образовавших “Народную волю”.

 

Партию " Народная воля" (1879-1882 гг.) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили ^ А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др. Народовольцы ставили своей целью: революционный захват власти, созыв Учредительного собрания, утверждение политических свобод и построение, в перспективе, общинного социализма.

 

Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа. Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н. Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г. 1 марта 1881 г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией.

 

" Черный передел" (1879-1882 гг.). Его руководители - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне. В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу " Освобождение труда" - первую русскую социал-демократическую организацию.

 

^ Либеральное (реформаторское) народничество

 

Основные представители. В 80-90-х гг. в результате острого организационного и идейного кризиса революционного народничества в интеллигентской среде получили широкое распространение идеи реформаторского народничества (В.П. Воронцов, И.И. Каблиц, Н.К. Михайловский и др.)

 

^ Важнейшие положения. Теоретики либерального народничества, осуждая капитализм, пытались обосновать преимущество мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах; доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством. Они считали, что марксизм в крестьянской России не применим, а попытки его утверждения приведут к установлению диктатуры меньшинства над большинством населения; считали идеалом общественного устройства гармоничное сочетание свободы личности и общинной солидарности, обеспечивающее, по их мнению, необходимые условия для всестороннего развития человека.

 

В итоге, они выступали как против реакции, так и против революции, осуждали насильственные методы преобразований. В годы “контрреформ” получила широкое распространение либерально народническая теория и практика “малых дел”, призывавшая интеллигенцию, в первую очередь, честно выполнять свои профессиональные обязанности во благо народа.

 

 

^ 4. Зарождение русской социал-демократии

 

Причины:

 

разочарование части интеллигенции в идеологии народничества, которое, испытав, фактически, все средства, так и не сумело не только поднять народ на борьбу за идеалы социализма, но и понять его, преодолеть ту пропасть, которая существовала между интеллигенцией и народом;

 

нарастание с конца 70-х годов выступлений рабочих, что свидетельствовало о появлении новой народной силы в общественной жизни страны. Кроме того, опыт пропагандистской работы народников-семидесятников свидетельствовал о том, что рабочие более активны, готовы к организации собственных сил, восприимчивы к идеям социализма;

 

успехи социал-демократии и рабочего движения на Западе, знакомство с идеями марксизма.

 

^ Группа " Освобождение труда" была создана в 1883 г. Г.В. Плехановым, П.Б. Аксельродом, В.И. Засулич, Л.Г. Дейчем в Женеве. Ее целью являлась подготовка социалистической пролетарской революции. Группа, в основном, занималась переводами на русский язык произведений Маркса и Энгельса, проводила анализ политических процессов в России с позиций марксизма. Одновременно с критикой народничества началась разработка программных документов русской социал-демократии. Плехановым были написаны первые русские марксистские работы - “Социализм и политическая борьба”, “ Наши разногласия”, в которых доказывалась неизбежность разложения крестьянской общины и утверждения капитализма, определялась роль пролетариата для будущего России, выдвигалась задача создания социал-демократической партии. С конца 80-х гг. группа “Освобождения труда” стала принимать участие в деятельности II Интернационала.

 

^ Первые марксистские кружки в России возникли в 1880-е гг. Отдельными кружками и их объединениями руководили Д.И. Благоев, М.И. Бруснев, Н.Е. Федосеев. Работа кружков сводилась к изучению марксистской литературы. Но в середине 90-х гг. количество кружков возросло, появилось стремление к их объединению в подпольную партию и организации пропаганды в пролетарской среде

 

^ 5. Итоги и особенности общественного движения 60-90 гг.

 

В этот период завершилось идейное формирование основных направлений общественно-политического движения в России: консервативного, либерального и радикального (народнического). Появилось новое - социал-демократическое течение.

 

^ Авторитарный режим самодержавной власти, отсутствие политических свобод не допустили организационного оформления общественно-политических течений как проправительственного, так и оппозиционного характера. Радикалы, ушедшие в подполье, создают тайные боевые партии. Кроме того, политика властей способствовала отторжению интеллигенции от государства; обусловливала слабость либерально-реформистского движения; рождала крайние, радикальные формы движения, подпольную деятельность и призывы к революции и террору;

 

Интеллигенция, по ряду причин, стала главным участником общественного движения.

 

^ Общественное движение России не только заимствовало идеи западных мыслителей и адаптировала их к русским условиям, но и создавало собственные оригинальные концепции. Народничество же старалось их проверить на практике, не останавливаясь ради этого перед человеческими жертвами.

 

^ Противостояние власти и подполья влияло на общественную атмосферу, развитие культуры, приводило к колебаниям внутриполитического курса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.