Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условие эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании личности младшего школьника






Семья и школа - два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания личности младшего школьника. В.О. Ключевский, имея в виду семью и школу, заметил: «Оба этих учреждения не могут заменить друг друга, но могут помогать или вредить одно другому... У того и другого свое особое дело; но дела обоих так связаны между собой, что одно учреждение помогает или вредит другому уже тем, что свое дело делает хорошо или худо».

Невозможно эффективно организовать педагогический процесс без опоры на взаимодействие всех сторон-участников, субъектов образовательной ситуации.

В традиционной образовательной системе, семья рассматривалась как объект воспитательного воздействия со стороны школы: «взаимодействие трактовалось как одностороннее воздействие школы на семью по следующим направлениям: социально-экономическому, культурно-бытовому, просвещению родителей». Объектом профессионального влияния выступали семья и родители. Взаимодействие представлялось деятельностью, в ходе которой перевоспитывались родители и преобразовывались семьи. Родители включались в организованную жизнь школы, нередко без учета потребностей и возможностей семьи. Семье отводилась пассивная роль. Проводилась политика «... огосударствления практики воспитания».

Передовая школа всегда искала эффективные пути усиления влияния на семью с целью реализации всех задатков ребёнка (В.А. Сухомлинский и др.). В ней царило понимание того, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям всегда превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче опыта, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. «Наиболее полноценное общественное воспитание - это, как известно, школьно-семейное. Школьно-семейное воспитание не только позволяет хорошо воспитать молодое поколение, но одновременно является важнейшим условием совершенствования нравственного облика семьи, отца и матери. Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения и взаимного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества. Все, что ослабляет повседневное участие семьи в воспитании детей, ослабляет и школу», - писал В.А. Сухомлинский.

С философской точки зрения все явления и события объективной действительности находятся во взаимной связи и универсальном взаимодействии.

Уточним сущность взаимодействия. Взаимодействие носит объективный характер, им охвачены все формы бытия и формы их отражения. Оно не имеет начала и конца. Всякое явление, процесс, событие лишь звено в общей системе всеобщего взаимодействия: «взаимодействие - это переходы друг в друга взаимодействующих предметов». В книге «Учение о сущности» Гегель писал: «Ближайшим образом взаимодействие представляется взаимной причинностью предположенных, обуславливающих друг друга субстанций; каждая есть относительно другой одновременно и активная и пассивная субстанция». Следовательно, условиями взаимодействия являются взаимообусловленность и взаимное влияние различных субъектов и объектов, вызывающие в них качественные новообразования. В процессе взаимодействия стороны не только меняются местами, но и вызывают изменение самого взаимодействия. Таким образом, взаимодействие, как философская категория, отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, порождение одним объектом другого.

Взаимодействие в общественной среде осуществляется в трёх направлениях: социологическом, характеризующем общие тенденции взаимосвязи и взаимовлияния семьи и школы; психологическом, раскрывающем особенности семьи и школы,

существенно влияющие на воспитание развивающейся личности ребенка; педагогическом, представляющем собой выработку единой программы действий по организации жизни и деятельности ребенка.

В отличие от социальных и психологических видов взаимодействия, осуществляемых независимо от их осознания людьми, педагогическая обусловленность взаимодействия реализуется как сознательная деятельность людей.

За последние годы теории взаимодействия как основе педагогического процесса уделяется значительное внимание. Проблема взаимодействия рассматривается: как «сквозная» педагогическая проблема; как новое направление в науках об образовании; как одновременно и процесс взаимного влияния, «обмена», обогащения, и определенный тип, форма взаимосвязи и отношений; как средство обоюдного повышения потенциалов семьи и школы в социальном воспитании личности; как психолого-педагогическая помощь, поддержка, оказание различных услуг; как средство формирования положительного отношения к учению; основа формирования нравственных отношений старших подростков; при формировании идейно-нравственных качеств личности подростка. Доказывается, что любое, в том числе и педагогическое явление, представляет собой взаимодействие.

И.И. Македон рассматривает взаимодействие как «категорию логико-методологическую и гносеологическую, отражающую в педагогике и психологии закономерную взаимосвязь, воздействие объектов и субъектов на организацию и сущностную, содержательную сторону системы образования и воспитания учащихся».

В.Н. Гуров подразумевает под взаимодействием «контакт людей, приводящий к обоюдному изменению партнеров - их деятельности, поведенческих реакций, нравственных установок». Он считает взаимодействие одним из факторов успешного предупреждения и преодоления разрозненности и противоречивости влияний на личность семьи, школы и других структур социума.

По мнению Е.Г. Кожевниковой «взаимодействие семьи и школы является обязательным и необходимым элементом процесса воспитания личности младшего школьника и характеризуется как целенаправленное, взаимообусловленное влияние семьи и школы друг на друга». При этом для наиболее полной реализации их воспитательных возможностей учитываются социокультурные особенности регионов и традиции народной педагогики.

В.С. Финогенко определяет взаимодействие как «процесс целевой или следственной взаимосвязи и взаимообусловленности, вызывающий актуальные и перспективные качественные новообразования у объектов и субъектов воспитания».

Таким образом, сущность взаимодействия семьи и школы заключается в создании единого «воспитательного поля». Тогда «объектом профессионального влияния выступает семейное воспитание, именно оно волнует педагога».

Двунаправленная стрелка показывает общность, нерасчлененность процесса взаимодействия, т.к. при взаимодействии любая информация рассчитана на интерпретацию, переосмысление, обогащение партнером и возвращение в таком виде для дальнейшей аналогичной обработки другим партнером и т.д. При этом происходит взаимная корректировка воспитания. Родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе.

Составляющими подобного взаимодействия являются:

- взаимное информационное обеспечение (воспитательная концепция, педагогические позиции, методика воспитания, цели и задачи личностного развития ребёнка на данный отрезок времени, особенности ребёнка в личностном развитии и т.д.);

- корректирование семейного и школьного воспитания;

- практическая совместная работа семьи и школы.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.