Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семантическая афазия






Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полуша­рия (см. рис., поле 39 по Бродману). При поражении теменно-затылочных (или нижнетеменных) отделов коры ле­вого полушария сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звуко­вого состава слова, отсутствуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематического слуха, остается сохранным артикуляторно-фонематический уровень. Существенные нарушения кодирования и декоди­рования речевого сообщения выступают в явлениях забы­вания слов и в трудностях понимания и формулирования сложных логико-грамматических отношений.

Амнестико-семантическая афазия является единой фор­мой афазии, при которой, с одной стороны, имеются ха­рактерные для нее амнестические трудности при поисках нужного слова или произвольного называния предмета, когда больные говорят: «Ну, это, чем пишут», «...Это то, чем режут» и т. д., с другой стороны, имеется характерный для этой формы афазии сложный импрессивный аграмматизм.

А. Р. Лурия отмечает, что в основе нарушения речи по типу амнестической афазии лежит распад смысловой, семантической структуры слова, обеднение ближних и да­леких смысловых связей слова.

Если фонематический слух и слухоречевая память осу­ществляются вторичной речевой зоной височной доли, то декодирование и кодирование сложных логико-граммати­ческих конструкций — третичными зонами, зонами пере­крытия височной и затылочно-теменной областей.

Эта форма афазии сочетается с выраженной пространственно-конструктивной апраксией, апраксией по­зы пальцев, а также с акалькулией.

Нарушение понимания словосочетаний получило назва­ние импрессивного аграмматизма, т. е. нарушения понимания сложных смысловых и грамматических взаимоотношений 12

слов, выраженных, как уже говорилось, предлогами и флек­сиями. У больных с семантической афазией сохраняется пони­мание обычных фраз, передающих коммуникацию событий.

Больные хорошо понимают значение отдельных предло­гов, свободно кладут карандаш под ложку или ложку спра­ва от вилки, но затрудняются в расположении трех предме­тов по инструкции: «Положите карандаш справа от вилки и слева от карандаша». Еще большие трудности испытываются при расположении геометрических фигур. Например, нарисовать крест под кругом или квадрат над крестом.

Больные не могут ориентироваться в сравнительных словосочетаниях типа: Коля выше Миши и ниже Васи. Кто из них самый высокий? Кто самый низкий? Или: Оля светлее Тани и темнее Сони. Кто из девочек Оля? Кто Соня? Кто Таня? Такие же трудности возникают при сравнительных словосочетаниях с наречиями дальше, ближе, слева, спра­ва и т. д. '.

При семантической афазии грубо нарушена расшифров­ка флективных инвертированных словосочетаний, включен­ных в конструкцию: покажите гребешок ручкой, покажите ручку карандашом. При выполнении этих заданий боль­ные соскальзывают на прямой порядок действия с предме­тами, игнорируя флективные семантические признаки про­странственной направленности- действия. Такие же трудно­сти в определении направленности действия возникают у больных при понимании предложений: Колю ударил Петя. Кто драчун?, при нахождении алогичного предложения из двух предъявленных: Солнце освещается Землей, Земля освещается солнцем или Земля освещает солнце, Солнце освещает землю.

Наибольшие трудности возникают у больных с семан­тической афазией в решении логико-грамматических слово­сочетаний, передающих коммуникацию отношений типа брат отцаотец брата, которые можно решить, лишь соотнося с определенными смысловыми родственными ка­тегориями: дядябратотец.

Трудности возникают и в понимании сложных синтак­сических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты. Например: Я отправился в столо­вую после того, как поговорил с сестрой. Или не обнару­живают алогичности предложения типа: Шел дождь, пото­му что было мокро; Слон не почувствовал укола, так как у него серая кожа и т. п. При семантической афазии утра­чивается понимание метафор, пословиц, крылатых слов, не обнаруживается в них переносного смысла. Так, метафоры каменное сердце, железная рука, пословица Не плюй в колодец, пригодится воды напиться понимаются ими в пря­мом, конкретном смысле.

Таким образом, большинство нарушений понимания атрибутивных и инвертированных словосочетаний при се­мантической афазии связано с распадом симультанного, пространственного речемыслительного праксиса.

Экспрессивная речь при семантической афазии отлича­ется сохранностью синтагматической стороны речи, она артикуляторно сохранна, не отмечается литеральных па­рафазии, отсутствует выраженный аграмматизм.

В устной речи при семантической афазии нет сложных лексических комплексов, отчего лексический состав ее ста­новится семантически бедным. Нередко больной испыты­вает ярко выраженные трудности при поиске нужного сло­ва, заменяя его описанием функций или признаков пред­мета, вербальными парафазиями из того же семантического поля. Бедность лексики выражается в редком употреблении прилагательных, наречий, описательных оборотов, прича­стных и деепричастных оборотов, пословиц, поговорок, в поисках и трудности нахождения точного или меткого сло­ва, т. е. употребление тех средств языка, которыми человек овладевает в старшем школьном и зрелом возрасте.

Письменная речь отличается бедностью, стереотип­ностью синтаксических форм, в ней мало сложносочинен­ных и сложноподчиненных предложений, резко сокраща­ется употребление прилагательных, отмечается очевидная поверхностность декодирования замысла художественного произведения при написании «сочинений» по репродукци­ям хорошо известных больному картин русских художни­ков.

Особенности нарушения счета. При семантической афа­зии нередко наблюдаются грубые нарушения счетных опера­ций. Больные смешивают направления действий при реше­нии многозначных арифметических примеров, то складывая, то вычитая числа в пределах одного примера. Кроме того, испытываются определенные арифметические труд­ности при действии с переходом через десяток, затрудня­ется запись со слуха многозначных чисел. Например, вмес­то числа 1081 они могут написать 1801, 1108 и т. д., т. е. затрудняются в определении разрядности числа. Наруше­ние счета проявляется в трудностях понимания текста задач, что также объясняется нарушением симультанного анализа и синтеза тех же логико-грамматических конструкций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.