Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организм как единая биологическая система.






ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

КУРС ЛЕКЦИЙ

(Лекции 8 – 14)

 

 

Красноярск

2009г.


Щепина Н.А., Третьяков А.С., Подоляк Н.М.

Физическая культура. Курс лекций (Лекции 8 - 14). – Красноярск: СИБУП, 2009. - 281 с.

 

 

Материал пособия позволяет систематизировать и углубить знания по основам теории и методики физической культуры, необходимые при изучении теоретической части программы учебной дисциплины «Физическая культура». Излагаются основы, анатомии, физиологии, медицины, психологии, гигиены человека, диетологии, биоритмологии. Пособие поможет освоить практические умения и навыки по укреплению здоровья, повышению работоспособности, организации здорового образа жизни. Освещены вопросы методики формирования разностороннего физического развития и спортивного совершенствования, психофизической подготовки оказание первой доврачебной помощи при неотложных состояниях.

Состоит из двух книг: первая книга – лекции 1 -7 (базовая часть для первых курсов), вторая – лекции 8 – 14 (базовая часть для старших курсов). Предназначено для студентов, молодых преподавателей и всех, кто интересуется вопросами физической культуры и здорового образа жизни.

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Номер лекции Тема Количество часов
  Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.  
  Демографические основы здоровья человека.  
  Здоровье как комплексная категория и личностная ценность.  
  Окружающая среда и экология человека.  
  Концепция здорового образа жизни.  
  Психоэмоциональный стресс.  
  Физиологические механизмы адаптации. Гомеостаз.  
  Социально-биологические основы физической культуры.  
  Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.  
  Основы рационального питания.  
  Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.  
  Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.  
  Биологические основы интоксикации. Профилактика вредных привычек.  
  Первая доврачебная помощь при травмах и неотложных состояниях.  

ЛЕКЦИЯ 8.

СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

 

ПЛАН

8.1. Организм как единая биологическая система.

8.2. Функциональные системы организма.

8.2.1. Костная система и ее функции.

8.2.2. Мышечная система и ее функции.

8.3. Физиологические системы организма.

8.3.1. Кровь.

8.3.2. Сердечно-сосудистая система.

8.3.3. Дыхательная система.

8.3.4. Система пищеварения и выделения.

8.3.5. Нервная система.

8.3.6. Эндокринная система.

8.4. Гипокинезия и гиподинамия.

8.5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

8.5.1. Изменения в системах крови, кровообращения и дыхания при интенсивной мышечной деятельности.

8.6. Двигательная функция и повышения адаптации организма человека к различным условиям внешней среды.

8.6.1. Характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.

8.6.2. Адаптация к нарушению биологических ритмов.

8.6.3. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса.

8.6.4. Работа в замкнутом пространстве.

8.6.5. Адаптация к меняющимся погодным условиям и микроклимату.

8.6.6. Адаптация к вибрации, укачиванию невесомости.

8.6.7. Повышение адаптации организма к воздействию проникающей радиации.

Контрольные вопросы.

 

Организм как единая биологическая система.

 

Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни — с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения).

Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина иплощадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20-25 годам.

Необходимо отметить, что за последние 100-150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. acceleratio — ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. sensus — чувство), двигательных координации и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают.

Как правило, юношеский возраст (16-21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (22-60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности. Пожилому возрасту (61-74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки: снижение активных возможностей организма и его систем — иммунной, нервной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная деятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения.

В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз).

Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Они позволяют сохранять постоянство состава, физико-химических и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешнем мире и физиологические сдвиги, возникающие в процессе жизнедеятельности организма. В нормальном состоянии колебания физиологических и биохимических констант происходят в узких гомеостатических границах, и клетки организма живут в относительно постоянной среде, так как они омываются кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Постоянство физико-химического состава поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов.

Организм — сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.

Огромное количество клеток, каждая из которых выполняет свои, присущие только ей функции в общей структурно-функциональной системе организма, снабжаются питательными веществами и необходимым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жизненно необходимые процессы энергообразования, выведения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.