Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитательные традиции иудаистов






В Библейский период у евреев не существовало особых образовательно-воспитательных институтов. Воспитание детей осуществлялось в семейных и клановых рамках. В основу еврейского воспитания было положено привитие социальных, трудовых и религиозно-культовых навыков преимущественно через участие детей в семейной и общинной деятельности. Залогом успеха в этот период была семейная, клановая и племенная солидарность, и патриархальная организация семьи с ее непререкаемым авторитетом родителей, в первую очередь, отца. Воспитание детей в раннем возрасте возлагалось преимущественно на мать; когда сыновья подрастали, их дальнейшее воспитание переходило в ведение отца, в то время как воспитание дочерей вплоть до замужества оставалось в руках матери, которая также обучала их домашним работам и женским ремеслам; однако ответственность за распутное поведение дочерей возлагалась на отца. Главное внимание уделялось воспитанию мальчиков, которые были продолжателями рода и хранителями семейного имени и имущества. Библия особо подчеркивает ответственность отца за религиозное воспитание детей и вменяет в обязанность главе семьи обучать детей религиозным заповедям.

Пленение вавилонское привело к усилению еврейского религиозно-национального сознания и возникновению нового религиозного института – синагоги, посещение которой детьми постепенно стало частью их религиозного воспитания. Введенное Эзрой регулярное публичное чтение Торы превратилось в мощный образовательно-воспитательный фактор. Родительские наставления более не могли удовлетворять возросших требований общества к воспитанию детей, и потому в этот период сложилась концепция общественного воспитания, согласно которой до 13 лет мальчики должны получать образование у профессиональных учителей, как правило, интерпретаторов Торы – софрим (предшественники фарисеев). Такое воспитание получило распространение преимущественно в городах, в то время как в сельских поселениях дети воспитывались в семейном кругу, хотя и там большое значение имела синагогальная проповедь.

В дидактических произведениях эпохи Второго храма уделяется много внимания проблемам воспитания. В Притчей Соломоновых книге и Бен-Сиры Премудрости от родителей требуется воспитывать детей в духе добродетели и формировать у них навыки, необходимые для жизненного преуспеяния. Среди качеств, которые следует прививать юноше, – трудолюбие, воздержание от излишеств, верность в дружбе, послушание старшим, в первую очередь – уважение и повиновение родителям, милосердие к бедняку, честность в делах; однако решающее значение придается мудрости. В воспитании девушки идеалом служит эшет хайл – добродетельная супруга и энергичная хозяйка дома.

Талмудический период знаменовал окончательную победу идеологии фарисеев; идеал всеобщего школьного обучения мальчиков стал жизненной нормой. Однако значение семьи в воспитании детей не только не уменьшилось, но, напротив, возросло: с разрушением Храма большее значение стало придаваться домашней религиозной обрядности, например, седеру. Семья продолжала оставаться решающим фактором в воспитании девочек, так как они не посещали общественных школ.

Идеалы воспитания, сформировавшиеся в талмудический период, продолжали служить основой воспитания детей в средние века, хотя изменившиеся условия жизни и нееврейское окружение оказывали заметное воздействие на процесс воспитания. Поэтому наряду с тенденциями, общими для всего еврейского мира, в воспитании обнаруживаются определенные различия между общинами. В странах ислама в высших слоях еврейского общества детям давали наряду с религиозным также и светское воспитание, как это было принято у мусульман. Оно включало не только изучение светских наук, но и привитие хороших манер, выработку красивого почерка, умение сочинять стихи.

С началом упадка исламской цивилизации в XIII в. евреи начали возвращаться к традиционному еврейскому воспитанию. Аналогичный процесс произошел также среди евреев, изгнанных из Испании и расселившихся в пределах Османской империи. В общинах изгнанников детям стремились привить не только общееврейкие традиции, но и сохранить специфические традиции евреев страны исхода. Воспитание в этот период характеризуется распространением каббалистических мистических верований. С упадком Османской империи (начиная с конца XVI в.) и ухудшением условий жизни ее еврейского населения усилилась роль семейной солидарности и, как результат, возросло влияние патриархальной семьи на воспитание детей.

С изобретением книгопечатания получило широкое распространение чтение нравственной и дидактической литературы, что было тесно связано с воспитанием детей. Особенно значительным было влияние литературы на идиш на воспитание девушек, так как они обычно не знали иврита. Немалую воспитательную роль играли еврейские ремесленные цехи, члены которых рассматривали себя как одну семью, имели, как правило, свою синагогу, организовывали совместные празднества и заботились о воспитании осиротевших детей своих членов.

Эмансипация привела к радикальным изменениям в еврейском воспитании в Западной и Центральной, в меньшей степени и в Восточной Европе. Секуляризация евреев выразилась, в частности, в том, что на смену традиционному хедеру пришла школа, причем даже в еврейских школах в этот период значительное место уделялось преподаванию общих предметов. Нередко секуляризация и ассимиляция заходили столь далеко, что родители вовсе не давали детям еврейского воспитания. В Восточной Европе на протяжении XIX в. евреи в подавляющем большинстве сохраняли традиционный образ жизни и традиции еврейского воспитания. Хедер, иешива и синагога продолжали оставаться центральными институтами воспитания еврейских детей.

Формирование в конце XIX в. еврейского национального движения привело к возникновению нового идеала еврейского национального воспитания, которое ставило своей целью переориентацию еврейского религиозного самоопределения на национальное, привитие национальной гордости, готовности к самообороне, возрождение иврита как национального языка, подготовку к поселению в Израиле и занятию там производительным трудом. Разногласия по вопросу об отношении к религии впоследствии привели к возникновению двух систем образования на иврите – светского и национально-религиозного.

В начале XX в. в Восточной Европе возникло идишистское движение, которое считало язык идиш национальным языком еврейского народа и положило светскую литературу на этом языке в основу еврейского воспитания.

В странах ислама, которые не были затронуты эмансипацией и секуляризацией, сохранилось традиционное еврейское воспитание, которое с конца XIX в. начало сочетаться с общим (за исключением Йемена, где традиционные формы воспитания сохранились в чистом виде). Общество Альянс открыло многочисленные еврейские школы, где преподавание велось на французском языке и изучались общие предметы. Поскольку обучение в этих школах сочеталось с религиозным воспитанием и с влиянием традиционной среды, оно не вступало в конфликт с привитыми в семье традиционными еврейскими ценностями. Лишь в Алжире, где евреи получили французское гражданство, французское воспитание стало доминирующим. В Ираке, особенно в Багдаде, в высших слоях еврейского общества на воспитание детей значительное влияние оказывала арабская культура. На протяжении 1-й половины XX в. увеличилось число девочек, посещавших школы, однако разрыв в уровне образования между мужчинами и женщинами оставался велик.

В Советском Союзе школы на иврите и организованное религиозное образование детей были запрещены в конце гражданской войны, хотя в 1920-х гг. во многих местечках продолжали тайно существовать хедеры, а родители все чаще предпочитали говорить с детьми на русском языке. Эти факторы постепенно привели к почти полному исчезновению еврейского воспитания в России. В отличие от российских евреев, евреи восточных общин на территории СССР (грузинские, горские, бухарские евреи и крымчаки) в гораздо большей степени сохранили традиционный уклад жизни. Хотя запрет на религиозное образование резко понизил уровень еврейских знаний, семейное воспитание продолжало оставаться в этих общинах преимущественно еврейским.

С началом перестройки в Советском Союзе (конец 1980-х гг.) появилась возможность открыто давать детям еврейское воспитание. Важнейшая особенность воспитания в последние годы – ярко выраженный общественный характер, ибо лишь в отдельных семьях сохранились элементы еврейских знаний, обычаев и культуры, которые взрослые были бы в состоянии передать подрастающему поколению. Большое значение имеет поэтому деятельность возрождающихся еврейских общин, где сообща семьями отмечаются праздники и выполняются различные обряды.

Система воспитания в Израиле в значительной степени сформировалась еще в период британского мандата в Палестине, причем в ее основе лежали принципы национального воспитания, что обусловило определенный разрыв с традиционным еврейским воспитанием. В восточных общинах воспитание детей осуществлялось преимущественно в рамках патриархальной семьи, однако переселение в Израиль и приспособление к новым жизненным условиям, как правило, сопровождалось болезненным разрушением традиционного семейного уклада. Хотя семьи европейских евреев в целом легче адаптировались к жизни в Израиле, у них тоже нередко возникали проблемы переходного периода, связанные с отрывом от еврейских традиций и с травмой Катастрофы. В этих условиях роль дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждений была решающей, что, однако, часто приводило к конфликту между семейным и общественным воспитанием. Впоследствии вхождение родителей в жизнь страны и смена поколений постепенно устранили разрыв между общественным и семейным воспитанием.

В нерелигиозных кругах синагога утратила прежнюю воспитательную роль; в ультраортодоксальных кругах поддерживается традиционное еврейское воспитание.

В странах диаспоры в еврейских домах, как правило, говорят на языке окружающего населения, что уменьшает влияние семьи на национальное воспитание детей. Положение усугубляется тем, что во многих еврейских семьях родители не обладают еврейскими знаниями в той степени, которая позволила бы им привить детям традиционные ценности. Тем не менее, еврейская семья служит первичным звеном в еврейском воспитании детей – идет ли речь о передаче ребенку религиозных традиций или о привитии ему любви к еврейской культуре и к Израилю.

В наши дни значительно сохраняются иудаистические обычаи, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (кошар), мацы, отмечаются праздники Судный день, Новый год, Пасха и Пурим.

Придерживающиеся обычаев богопослушные иудеи едят ритуальную пищу, или, как ее называют, кошерную, приготовленную по специальным правилам. Она делится на несколько категорий: растительная, рыбная и мясная. При этом рыбная не считается кошерной, если у рыбы нет чешуи, нельзя богопослушным евреям есть также черную икру и балык.

Кошерной мясная еда считается лишь при наличии обязательных условий: на животном не должно быть никаких ран. Правоверные иудеи не едят мясо с кровью. Удаляется также весь жир и седалищный нерв. И еще одно обстоятельство: евреи могут употреблять в пищу только животных с раздвоенными копытами и отрыгивающих жвачку. Мясную пищу они не едят после молочной в течение шести часов, зато молочную после мясной есть можно, но предварительно прополоскав рот. В отличие от православных христиан, евреи постятся только в Судный день, а на Песах (Пасху) едят мацу и растительную пищу.

К древнейшим установлениям еврейской религии, имевших большое влияние на хозяйственную жизнь населения, относится и обязательный отдых в седьмой день каждой недели, в субботу («шаббат» – отдых).

За долгие годы российские евреи были совершенно оторваны от своих духовных корней, почти полностью утратили национальную культуру, растеряли все традиции. Были забыты и язык, и религия. Тем не менее, еврейская диаспора продолжала существовать, отличаясь исключительной преданностью положительным идеалам советской цивилизации (например, стремление к высшему образованию).

Основной социальной ячейкой горских евреев вплоть до 1930 гг. была большая трех-четырех поколенная семья с числом членов 70 и более человек. Как правило, такая семья занимала большой двор, в котором у каждой малой семьи был свой дом или квартира (в городах). Вплоть до советского периода практиковалась полигамия – чаще всего двое- и троеженство. Каждая жена с детьми занимала отдельный дом или отдельное помещение в доме.

Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Глава семьи заботился об имуществе, которое считалось коллективным достоянием ее членов, определял порядок работы всех мужчин. Мать семейства (или первая из жен) вела хозяйство и наблюдала за женскими работами – уборкой помещений, приготовлением общей пищи.

Женщины и девушки вели замкнутую жизнь, не показываясь посторонним. Помолвка часто совершалась в младенческом возрасте, за невесту выплачивался калым.

Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи. Часто были побратимства с семьями других горских народов. Если в течение трех дней месть убийце-еврею не осуществлялась, обе семьи считались связанными узами кровного родства.

В наши дни значительно сохраняются иудаистические обычаи, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (кошар), мацы, отмечаются праздники Судный день, Новый год, Пасха и Пурим.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.