Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитательные традиции христианских народов






Давно известно, что христианское воспитание детей – прежде всего дело семьи, дома. В лоне семьи человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны нашей жизни – личные отношения, приготовление пищи, трапезу, на здоровье и болезнь. В семье проходит вся жизнь ребенка.

У каждого народа имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих тысячелетий цельная воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей и подростков к будущей жизни, своя народная педагогика, которая в течение длительного времени, совершенствуясь и улучшаясь, передаётся от старшего поколения младшему, становится впоследствии достоянием молодых родителей и даёт положительные воспитательные результаты в нравственном становлении личности.

Археологические исследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания у сегодняшних православных христиан стали складываться в VI–IX вв.

Семья была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Она была тем жизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя социально защищённым. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу. В общинах господствовал культ семьи. Об этом свидетельствуют многие поговорки: «В семье и каша гуще», «За общим столом еда вкуснее» и др.

Авторитет родителей был чрезвычайно велик. Их взаимоотношения с детьми были основаны на безусловном послушании детей – не зависимо от их возраста. Взрослые сыновья приводили невесту сначала в родительский дом. Как правило, отец принимал решение об их отделении.

Неженатых общество порицало. Развод считался страшным позором, и разводы были крайне редки. Если сохранить семью не удавалось, то разведённых с немалой долей иронии и осуждения называли соответственно «соломенный вдовец», «соломенная вдова». Родители не принимали у себя «соломенных» вдов и вдовцов, священник в церкви не брал их «под крест».

Классическая семья состояла обычно из деда, сыновей, внуков, правнуков, во главе которой стоял большак; эта роль передавалась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял всей жизнью и хозяйством семьи. Вся культура поведения в семье строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим.

Почтением, особым уважением была окружена в трудовой семье мать, что закреплено обычаем повседневного поведения. Такое отношение было важным элементом нравственного воспитания, которое закладывалось с самого раннего детства. «Муж голова, жена душа» (семьи) – так определили роли супругов в семейной жизни.

Мать показывала детям личный пример любви к ним, повседневной заботы, нежности и ласки. В свою очередь, в старости она могла рассчитывать на уважение и уход со стороны детей. Если же взрослые дети забывали о своём долге перед матерью, на её защиту становилось общество, требовавшее наказания для них.

Как и многие другие народы нашей страны, русский народ гордиться своими возвышающими человека обычаями и традициями уважения младшими старших, подчёркивая этим своё отношение к жизненному опыту, мудрости, духовному наследию, воспитательному примеру. У русского народа действовал принцип: «Старший сказал, – делай». И неважно, кто был старшим: отец или дед, старший брат или сосед. Старики особо почитались. На улице при виде старика замедляли шаг, снимали шапку, спешили поклониться. Нарушение этого правила не проходило незамеченным. Крестьянская община «чужих» детей не знала. Старший обязательно останавливал провинившегося: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а я к вам вечером зайду». И тот непременно сообщал дома (отцу, деду) о своём проступке и обязательно подвергался самому суровому внушению, а то и наказанию.

При стариках не курили, не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались перед ними без головных уборов. Старики следили, чтобы безусые и безбородые не употребляли спиртное, а взрослые не пили в будни.

Молодое поколение проявляло уважение к старшему поколению и хорошим уходом за могилами на кладбищах, посадкой там цветов и деревьев, уходом за ними, бережным отношением к памяти предков. В помощь умершим необходимо было совершать такие благотворения как: отслужить обедню в память об умерших; заказать в церкви панихиду и поставить свечи на поминальный столик (канун); не менее важное, раздача милостыни нуждающимися.

В крестьянских семьях были дети разных возрастов. Многодетностью гордились.

Воспитание детей происходило как бы исподволь, опосредованно. Отец никогда не говорил сыну: «Я тебя воспитал». Чаще всего утверждал: «Я тебя выкормил и выпоил».

В семье дети не только осваивали свои будущие трудовые обязанности, овладевая практическими умениями, но и осознавали свои функции в будущей взрослой жизни. Девочка перенимала у матери стиль её поведения в семье, училась строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, признавая безусловный авторитет мужчины – главы семьи. Врождённый инстинкт материнства развивался благодаря постоянной практике участия в воспитании детей: няньченье, приглядывание за младшими. Уже с раннего детства девочка начинала заботиться о своей будущей семейной жизни, готовя себе приданое – пряла, ткала, вышивала.

Мальчик так же начинал осознавать будущую ответственность за семью с раннего детства, включаясь в различного рода трудовую деятельность и также постепенно входя в сложившуюся систему взаимоотношений. Достоинствами юноши были ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие – те ориентиры, к которым он должен был стремиться.

Родительская семья служила для детей прообразом их будущего жизненного устройства.

Большое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. Многие детские игры (лапта, например), включая в себя бег, прыжки, метание предметов, вырабатывали выносливость и смекалку. В этих играх формировались навыки социального поведения. Детей рано приучали скакать верхом. Мальчика сажали на коня в двух–трехлетнем возрасте. Дальнейшее обучение верховой езде делало из подростков и юношей лихих наездников. Ни один праздник не обходился без скачек, где молодежь демонстрировала свою удаль.

Немалая роль отводилась умственному воспитанию. Долгими зимними вечерами в грамотных крестьянских семьях устраивались коллективные чтения. В сибирской крестьянской семье можно было услышать о Ледовом побоище, Куликовской битве, опричнине, Смутном времени, о расколе Православной Церкви, о реформах Петра Первого и многом другом.

Отметим и ещё одну важную сторону семьи – её особый микроклимат. Само упоминание о родительском доме вызывает у каждого человека тёплые и добрые чувства, потому что исстари в семье господствовали любовь и душевность, доброжелательность и терпимость, гостеприимство и чуткость к душевному состоянию; в ней находили утешение при невзгодах.

В отношениях с детьми родители прибегали не только к ласке, но и наказаниям за проступки. Причём, пока ребёнок был мал, его чаще всего не наказывали, а пугали. «Смотри, встретишь лесового, видел я его раз, ростом он с берёзу, а глазище мутные, борода белая, не дай бог его встретить», – так говорили загулявшему до позднего вечера ребёнку. Или: «Сел за стол с грязными руками, тут же к тебе пристроился бес. Он-то и смотрит, как бы схватить кусочек» и т.п.

Становился ребёнок старше – использовалось наказание. Это могли быть упрёки в дополнительной работе для матери, когда приходил в разорванной рубахе; строго отчитывали за грязь в доме, порчу вещей; могли выпороть за неосторожное обращение с огнём. Плачущего, раскаивающегося ребёнка старались простить. Доброжелательное, ласковое отношение к детям создавало у них ощущение защищённости.

Необходимость строгих наказаний проповедовали авторы многочисленных «наставлений», «поучений», «притч» о воспитании. Но в практике воспитания физическое наказание считалось крайней мерой, так как «ласковое слово пуще дубины».

Строго придерживались в семье и правила не наказывать детей трудом, так как труд должен быть сопряжён с радостью, тогда и не будет в тягость.

Таким образом, семья с её бытом, обычаями, традициями взаимоотношениями была для ребёнка прообразом его будущей семьи, она определяла хозяйственные и нравственные устои, на которых держалась крестьянская жизнь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.