Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Собор Чефалу






Собор Преображения Господня — кафедральный собор епархии Чефалу (митрополия Палермо, Сицилия), основанный Рожером II. Важнейший памятник арабо-норманнского стиля на Сицилии, сохранивший в основном свой внешний и внутренний вид XII-XIII веков. Содержит известные византийские мозаики XII века.

Согласно позднейшей легенде, Рожер II, возвращаясь на корабле с континента на Сицилию летом 1131 года, попал в сильную бурю. Король дал обет построить церковь во имя Спасителя на том месте, куда корабль будет прибит. 6 августа 1131 года, в праздник Преображения Господня, Рожер II благополучно причалил к сицилийскому берегу в Чефалу. На месте высадки Рожер II построил маленькую часовню и приказал выбрать место для будущего собора. Эта легенда не подтверждалась ни одной из современных Рожеру II летописей и поэтому отвергалась историками. Но в 1880-е годы в Арагонском архиве Барселоны были найдены документы XII века, повторяющие изложенную легенду.

Рожер II, обладавший легатскими полномочиями на Сицилии, без труда добился от Анаклета II согласия на создание епархии Чефалу, и 14 сентября 1131 года был посвящён первый епископ Чефалу. В это же время началось строительство кафедрального собора новой епархии.

К 1145 году было завершено строительство здания, и Рожер II объявил о своём желании быть погребённым в соборе. По желанию короля в собор были помещены два порфировых саркофага, один из которых предназначался для погребения Рожера II, а второй — «ради августейшей памяти… и во славу Церкви». После смерти Рожера II его воля была нарушена, и он был похоронен в соборе Палермо. В 1215 году внук Рожера II Фридрих Гогенштауфен перенёс остававшиеся пустыми порфировые саркофаги из Чефалу в Палермо. В один из них было помещено тело императора Генриха VI, отца Фридриха II, а второй был назначен Фридрихом II для собственного погребения, что и было исполнено в 1250 году. В 1145-1148 годах были сооружены мозаики апсиды, изображающие Христа Пантократора, Богородицу, архангелов и апостолов, и воздвигнуты два трона — королевский и епископский.

После смерти Рожера II (1154) темпы строительства собора замедлились, а после 1172 года работы фактически прекратились. Внук Рожера II Вильгельм II Добрый был поглощён собственным проектом — собором и монастырем Монреале, который был призван превзойти Чефалу. Строительные работы в Чефалу возобновились только после 1215 года при Фридрихе II. В 1240 году был завершён главный — западный фасад собора, ограниченный двумя башнями.

В 1267 году собор был освящён епископом Альбано Рудольфо. Тем не менее, строительство продолжалось и после освящения. В XV веке фасад был дополнен трёхчастным портиком, приписываемым Амброджо да Комо. В XVII-XVIII веках интерьер собора был переделан в стиле барокко, а в ходе реставрации в XX веке барочные наслоения были почти полностью удалены. Строго говоря, строительство собора так и не было завершено.

Внешний вид собора.

Место для строительства собора было тщательно выбрано Рожером II. Сразу за зданием собора над Чефалу резко поднимается огромная по сравнению с окружающим пейзажем скала, особая форма (голова) которой дала название городу. Благодаря такому расположению, собор оказывается связующим звеном между скалой и городом и визуально кажется неизмеримо выше соседних зданий. Это впечатление усиливается тем, что главный западный фасад собора расположен выше Соборной площади, и к входу необходимо подниматься по лестнице.

Верхняя площадка лестницы соединена с обширной террасой, предваряющей вход в собор. Эта терраса первоначально была кладбищем и была, согласно традиции, насыпана землёй, привезённой из Иерусалима.

Западный фасад собора ограничен в пространстве двумя мощными норманнскими башнями со стрельчатыми окнами. Эти башни, хотя и кажутся одинаковыми, не являются симметричными. Юго-западная (правая) башня завершается шпилем, квадратным в горизонтальном сечении, и зубцами, напоминающими по форме митру. Северо-западная (левая) башня имеет шпиль, восьмиугольный в горизонтальном сечении, и так называемые гибеллинские зубцы. По мнению исследователей, строители Чефалу таким образом отразили сложный статус Сицилийского королевства: с одной стороны, Сицилия была вассальной территорией папы, с другой — управлялась Фридрихом II, всё царствование которого прошло под знаменем борьбы за преимущество императорской власти над папской. Различаются между собой и самые верхние окна башен: в правой башне они имеют типичную для норманнской Сицилии двустворчатую форму с узкой колонной посередине, а в левой — простую одностворчатую.

Верхняя часть западного фасада украшена типичным для арабского искусства двойным узором из переплетающихся ложных арок и инкрустаций из рыжей лавы.

Собор в Чефалу (фасад)

Первоначальную нижнюю часть фасада закрывает трёхчастный портик, пристроенный в XV веке и приписываемый Амброджо да Комо. В отличие от собора Монреале, портик Чефалу, хоть и пристроенный через три столетия, органично вписался в фасад собора. Находящиеся за портиком западные врата собора обрамлены богато украшенным мраморным порталом.

Часть декоративного убранства фасада

Мраморный портал (вход)

Южный фасад и трёхчастная апсида практически лишены украшений (лишь по самому верху проходит узор из ложных арок) и поражают своей аскетичностью и мощью.

Благодаря незначительным перестройкам, собор Чефалу внешне сохранил свой норманнский облик гораздо в большей степени, чем другие сицилийские церкви того же периода (Марторана, соборы в Палермо, Мессине, Монреале). Кроме того, в отличие от собора Монреале, фасад собора Чефалу оказался более завершённым (возведены полностью обе башни, присутствуют оба шпиля).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.