Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8. (1) В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение






(1) В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2) Я находился около раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»
(3) Я побежал за водой.
(4) Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»
(5) С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6) Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7) Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.
(8) Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9) Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10) Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.
(11) В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.
(12) Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13) А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14) Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15) И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.
– (16) Спасибо вам, так красиво! — прошептал он.
(17) Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.
(18) Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
– (19) А что, она ещё летает?
(20) Голубая стрекоза ещё кружилась.
– (21) Ещё как! — ответил я.
(22) Он опять улыбнулся и впал в забытьё.
(23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24) Вдруг, слышу, он спрашивает:
– (25) А стрекоза?
– (26) Летает, — сказал я машинально, не глядя, не думая.
– (27) Почему же… я не вижу… красоту? — спросил он, с трудом открывая глаза.
(28) Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.
(30) Не так ли и тут?.. (31) Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32) Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.
(33) И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34) Но вода — эти глаза земли — остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
– (35) Летает, летает! — воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.
(36) И я ему показал это отражение. (37) И он улыбнулся.
(38) Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39) Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину )


Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) — известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.

Какое утверждение соответствует содержанию текста?

Раненый юноша, по мнению военных врачей, не имел никаких шансов выжить.Вследствие потери сил, раненый, перенесенный на берег ручья, через некоторое время перестал различать окружающее.Рассказчик, не желая огорчать раненого юношу, сознательно солгал ему, чтобы тот не пал духом.По мнению рассказчика, его действия помогли врачам спасти жизнь умиравшему человеку.

Вопрос A29

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Какое из утверждений является ошибочным?

Предложения 11–13 текста содержат описательный фрагмент.В предложениях 8–10 представлено повествование.Предложение 31 содержит противопоставление по отношению к суждениям, высказанным в предложениях 29 и 30 текста.В предложениях 1–4 представлено рассуждение.

Вопрос A30

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Какое слово используется в тексте в переносном значении?

раненых (предложение 2)блестящими (предложение 6)удалился (предложение 10)улетел (предложение 23)

Вопрос B1

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Из предложений 31–32 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

 

Вопрос B2

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Из предложения 31 выпишите все союзы.

 

Вопрос B3

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Укажите тип подчинительной связи в словосочетании БЛИЖЕ К НАМ (предложение 13).

 

Вопрос B4

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Среди предложений 30–38 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите его номер.

 

Вопрос B5

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Среди предложений 5–15 найдите предложение с обособленным(-ыми) согласованным(-ыми) определением(-ями). Напишите номер этого предложения.

 

Вопрос B6

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Среди предложений 28–38 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого сложного предложения.

 

Вопрос B7

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Среди предложений 32–37 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

 

Вопрос B8

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. 
 В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Стиль прозы М. М. Пришвина одновременно и четок, и изыскан. В его произведениях кристальная ясность, порой даже безыскусность повествования сочетается с умением подобрать и представить читателю художественную деталь. Важную роль в этом играет использование такого приема, как (А)___ (см. предложения 30–31 и 33–34), а также такого синтаксического средства художественной выразительности, как использование (Б)___ (предложения 21, 25). В лексике текста особенности стиля проявились в употреблении такого тропа, как (В)___ («трепетные губы» в предложении 6, «губы, бескровные и сухие» в предложении 14), а также часто используемых (Г)___ (предложения 2, 3, 4).


Список терминов:

1. сравнительный(-ые) оборот(-ы)

2. эпитет(-ы)

3. анафора

4. лексический(-е) повтор(-ы) и повтор(-ы) однокоренных слов

5. неполное(-ые) предложение(-я)

6. восклицательное(-ые) предложение(-я)

7. гипербола(-ы)

8. антитеза(-ы)

9. риторический вопрос

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.