Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследований






Схема 15.1. Фазы научного исследования


Глава 15. Методология социологических исследований ___________________ 213

1. Определение предмета исследования, формулирование цели,
задач, исходных гипотез.
В качестве предмета исследования, как пра­
вило, рассматривают причинные связи между явлениями и процесса­
ми реального мира. Определяя предмет исследования, прежде всего
выделяют явления, которые будут исследоваться, а затем их связи,
которые предстоит изучить. Изучение этих связей, ответ на главный
вопрос, поставленный исследователем, и составляет цель исследова­
ния. Цель будет достигнута с гораздо большей вероятностью, если ее
дифференцировать, разделить на отдельные задачи, каждая из кото-,
рых в таком случае будет являть собой как бы часть цели или этап на
пути достижения цели исследования. Научная гипотеза должна удов­
летворять следующим требованиям:

• строиться на основе ясных понятий;

• относиться к объектам, которые могут быть подвергнуты эмпи­рической проверке;

• согласовываться с соответствующей техникой исследования.

 

2. Разработка плана исследования. Составление плана исследова­ния является методической частью исследовательской работы. В нем следует предусмотреть методы сбора, обработки и анализа данных; обосновать выборку, распределить силы и средства.

3. Сбор данных. На этом этапе собирают сведения при помощи та­ких методов, как наблюдение, анализ документальных источников, опрос, интервью, контент-анализ.

4. Упорядочение и обработка собранных данных. Здесь применя­ются методы кодирования, классификации и типологизации, построе­ния таблиц и диаграмм, измерения тенденции и дисперсии, взаимо­связей между переменными, математическое моделирование.

5. Научное объяснение и проверка. Научное объяснение включает познание как содержания, структуры и функций, так и причин, спосо­бов возникновения и развития изучаемых явлений. Чтобы этого до­стичь, необходимо среди изучаемых явлений найти типичное, отделить главное от второстепенного, а также вычленить первичные причины из множества вторичных. Проверку нельзя строго отделить от науч­ного объяснения, поскольку в ходе научного объяснения всегда осу­ществляется и проверка уже сделанного вывода о связи между явле­ниями. Проверка также играет важную роль, когда рабочая гипотеза не подтвердилась. Тогда выдвигается новая гипотеза и собираются но­вые данные.



Глава 15. Методология социологических исследований


При разработке плана исследования центральное значение занимает обоснование выборки. Для этого социолог должен четко представлять себе величину объема эмпирического исследования (организация, город, регион) и количество сил и средств, выделенных для исследо­вания. Исходя из этого он может определить, будет ли исследование сплошным (будет опрошен каждый член организации, житель города, региона) или выборочным. В случае проведения выборочного иссле­дования оно должно удовлетворять требованиям репрезентативности.

Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности вос­производить параметры и значимые элементы генеральной совокуп­ности. При этом под генеральной совокупностью понимается общая сумма всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению в пределах данной программы исследования.

Вторичная (выборочная) совокупность или выборка — это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специаль­ных приемов для получения информации о всей совокупности в целом.

Определение выборки — важная задача планирования, решая кото­рую социологи пользуются статистической теорией.

Кроме обоснования размера выборки в план исследования следует включить разработку анкет и планов интервью.

Итак, для того чтобы провести социологическое исследование, не­обходимо определить предмет исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу. Затем разработать план исследования, со­брать и обработать полученные данные. После этого можно перехо­дить к научному объяснению и проверке выдвинутой гипотезы. Если она не подтвердится, весь процесс научного исследования, состоящий из пяти фаз, необходимо повторить.


Глава 15. Методология социологических исследований



Схема 15.2. Основные методы сбора данных



Глава 15. Методология социологических исследований


Метод наблюдения. Это прямая регистрация фактов очевидцем. В отличие от обыденного научное наблюдение имеет следующие осо­бенности:

• подчинено исследовательским целям и задачам;

• имеет план, процедуру сбора информации;

• данные наблюдения фиксируются в дневнике или протоколе.

Различают включенное и невключенное наблюдение.

Метод изучения документальных источников. Документальной в социологии называют любую информацию, зафиксированную в пе­чатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, кино- Или фото­пленке, компьютерной дискете или любом другом носителе.

Метод опросов. Этот метод подразделяется на:

• метод интервьюирования;

• метод опросов.

Метод контент-анализа. Его суть заключается в переводе в количе­ственные показатели текстовой информации с использованием смыс­ловых, количественных и качественных единицы.

Надежность информации, полуденной с помощью приема контент-анализа, обеспечивают:

• контроль с помощью экспертов;

• контроль по независимому критерию (по наблюдению за конт­рольной группой);

• повторная кодировка текста разными кодировщиками.


Глава 15. Методология социологических исследований



Схема 15.3. Классификация документальных источников



Глава 15. Методология социологических исследований


По отношению к государству:

• официальные, т. е. созданные и утвержденные официально суще­ствующими государственными органами, организациями и част­ными лицами, имеющими лицензию для определенного вида дея­тельности;

• неофициальные документальные источники — это документы, со­ставленные лицами и организациями, не уполномоченными го­сударством для данного вида деятельности.

По отношению к личности:

• личные, т. е. непосредственно относящиеся к конкретному инди­виду (например, карточки индивидуального учета, характеристи­ки, анкеты, заверенные подписью, дневники, письма);

• безличные, не имеющие непосредственного отношения к конк­ретному лицу (статистические материалы, сообщения прессы).

По отношению к участию в регистрируемых событиях или их изуче­нию лицом, составившим данный документ:

• первичные, т. е. составленные участником событий или первым исследователем данного явления;

• вторичные документальные источники (полученные на основе пер­вичных).

Следует сказать о достоверности документальных источников, ко­торая может преднамеренно или непреднамеренно искажаться. До­стоверность или недостоверность документальных источников опре­деляется:

• позицией, намерениями автора;

• обстановкой, в которой создавался документ;

• целью составления документа.


Глава 15, Методология социологических исследований___________________ 219

Схема 15.4. Классификация методов опроса


220 _____________________ Глава 15. Методология социологических исследований

Интервью — беседа интервьюера с респондентом, проводимая по определенному плану, имеющая целью получение данных.

Прямой анкетный опрос — ответы респондентов на вопросы анке­ты в присутствии анкетера.

Свободное интервью — беседа не по строгому, а по свободному пла­ну (путеводителю интервью).

Заочный анкетный опрос — ответы респондентов на вопросы анке­ты без присутствия анкетера.

По глубине проникновения в суть проблем различают клиническое (глубокое) и фокусированное интервью. Цель первого — получить све­дения о внутренних побуждениях, склонностях опрашиваемого. За­дача второго — выяснить реакцию на заданное воздействие.

По характеру организации интервью делятся на:

• групповые, которые применяются редко (например, групповая беседа с дискуссией);

• индивидуальные, которые, в свою очередь, подразделяются на лич­ные и телефонные.

Вторым видом опроса является анкетный опрос, который предпо­лагает жестко фиксированные порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответа. Анкетный опрос может проводиться способом прямого опроса, который предусматривает присутствие ан­кетера, либо в форме заочного опроса.

Каждая анкета включает:

• открытый вопрос; на него ответ дается в свободной форме;

• закрытый вопрос, на него респонденты отвечают либо «да», либо «нет»; варианты ответов предусмотрены заранее;

• полузакрытый вопрос (комбинирует два предыдущих).

Существует и такая разновидность анкетного опроса, как опрос-молния (опрос-голосование, зондаж общественного мнения). Он при­меняется при обследовании общественного мнения и содержит обыч­но всего 3-4 пункта основной (интересующей) информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками респондентов.

Достоверность информации может определяться с помощью так на­зываемых вопросов-ловушек.

В самом общем виде алгоритм проведения интервью может выгля­деть следующим образом:


Глава 15. Методология социологических исследований



• установление контакта (представиться, познакомиться);

• закрепление контакта (показать важность, интерес к информа­ции, уважение к респонденту);

• переход к основным вопросам интервью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.