Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и общество






 


Схема 4.1. Понятие индивида и личности

 


 

Г лава 4. Личность и общество _____________________________ ________ 47

В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой че­ловеческих качеств. Он приходит в мир как индивид, т. е. единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально-свое­образных черт. Это понятие скорее биологическое, природное, чем со­циальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить. В то же время понятие индивид включает задатки психических качеств или психические свой­ства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.

Решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором живет человек.

Личность — это представитель общества, продукт социально обуслов­ленного индивидуального развития, носитель социальных свойств.

Личность — это индивид, включенный в систему общественных от­ношений. Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные роли, усваи­вает ценности и нормы общества, образцы поведения. Все это накла­дывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, ко­торые формируют личность. Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, даю­щую возможность не только чувствовать себя частью единого соци­ального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е. не просто сознания мышления и воли, а способно­сти к самоанализу, самооценке, самоконтролю.



Глава 4. Личность и общество


Схема 4.2. Формирование личности


Глава 4. Личность и общество



Формирование личности:

гетерохронный подход. Все индивиды достигают социальной зрелости, но каждому для этого необходимо разное время;

гомохронный подход. Все индивиды формируются в строго огра­ниченное время, в каждом возрасте человек приобретает только определенные качества;

смешанный подход. Все индивиды достигают зрелости, но если в процессе формирования пропущен какой-либо период, это мож­но компенсировать в более позднем возрасте за счет отсроченных качеств.

Существуют различные взгляды на сроки формирования личности.

С точки зрения сторонников гетерохронного подхода, темпы раз­вития разных личностей неодинаковы и они достигают зрелости в раз­ном возрасте. Но конечный результат и критерии зрелости одинаковы.

Приверженцы гомохронного подхода утверждают, что период фор­мирования личности жестко ограничен хронологическим возрастом: то, что упущено в детстве, наверстать невозможно. Следовательно, ин­дивидуальные особенности личности можно предсказать уже в позднем детстве.

Существуют и взгляды, утверждающие принцип гетерохронности, т. е. разную продолжительность формирования каждой личности, но отрицающие возможность предсказать заранее результат развития личности, так как дремлющие, отсроченные качества, заложенные в ген­ную природу человека и сформированные его социальным окружением, могут появиться в определенный период в определенных социальных, возрастных и других условиях. Такой подход к формированию лично­сти можно назвать смешанным.


50____________________________________________ Глава 4. Личность и общество

Схема 4.3. Формирование личности по Дж. Миду

Схема 4.4. Структура личности по Дж. Миду


Глава 4. Личность и общество



Формирование личности, по взглядам американского социолога Дж. Мида, начинается с рождения ребенка и проходит три стадии.

1. Стадия имитации (подражания). На этой стадии дети копируют
поведение взрослых, не обязательно понимая его, часто бессознатель­
но. На этой стадии (до полутора-двух лет) они стремятся делать то
и так, что и как делают их мать, отец, старшие братья и сестры. Поэто­
му они предпочитают пользоваться не игрушками, а реальными пред­
метами: ложкой помешать суп в кастрюле (как мама), позвонить по
телефону (как папа), отказаться есть кашу (как старшая сестра).

Имитация как социальное подражание существует не только в дет­ском возрасте, но и у взрослых.

2. Игровая стадия. В этот период у ребенка настолько развились абстрактные представления, что он может подменить реальные пред­меты игрушками. Дети начинают примерять определенные роли (папы, космонавта, военного). Эту стадию Дж. Мид назвал еще стадией роле­вых игр.

3. Стадия коллективных игр. Ребенок учится распознавать ожида­ния окружающих. Например, играя в футбол и получив мяч, мальчик может идти в обводку, дать пас, ударить по воротам — все действия соответствуют роли нападающего. Выбор определенного действия пол­ностью социален: ребенок исходит из своего положения и игровой си­туации, положения партнеров, противников (схема 4.3).

Структура сформировавшийся личности, по Дж. Миду, состоит из двух компонентов: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» — это объект самосознания, самопонимания. «Я — меня» — рефлексия на оценки других и общество в целом (схема 4.4).



Глава 4. Личность и общество


Схема 4.5. Структура личности по Ч. Кули

Схема 4.6. Структура личности по 3. Фрейду


Глава 4. Личность и общество



Другой американский социолог, Ч. Кули, считал, что личность есть продукт социальных взаимодействий — интеракций (концепция зер­кального «Я»). Представления человека о себе (а это, по понятиям Ч. Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимо­действия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что о нем думают другие, т. е. в интеракциях, как бы отражается в пред­ставлениях о нем других людей, как в зеркалах, создает свое зеркаль­ное «Я», которое состоит из трех элементов (схема 4.5):

• представление о том, как другие видят меня;

• представление о том, как другие оценивают меня;

• ощущение «Я» как ответ на представления и оценки меня.

По представлениям 3. Фрейда, человек всегда находится в конфлик­те с обществом и его биологические побуждения противоречат соци­альным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинк­тами, с социальным контролем и формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих:

Ид («Оно») — является источником внутренней, в основном сексу­альной, энергии, рождающей стремление к удовольствию. При ее осво­бождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлет­ворение. Это бессознательный компонент личности.

Эго («Я») — сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента, индивидуализирующий поступки че­ловека. Развивается по мере роста самосознания личности.

Суперэго («сверх-" Я"») — оценочный компонент. Его формирование заменяет оценки родителя, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру, как бы заменяет общественное мнение. На самом деле это и есть тот психический компонент, кото­рый сложился в структуре личности под действием социального конт­роля.



Глава 4. Личност ь и общество


Схема 4.7. Структура личности по Б. Исаеву


Глава 4. Личность и общество



Мы считаем, что структуру личности лучше всего отражают два компонента: «биофизиологическое " Я"» и «психосоциальное " Я"», состо­ящие, в свою очередь, из биологического («био-" Я"»), физиологиче­ского («физио-" Я"»), психологического («психо-" Я"») и социального («социо-" Я"») компонентов.

Такая структура, по нашему мнению, выделяет два основных ком­понента каждой личности — биологический и социальный, каждый из которых развивается по своим закономерностям, биологическим и со­циальным законам.

Кроме того, биологический компонент («биофизиологическое " Я"»), в свою очередь, подразделяется на субкомпоненты: «био-" Я"» — опре­деляющее воздействие генной природы, врожденных образцов пове­дения на формирование личности и «физио-" Я"» учитывающее состоя­ние и функционирование всех систем и органов человека, которые влияют на его поведение и формирование.

Социальный компонент («психосоциальное " Я"») дифференци­рован на «психо-" Я" > >, включающее психические свойства, образова­ния, состояния и процессы и «социо-" Я" > >, учитывающее влияние воз­действий общества на формирование личности.



Глава 4. Личность и общество


Схема 4.8. Механизмы формирования личности


Глава 4. Личность и общество



Формирование личности осуществляется под воздействием соци­альных механизмов имитации, идентификации, социального и инди­видуального контроля, конформизма.

Имитацией называется неосознанное или осознанное стремление копировать определенные образы поведения.

Под идентификацией социологи понимают способ усвоения инди­видом ценностей и норм. Идентичность — это ощущение индивиду­альности личности или принадлежности ее к какой-либо группе, от­личной от других групп, или обществу, отличному от других обществ. Люди часто определяют идентичность по признаку социального поло­жения, национальности, религии или расы. Ведь окружающие снача­ла идентифицируют нас по внешнему виду, а уже потом по качествам характера.

Индивидуальный контроль (совесть) — внутренний контролер каж­дой личности (в отличие от стыда — внешнего, общественного конт­ролера).

Социальный контроль (стыд) — оценка поступков личности, срав­нение их с окружающими стандартами.

Под конформизмом понимается податливость установок и поведе­ния личности действию социальных сил, групповому, общественному давлению. Конформист быстро соглашается с позицией лидера (вла­сти), изменяет свое поведение.

Имитация и идентификация — позитивные механизмы, ускоряю­щие процесс формирования. Социальный и внутренний контроль — негативные, сдерживающие формирование личности механизмы, дей­ствующие как запреты.


Глава 4. Личность и общество

Схема 4.9. Структура процесса социализация личности

Схема 4.10. Отличия процессов социализации и формирования


Гл ава 4, Личность и общество



Первичная социализация. Период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация (ресоциализация). Период перестройки, реадаптации к новым социальным условиям уже зрелой личности.

Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации. Социализация — это внедрение человека в обще­ство, овладение им навыками и привычками общественного поведе­ния, усвоение ценностей и норм данного общества.

Если процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Дет­ские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специ­альностью и служба в армии — все это и есть внешние проявления процесса социализации.

Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группа­ми, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, со­циального и индивидуального контроля. На них накладывают свой от­печаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей.



Глава 4. Личность и общество



 


Схема 4.11. Средства социализации


Глав а 4. Личность и общество



Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, сле­дующие.

Язык — основной инструмент социализации. С его помощью чело­век принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выра­жает эмоции и чувства, заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки.

Ценности, как мы уже выяснили, — это идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки, а нормы — усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения.

Навыки и умения — образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую) роль в последую­щей социализации. Образование навыков и умений называют социа­лизацией для социализации, так как закрепленные в поведении навыки и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыка­ми и умениями. Например, овладение компьютером значительно рас­ширяет кругозор специалиста, помогает ему не только получать нуж­ную информацию, но и дает новые навыки общения во всемирной сети Интернет.

Социальный статус — это положение личности в социальном про­странстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре. Социальный статус характеризуется социальным положением (принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, за­работком, уважением других людей (престижем), заслугами, награда­ми и т. д.

Поведение личности, связанное с определенным социальным ста­тусом, т. е. диктуемое положением человека в обществе, называется социальной ролью.



Глава 4. Личность и общество!


 



 


Глава 4, Личность и общество



Кроме социального статуса каждый индивид может иметь личный статус, который характеризуется личными качествами и ярче прояв­ляется в небольшой группе.

Одна и та же личность может иметь несколько статусов. Например: инженер, муж, верный друг, футбольный болельщик.

Статус, полученный от рождения, называется предписанным ста­тусом. Положение личности в социальной пирамиде, которого она до­билась своими усилиями, называется достигнутым статусом.

Совокупность всех социальных ролей, соответствующая всем соци­альным статусам личности, называется ролевым набором.

Социальные роли, все разнообразие социального поведения лично­сти определяются социальным статусом и господствующими в обще­стве или в данной группе ценностями и нормами.

Если поведение человека соответствует общественным (группо­вым) ценностям и нормам, он получает социальные поощрения (пре­стиж, деньги, похвалу); если не соответствует — социальные санкции (штрафы, осуждение общественного мнения, административные на­казания, тюремное заключение).



Глава 4. Личность и общество


Схема 4.13. Институты социализации


Глава 4. Личность и общество



Семья — один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социали­зацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских се­мьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.

Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от захвата при­оритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, соци­альное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные свя­зи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал).

Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социаль­ное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.

Средства массовой информации формируют ценности, образы ге­роев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре обще­ства. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения граж­данской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у моло­дых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт со­циализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.