Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неопозитивизм 20-е — 50-е гг. XX в.






Принципы неопозитивизма:

• натурализм, т. е. подчинение социальных явлений природным за­конам;

• сциентизм, т. е. методы социологии должны быть точными, стро­гими, объективными, как и методы естественных наук;

• бихевиоризм, т. е. мотивацию социального поведения можно ис­следовать только через открытое поведение;

• верификационизм, т. е. истинность научных утверждений долж­на утверждаться на основе опыта и эксперимента;

• квантификация, т. е. все социальные явления должны быть опи­саны и выражены количественно;

• объективизм, т. е. социология должна быть свободна от ценност­ных суждений и идеологических схем.


Глава 1. Предмет и история социологии



Схема 1.9. Социология в России



Глава 1. Предмет и история социологии


В 1860-е гг. во Франции и других развитых странах начинается «вто­рое прочтение» О. Конта — процесс, захвативший и Россию. В россий­ских журналах «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки» появляются статьи о позитивной социологии и ее родона­чальнике, написанные В. Лесевичем, Д. Писаревым, П. Лавровым. Та­ким образом, первым этапом становления социологии в России можно считать время распространения социологических идей, образования направлений социологической мысли, ее укоренения в системе рос­сийской науки. Этот этап продолжался с середины 60-х гг. XIX в. до середины 90-х гг. XX в.

Второй этап развития российской социологии характеризовался ее институциализацией, т. е. признанием со стороны государства и об­щества, созданием кафедр и отделений, научных учреждений для под­готовки специалистов и научно-педагогических кадров, основанием научных журналов, обществ и т. д. Этот этап продолжался с середины 90-х XIX в. до середины 20-х гг. XX в., до тех пор, когда социологиче­ские учреждения были закрыты, а социологи-немарксисты изгнаны из советской России.

На этом этапе российская социология развивалась в тесном контак­те с зарубежной, в первую очередь с европейской. Российские социо­логи «второй волны» М. Ковалевский, Е. Де Роберти, П. Лилиенфельд стали хорошо известны в Европе, они избирались в зарубежные акаде­мии и научные общества, участвовали в работе Международного ин­ститута социологии (М. Ковалевский был избран его президентом), организовали Школу общественных наук в Париже, где впервые читался курс социологии для русской публики. В 1908 г. на базе Медико-хи­рургической академии В. Бехтеревым был образован частный Психо­неврологический институт, где и была создана первая кафедра социоло­гии в России в составе М. Ковалевского (заведующий) и Е. Де Роберти, к которым присоединились позже П. Сорокин и К. Тахтарев. С 1912 г. на историческом факультете Петербургского университета работала социологическая секция, но только спустя шесть лет появилась воз­можность создать кафедры социологии в Петроградском и Ярослав­ском университетах. После смерти М. Ковалевского (1916), создается Русское социологическое общество его имени, которое ставит свои­ми главными задачами развитие социологической науки, социологи­ческого образования и распространение социологических знаний. С 1917 г. начинается присуждение ученой степени по социологии. Наконец, в 1919 г. создается петроградский Социологический инсти­тут, получивший статус научно-исследовательского учреждения.


Глава 1. Предмет и история социологии



Итак, на втором этапе своего развития российская социология про­шла процесс институциализации. К сожалению, в 1920-е гг. советская власть начинает относиться к социологической науке все более насторо­женно и даже враждебно. С 1922 г. ведущих социологов вместе с пред­ставителями других немарксистских наук высылают из СССР или отправляют на «перевоспитание» в лагеря. Закрываются кафедры, и прекращается преподавание социологии в вузах. В 1923 г. было за­крыто Социологическое общество им. М. Ковалевского.

Следующий, третий, этап, с середины 1920-х по середину 1950-х гг., был самым «черным» в истории российской социологии. В сущности, она была вытеснена научным коммунизмом и марксистско-ленинской философией, на нее был навешен ярлык «буржуазной науки».

Новая институциализация социологии началась на четвертом эта­пе ее развития после осуждения «культа личности» Сталина. В 1958 г. по решению ЦК КПСС была создана Советская социологическая ас­социация (АСС), члены которой под руководством партийных функ­ционеров представляли советскую социологию за рубежом, боролись с влиянием «буржуазной» науки и готовили кадры социологов в СССР. В 1961 г. в Институте философии АН СССР появился научный сек­тор исследований новых форм труда и быта (заведующий Г. Осипов); тогда же в Ленинградском университете была создана лаборатория конкретных социальных исследований (заведующий В. Ядов). В тече­ние 1960-х гг. секторы и лаборатории для-решения прикладных социо­логических задач появляются в Новосибирске, Свердловске, Тарту. В 1968 г. в Москве был образован Институт конкретных социологиче­ских исследований АН СССР (ИКСИ) (директор — академик А. Румян­цев, который в 70-е гг. был снят с должности за недостаточно жесткое противодействие «буржуазной» социологии). Наконец, в 1974 г. был осно­ван журнал «Социологические исследования». Итак, в послевоенное время произошла частичная институциализация социологии в СССР, но она не получила широкого распространения в обществе, а развитие этой науки продолжало сдерживаться партийными органами.

Современный пятый этап — этап бурного развития российской со­циологии — наступил в середине 80-х гг. На этом этапе социология выходит из-под опеки КПСС и исторического материализма, стано­вится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподавае­мой в большинстве вузов России с 1989/1990 учебного года. Это одна из самых быстро развивающихся наук, которая постепенно ликвиди­рует пробелы в наших знаниях об обществе и социальных отношени­ях, догоняет ушедшие вперед национальные социологические школы США, Великобритании, Франции, Германии, других стран.


Глэвэ2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.