Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень развития психики. Сознательное и бессознательное






Качественно новым этапом развития психики явилось человеческое сознание, характеризующееся выделением объективных, устойчивых свойств предметов и явлений действительности и осуществлением на этой основе преобразования реальности.

К биологическим предпосылкам возникновения сознания относят:

- наличие у высших животных достаточно развитых форм психичес­кого отражения действительности, включая интеллект;

- наличие у животных - предков человека конечностей типа рук, что обеспечивало возможность создания элементарных орудий тру­да и использования их в конкретной ситуации;

- объединение предков человека в стада, что позволяло им лучше защищаться от врагов, оказывать определенную взаимопомощь;

- появление у животных " языка" как врожденной способности пере­дачи информации, прежде всего о своем внутреннем состоянии.

В то же время между психикой животных и сознанием человека су­ществуют принципиальные отличия.

Во-первых, сознательная деятельность человека выходит за рамки биологических, инстинктивных отношений к природе, зачастую подавляя их (например, в проявлениях героизма: он определяется социальными отношениями). Сознание не формируется вне человеческого общества, о чем свидетельствуют случаи воспитания детей человека животными.

Во-вторых, сознательная деятельность человека определяется не только непосредственными, наглядными впечатлениями об окружаю­щей действительности. В отличие от животных человек способен к аб­страктному мышлению, что делает его независимым от конкретной си­туации. В результате человек способен не только отражать внешние воздействия, но и предвидеть их. Более того, он может предвидеть ре­зультаты собственного воздействия на окружающую среду и с этой це­лью, в частности, не только изготовить, но и сохранить орудия труда, что недоступно животным.

В-третьих, большинство знаний, умений, приемов поведения чело­века не столько являются результатом индивидуального опыта (как у жи­вотных), сколько формируются путем усвоения общечеловеческого опы­та в обучении посредством высшей формы общения - человеческой Речи.

Основным условием возникновения сознания явилась трудовая дея­тельность, совершаемая людьми при совместном изготовлении и при­менении орудий труда.

Работа над изготовлением орудия не определяется непосредствен­ными биологическими мотивами (например, потребностью в пище) и приобретает смысл только при наличии знания о будущем применении орудия. Таким образом, из деятельности, направленной на непосредст­венное удовлетворение потребности, выделяется специальное действие, которое приобретает смысл лишь в дальнейшем, т. е. деятельность на­чинает носить сознательный характер.

В процессе трудовой деятельности активно действующие руки при­обрели новые функции, свойственные лишь человеку, прежде всего функ­ции активного осязания. Это, в свою очередь, оказало большое влияние на развитие мозга и усложнение его структуры.

Во время совместной трудовой деятельности люди неизбежно всту­пали в общение, которое было вызвано необходимостью передавать ин­формацию, обозначающую не состояние (как у животных), а предметы, включенные в данную деятельность. Это привело к возникновению язы­ка - системы знаков, обозначающих предметы, их качества и взаимо­связи, что способствовало созданию мира внутренних понятий и приоб­ретению навыков передачи накопленной информации.

Поэтому наряду с трудом язык является основным фактором фор­мирования сознания.

Таким образом, сознание возможно при одновременном возникнове­нии языка в процессе труда.

Структура сознания, по А. Петровскому, содержит:

- совокупность знаний об окружающем мире (поэтому сознание по­нимается как особая форма отражения);

- различие субъекта и объекта и отношение субъекта к объекту. Толь­ко человек (субъект, т. е. носитель активности) выделяет и про­тивопоставляет себя окружающему миру (объекту). Он единствен­ный среди живых существ способен к познанию самого себя, т. е.
к самопознанию;

- возможность целеполагающей деятельности, в процессе которой получается результат, имеющийся до начала процесса в представ­лении человека.

Значительная часть знаний, отношений, составляющих внутренний мир человека, не осознается им, т. е. лежит в области бессознательного. Р. Грановская выделяет зону ясного осознания, в которой отражается лишь малая часть сигналов, поступающих из внешней и внутренней сред организма. Сигналы, попавшие в зону ясного осознания, используются человеком для сознательного решения проблемы. Как только такое ре­шение найдено, управление поведением передается в сферу бессознатель­ного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих про­блем. Таким образом, значительная часть сигналов используется орга­низмом для регулировки своей жизнедеятельности на предсознательном уровне.

По 3. Фрейду, к бессознательному относятся не столько про­цессы, к которым не привлечено внимание человека, сколько пережива­ния, подавляемые сознанием в случае конфликта их с многочисленными социальными запретами и вытесняемые в подсознание. В осознании и переоценке тревожащих человека переживаний по методике психоана­лиза решающая роль принадлежит языку, поскольку любой процесс может стать осознанным, если его назвать - вербализовать (от лат. verbalis - словесный).

К классу неосознаваемых психических явлений относят также надиндивидуальные, надсознательные явления, которые представляют собой, по мнению А. Асмолова, не что иное, как поле значений, существую­щих в форме ритуалов, церемоний, различных социальных символов и норм, в форме опредмеченных в процессе деятельности в орудиях труда схем действия (" коллективное бессознательное" по К. Юнгу). Организуя свою деятельность и поведение в соответствии с полем значений, люди тем самым непрерывно подтверждают реальность его существования.

Сферы сознания и бессознательного исчерпывают собой понятие пси­хики человека.

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало мно­жество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» — спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании — промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и. состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные, характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознаний класса, предметов.

Третья характеристика человеческого сознания — это его спо­собность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем.

Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную ин­формацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенною, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, кик он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим с истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем, становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством.мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индиви­дуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осоз­нания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец; когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это — рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики, как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления че­ловеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.