Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология и методологические подходы к изучению этнопедагогики






ЛЕКЦИЯ № 3

Методология, источники и методы

Этнопедагогики как науки

 

Достоинство хорошей методы состоит в том, что она вручает всем средство легкое и верное. Делать от руки круг трудно, надобны навык и прочее; циркуль стирает различие способностей и дает каждому возможность делать круг самый правильный.

Ф. Бэкон

Во всех высших отраслях знания самая главная трудность состоит не в отыскании явлений, а в нахождении метода, с помощью которого можно было бы установить законы явлений.

Г. Бокль

Цель: ознакомление студентов с основными методологическими позициями современной этнопедагогики, обзор основных подходов и методов к изучению данной отрасли знания, рассмотрение сущности теорий о понимании этнической идентичности (этничности).

План

1. Методология и методологические подходы к изучению этнопедагогики

2. Теоретические модели понимания этнической идентичности и ее функций (примордиализм, инструментализм и конструктивизм). Структурные компоненты и типы этнического самосознания

3. Источники и методы этнопедагогики

 

Проблемные вопросы, рассматриваемые на лекции:

– Сформирована ли на сегодняшний момент методология этнопедагогики и что понимают под ней современные ученые? Какие ученые–педагоги внесли вклад в становление методологии энопедагогики?

– Какие основные направления исследований характерны для современной этнопедагогики?

– Какие уровни методологии выделяются в современной этнопедагогике и какие методологические подходы им соответствуют?

– Чем отличаются теоретические конструкции объяснения сущности и возникновения этнической идентичности человека – примордиализм, инструментализм и конструктивизм – друг от друга? Каковы их принципиальные идеи и положения?

– Какова «метода» этнопедагогического исследования?

 

Ключевые слова темы: методология этнопедагогики, источники и методы этнопедагогики, генетический, эволюционный, системный, логико-исторический, синеретический, интегральный, парадигмальный, этнопедагогический, антропологический, культуро-логический, смыслоцентрированный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к изучению этнопедагогики, этническая идентичность, примордиализм, инструментализм, конструктивизм, этническое самосознание.

 

Методология и методологические подходы к изучению этнопедагогики

(! Материал пункта объясняется с опорой на интеллект–карту «Структура этнопедагогики»)

Сегодня в этнопедагогике четко прослеживается доминирование практики над теорией, предлагаются методы, средства, способы, приемы этнопедагогизации, однако пока отсутствуют этнопедагогические технологии, методологический анализ основ этнопедагогики.

Рассмотрение методологических оснований этнпедагогики в контексте современной постнеклассической картины мира осуществляется с опорой на богатейший теоретический и практический материал и опыт этнопедагогов прошлого и настоящего.

Современная педагогика продолжает и развивает лучшие идеи таких педагогов, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г. Н. Волков и др.

Исследования этнопедагогического характера последних лет идут по трем сформировавшимся направлениям:

– исследования этнопедагогических особенностей различных регионов;

– работы по общей этнопедагогике (исторический, теоретический и практический аспекты);

– исследование возможностей использования этнопедагогики в обучении отдельным дисциплинам.

Методология этнопедагогики – учение о методах исследования и анализа истории и теории эмпирического опыта этнических групп в воспитании и образовании детей, а также морально–этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации с целью преобразования действительности в соответствии с изменением социального заказа, связанного с движением общественного самосознания (Ш. Арсалиев, с.45).

Методология науки всегда связана с НКМ – научной картиной мира. Следствием развития современной КМ стало формирование нового типа планетарного мышления, основанного на толерантности, диалоге культур и связанного с поиском выхода из современных глобальных кризисов. Основными чертами современной НКМ являются: переход науки к постнеклассической стадии, современные идеи глобального эволюционизма, концепции самоорганизации, позволяющие устранить разрыв как внутри естественных наук о живой и неживой природе, так и между гуманитарными и естественными науками. Современное научное знание, соотнося развитие самоорганизующихся объектов с проблематикой места человека, приобретает новый гуманитарный смысл. В научную КМ входят представления об органической включенности человека в целостный космос и о соразмерности человека как результата космической эволюции породившему его миру. Возникшие на этой основе этические идеи ответственности человека перед природой делают картину мира способной привести к изменению традиционных для техногенных цивилизаций представлений о предназначении человека. Именно такую антропокосмическую КМ как мировоззренческую систему обозначают термином «ГУМАНИЗМ».

Представления о человеке как биосоциальном существе, меняются на идеи бесконечности человека. Человек, как и другой объект Мира, соответствует по своей структурной организации закону сохранения, т.е. имеет в своей структуре такие состояния материи, как вещество (обладающее массой), энергия и информация, находящиеся во взаимно однозначном соответствии и обладающие способностью перехода из одного состояния в другие или третье. Энергонформационные обмены позволяют человеку получать новые знания не только путем эмпирическим или рационально-логическим способом, но и путем непосредственного «считывания информации с некоего информационного поля Вселенной, что способствует объединению трех методов познания: эмпирического, рационального и интуитивно-мистического» (А.Е. Чекалов, 1998 г.).

Человек превращается из отстраненно познающего и преобразующего объекты мира конечного социального существа в «КОСМОБИОПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ» образование (Ю.Г. Волков), масс-энерго-информационное единство, соразмерное миру, не порабощающее природу, а выступающее в диалог с ней (И.Пригожин), обеспечивающий коэволюцию человека и природы (Н.Н. Моисеев).

В связи с обозначенными установками новой НКМ можно говорить о полиподходности современной этнопедагогики, основанной на концепции 4–хуровневости методологического анализа. 4 уровня показаны на схеме – философский (мировоззренческий), общенаучный, конкретно–научный и методический (технологический) уровни. Дадим ниже в таблице интерпретацию сущностей этих известных в общей методологии науки подходов применительно к этнопедагогике.

 

 

 

 

 

 

Подход Его сущность применительно к этнопедагогике Примечания
ФИЛОСОФСКИЙ  
Генетический Позволяет: – анализировать условия происхождения определенных этнических особенностей воспитательных систем различных народов, – анализировать условия происхождения определенных этнопедагогических явлений и процессов, – прогнозировать их последующее развитие; – выявлять моменты смены одного уровня сформированности этнокультурной компетенции другим (качественно иным), – исследовать механизм возникновеия уже сложившихся качеств и характеристик этнопедагогического процесса и его субъектов  
Эволюционный Этнопедагогическое пространство рассматривается как развивающаяся социальная система, её функционирование – неотъемлемая часть глобального эволюционного процесса. Её развитие происходит в соответствии с общими универсальными законами развития, в основе которых лежит самоорганизация  
ОБЩЕНАУЧНЫЙ  
Системный Означает для этнопедагогики: – разработку систему методологических оснований этнопедагогического процесса и его информационно-технологического обеспечения, – рассмотрение системообразующих факторов этнопедагогизации развития личности обучаемого, – рассмотрение этнокультурной компетентности обучаемого и педагога как системы, а также как элемента целостной системы личностных свойств человека, – проектирование целостного этнопедагогического процесса в образовании, – моделирование воспитательно-образовательного процесса и этнопедагогических технологий, – Моделирование опытно-экспериментальной апробации этнопедагогических технологий и использование результатов в практике учебных заведений, – Разработку системы оценки эффективности этнопедагогических технологий и учебно-воспитательного процесса.  
Логико-исторический Предполагает изучение предистории, истории, зрелого состояния, перспектив развития этнопедагогики  
Синергетический Синергетические принципы этнопедагогики: – принцип субъектности познающего сознания, новое место исследователя, представляющего собой личностную систему, внутри системы наблюдения заставляет по–новому осмыслить и статус действующих лиц этнопедагогического процесса, обучаемый и педагог являются активными субъектами этнопед. процесса, – принцип дополнительности, который определяется одним из ведущих открытий неклассической квантовой теории – концепцией комплементарности; смысл клнцепции в том, что противоположности как основа развития устраняются не посредством снятия, а за счет взаимного дополнения, компромисса, сочетающих черты прежних противоположностей; для практики это означает, что этнический культурный монолог уступает место смысловому межэтническому межкультурному диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентациям на реальную свободу развивающейся этнокультурной личности, – принцип открытости этнокультурной информации – роль педагога состоит в том, чтобы поместить предлагаемые обучаемому этнокультурные знания в контекст открытия, стимулировать процесс познания, а не давать знания в готовом виде, – принцип нелинейности этнокультурного развития личности – формирование этнокультурной личности происходит с учетом множественности вариантов и сценариев развития, – принцип «целое больше частей» подразумевает рассмотрение каждой отдельной этнокультуры как части мирового культурного процесса, как неотъ емлемого компонента мировой цивилизации, – принцип признания самоценности каждой личности – с позиции синергетики, личность есть открытая возможность, – принцип флуктуации (отклонения) – любая функционирующая система не является стабильной, в ней неизбежно накапливаются отклонения, которые ведут к хаосу и могут даже вызвать её распад; процесс осознания самого себя в этнокультурном пространстве приводит к «порядку через флуктуацию», – принцип противоречивости процесса развития – самоорганизация возможна при неоднородности системы, при наличии неравновесных стрктур; развитие в синергетике понимается как самоактуализация имеющихся потенциальных возможностей системы, а не как наведение порядка извне, – принцип единого темпомира (темпа развития) – обучающего и обучающегося в процессе развития в этнокультурном пространстве; в процессе эволюции открытые неравновесные системы интегрируются в сложные целостные структуры, развивающиеся в разном темпе  
Интегральный Состоит в попытке согласованной интеграции практически всех областей знания – от физики и биологи, теории систем и теории хаоса до искусства, поэзии и эстетики, всех значимых школ и направлений, традиций Востока и Запада. – Освоение этнокультурных явлений представляет собой один и этапов самосовершенствания личности, движения к «совершенному «Я»», к личности с высоким уровнем сформированности этнокультурной компетентности, – интеграцию 4–х уровней методологического анализа и подходов на этих уровнях, – означает интеграцию культур в поликультурном образовательном пространстве, рассмотрение и анализ этнокультурных явлений с позиций представителей различных культур, рассмотрение любого этноса как неотъемлемой части мировой цивилизации, – осознание личностью необходимости владения уровнем этнокультуры как залога успешности в дальнейшем росте и развитии личности, сознательность на всех этапах реализации этнопедагогических технологий, – интеграция культур в ходе образовательного процесса – родной культуры обучаемого и культуры других этносов, обучение в рамках концепции диалога культур, – формируемая этнокультурная компетентность рассматривается как сложное, многоуровневое, многоаспектное интегральное явление, входящее в систему личностных качеств человека, – комплексное изучение этнокультурных явлений как неотъемлемая часть мирового культурного процесса  
Парадигмальный Означает, что целевые, содержательные, процессуальные характеристики этнопедагогических процессов должны разрабатываться в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах общенаучной синергетической парадигмы, а также личностно–ориентированного обучения и гуманистической парадигмы, означающей ориентацию всего научного поиска на человека  
КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЙ  
Личностно-ориентированный Воспитание совершенного человека: совершенным и настоящим человеком считался всеми народами тот, кто вбирал в себя лучшие качества родного народа и отражал наилучшие черты его характера. Поэтому национальное в идеале совершенного человека оказывается часто условным и субъективным, общечеловеческое – определенным и объективным  
Культурологический Предполагает: – определенную последовательность выбора соответствующей иерархии методов исследования – на уровне выявления цивилизованных, культурных, системных, ценностных факторов, определяющих развитие этнопедагогических процессов и явлений в образовательном пространстве, – сравнение национальных культурных особенностей и их преломление в педагогических явлениях и процессах, – построение этнопедагогических технологий  
Антропологический – рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной категории, всех других категорий и понятий как производных от исходной, описывающих и углубляющих понимание сущности человека, – признание целостности и уникальности человека в этнокультурном пространстве, – рассмотрение воспитания как модуса (способа, вида) бытия человека, – признание единства общего, особенного и единичного в познании человека в этнокультурном пространстве, – осмысление сущности воспитания как взаимодействия общечеловеческого, конкретно-исторического, национального компонентов культуры, – констатация неопределенности результатов педагогического взаимодействия или воздействия и неизмеримости, невозможности исчерпывающего постижения человека и окончательного определения, – понимание детства как первопричины всего последующего в жизни человека, – признание способности человека к самовоспитанию, приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации, – использование только тех педагогических форм и методов, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника в этнокультурном пространстве, – использование методов, форм и средств воспитания и обучения диалогического характера, предоставляющих воспитаннику возможность свободной диалогической самореализации в общении с воспитателем, миром этнокультуры, с самим собой, – необходимость самопознания, самоопределения, самореализации в этнокультурном пространстве, – признание понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых этнопедагогических методов, форм и средств  
Деятельностный Практическая сторона реализации этнической концепции трудового воспитания  
Смыслоцентрированный – принцип эволюционного движения – естественный порядок обучения и воспитания в этнопространстве не является единственно возможным, – принцип вариативности – образование в этнопространстве осуществляется на многовариантной и альтернативной основе, наличие моментов нестабильности, определенных нерешенных выбором дальнейшей траектории развития, связано с необходимостью ориентировки в поликультурном пространстве, – принцип компаративного (сравнительного) анализа системы ценностей – развитие личности реализуется на основе сравнения собственной системы личностных смыслов (ценностей) с тем, что накоплено в этнокультуре, – принцип множественностив сопровождающей образовательную деятельность операции выбора ценностей и дальнейших путей развития; выбор определяется смысловой зависимостью для личности изучаемых и наблюдаемых реалий этнокультурного характера; процесс формирования этнокультурной компетентности включает в себя разнообразные тенденции, сопровождаемые стихийными и управляемыми процессами разрушения старых и возникновения новых систем различных уровне, поиска и приобретения новых смыслов, – принцип нелинейности взаимодействия – образование представляет собой процесс нелинейного взаимодействия человека с этнокультурной средой, при котором личность воспринимает её для обогащения собственного внутреннего мира и, благодаря этому, созревает для умножения потенциала самой среды, – принцип открытости этнокультурной среды – это открытая система, – принцип саморазвития – в этнокультурной образовательной среде должен быть обеспечен переход от управления к самоуправлению, от развития под влиянием внешних факторов к саморазвитию под влиянием внутренних факторов  
МЕТОДИЧЕСКИЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ)  
Коммуникативный Обеспечивает успешную межэтническую и межкультурную коммуникацию, культуру внутриэтнического и межнационального общения  
Технологический Этнокультурное образование – четко сконструированная система последовательных операций, приводящая к успеху в этнокультурном воспитании  
Система методов энопедагогики Методы научного этнопедагогического следования – это способы получения информации, необходимой для установления закономерностей, отношений и зависимостей в этнопедагогическом процессе: – методы изучения фольклорных материалов, – изучение письменных источников, – Изучение археологических материалов, – полевые исследования, – метод историко-педагогического анализа, – социологический метод, – метод сравнения, – этнопедагогический эксперимент, – методы теоретичсекого исследования этнопедагогических явлений  
       

 

Методология этнопедагогики продолжает формироваться и уточнять свои позиции и подходы!!

 


2. Теоретические модели понимания этнической идентичности и ее функций (примордиализм и непримордиализм: конструктивизм и др.). Структурные компоненты и типы этнического самосознания

 

Этническая идентичностьчасть социальной идентичности личности. Социальная идентификация и социальная дифференциация, если использовать категориальную сетку Тэшфела и Тернера строятся на процессе категоризации " мы" и " они". Единый процесс дифференциации / идентификации приводит к формированию социальной идентичности, которая – есть результат процесса сравнения " своей" группы с другими социальными объектами. Именно в поисках позитивной социальной идентичности индивид или группа стремятся самоопределяться, обособляться от других, утвердить свою автономность.

Этничность (≈ этническая идентичность, этническое самосознание) – представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству.

В её структуре обычно выделяют три основных компонента:

1. Когнитивный компонентзнания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя её членом. В моделях, предложенных разными исследователями, используются всевозможные термины для обозначения составных частей когнитивного компонента этнической идентичности: этнические ориентации, групповые концепции и др. Самыми важными следует признать этническую осведомленность, включающую объективные знания и субъективные социальные представления об этнических группах – своей и чужих, их истории и традициях, а также различиях между ними, и этническую самоидентификацию (использование этнического «ярлыка» – этнонима, основанное на восприятии себя принадлежащим к группе).

2. Аффективный компонентоценка качеств собственной группы, значимость членства в ней. Отношение к собственной этнической общности проявляется в этнических аттитюдах (установках?? __________). Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Наличие негативных аттитюдов к группе принадлежности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных (значимых).

3. Поведенческий компонент социальной идентичности, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. Вовлеченность в социальную жизнь и культурную практику этнической группы (использование языка, конфессиональная принадлежность, участие в социальных и политических организациях, поддержание культурных традиций) достаточно часто рассматривается в качестве индикатора этнической идентичности индивида. Однако до сих пор под вопросом остается наличие устойчивой связи между тем, кем себя человек считает и как он действует в реальной жизни, т.е. между этнической самоидентификацией и этнической вовлеченностью. Результаты многих эмпирических исследований показали независимость двух измерений — представлений о себе как о члене этнической группы и использования типичных для нее моделей поведения. А в некоторых случаях связь между идентичностью и предпочтением некоторых видов этнической практики оказалась отрицательной: человек может идентифицироваться с этнической общностью, но не иметь никакого желания сохранять этнический язык или обычаи.

Результаты многих эмпирических исследований доказывают как устойчивость этнической идентичности, ее способность передаваться от поколения к поколению, так и ее изменчивость, способность дремать в латентном состоянии и активизироваться в ситуации межэтнического взаимодействия или общей внешней угрозы.

Актуализация этнического самосознания в современном мире объясняется двумя моделями – «модель фильтра» и «модель буфера».

В рамках «модели фильтра» возрастание роли этничности в настоящее время объясняется тем, что сложность современной информационной ситуации значительно опережает возможности людей адекватно реагировать на эту ситуацию, в результате чего возникает острая потребность в " информационных фильтрах", в частности, в обращении к этническим ценностям, представляющимся вечными и незыблемыми в бурном потоке времени.

С точки зрения «модели буфера» система этнокультурных представлений (верований, убеждений) в настоящее время рассматривается в качестве буфера или преграды на пути стрессов, защищает человека от травмирующего осознания неизбежности смерти, оптимизирует процессы, связанные с личностной самореализацией, задавая четкую систему ценностных и смысложизненных ориентиров.

По данным психотерапевтов, в настоящее время психические нарушения встречаются у представителей этнических меньшинств, подвергшихся ассимиляции, или у потомков межэтнических браков, т.е. в случаях, когда у человека не сформирована ясная и позитивная этническая идентичность (существует конфликт с культурой и этничностью).

Этнопедагогика решает основной вопрос (пока не решен!): ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТНИЧНОСТЬ ИЗНАЧАЛЬНЫМ, УКОРЕНЕННЫМ, ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВУЮЩИМ ДАННЫМ СВОЙСТВОМ ЧЕЛОВЕКА (ЧЕЛОВЕЧЕСТВА), ИЛИ ЭТО – ФЕНОМЕН СУБЪЕКТИВНОЙ ПРИРОДЫ, МОЖЕТ БЫТЬ ПРОИЗВОЛЬНО СКОНСТРУИРОВАН В СООТВЕТСТВИИ С СОЦИАЛЬНЫМИ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, ИНТЕРЕСАМИ?

На рисунке ниже представлено соотношение межу понятиями «этничность» и «этническая идентичность».

 


В понимании этнической идентичности, ее сущности и функций, можно выделить три основных подхода: примордиализм, инструментализм и конструктивизм.

 

Подход к пониманию сущности этнической идентичности (≈ этничности) Автор концепции Основные идеи концепции Примечание
Примордиализм К. Гирц, Э. Стюард, П.ван ден Берге, Л.Н. Гумилев (социо-биологическое направление), Ю.В. Бромлей (эволюционно-ист. направление),   – Осознание групповой принадлежности заключено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции. – Этничность – система социально значимых признаков, получаемых или наследуемых при рождении. – Этничность невозможно создать или разрушить искусственно. – Этничность рождается в семье – в первом микромире человека, – Этничность – явление, детерминированное генетическими и географическими факторами. – Этничность – всеохватывающая форма естественного отбора и родственных связей, которые сохраняют свое значение и в развитых обществах. – Этническая идентичность – не только продукт генетического кодирования, но и результат человеческой эволюции, эволюционно-исторического развития  
Инструментализм Дж. Ротшильд, К. Янг, К. Энлое, 70-е гг. ХХ в. – Этничность – чувство солидарности группы людей, которое формируется при определенных ситуациях и обстоятельства. – – Этничность – своеобразный источник ресурсов, к которому обращаются люди, когда других источников оказывается недостаточно для достижения поставленных целей. – Чаще этничность в таком понимании проявляется в периоды межэтнических и межгрупповых конфликтов. – Этничность – эффективное средство для преодоления отчуждения и восстановления этнического равноправия. – Этничность присутствует вечно в человеке в латентной (скрытой) форме, актуализируется в случае необходимости. например, политическими лидерами (эта идея сдвигает концепцию в сторону примордиалима!) Данный подход – всего лишь познавательная ориентация, а не целостная теория объяснения природы этничности. !! Переходный вариант от примордиализма к непримордиализму
Конструктивизм Ф. Барт (норвежс. ученый) Рубеж 70-е гг. ХХ в. – Не отрицает первоначальной этничности, лежащей в основе жизнедеятельности различных этнических групп, но все её дальнейшее развитие происходит исключительно через приму социальной структуры общества. – В основе – принцип рационального выбора – человек в различных ситуациях руководствуется принципом рациональности и полезности. – Социальная сущность играет большую роль, чем этническая принадлежность человека. – Этнические группы и их свойства возникают и воспроизводятся в результате специфического взаимодействия исторических, экономических и политических обстоятельств: они чрезвычайно ситуационны, но не примордиальны. – Этнос – общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. Данный подход – попытка объединить идеи примордиализма и инструменталим.  
Когерентная теория этничности Рассмотренные подходы не носят взаимоисключающего характера, в будущем – ожидается интеграция их наиболее важных аспектов в единую – согласованную – теорию

 

1. Представители примордиализма объясняют этничность как врожденную характеристику, лежащую в основе группового (этнического) сознания и поведения. Некоторые ортодоксальные последователи этого направления считают, что этничность имеет биологические корни, а групповая этническая идентичность передается из поколения в поколение. Личность может стараться вытеснять для себя знание или важность своей этнической идентичности, но никогда не сможет отказаться от нее. Этническая идентичность всегда присутствует в самосознании как более или менее смутное ощущение тяги к элементам своей этнокультуры.

2. Представители инструментализма полагают, что этничность ситуативна, изменчива и зависит от структуры общества. Этническая идентичность является инструментом, позволяющим личности адаптироваться в социуме, и строится на основе знания о своей этнической принадлежности, о положении этнических групп и содержании этнических представлений в социальном окружении индивида. Этническое самосознание с позиций инструментализма конструируется самой личностью и может быть изменено в соответствии с изменением социума или знаний личности о своей этнической принадлежности.

3. Конструктивисты считают, что этническая идентичность социально конструируется политическими элитами в борьбе за власть, т.е. это очень изменчивое, подверженное манипуляциям и зависимое от ситуации явление группового сознания, а никак не врожденное и передаваемое от поколения к поколению. Политические элиты в целях манипуляции общественным сознанием используют в ходе пропаганды образы этнической идентичности. Внедрение и актуализация образов этнической идентификации в самосознание масс позволяет активизировать их чувства и готовность действовать в определенном направлении, унифицировать самосознание. Примеров такого конструирования этнического самосознания много, например, арийская идентичность, конструируемая в фашистской Германии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.