Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход игры.






Вариант 1. Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращая внимание ребенка, что в ней что-то лежит, побуждает его открыть коробочку, обыгры­вает игрушку. В случае необходимости взрослый дей­ствует совместно с ребенком. Аналогично проходит игра со второй коробкой.

Вариант 2. Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. За­тем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку сделать правильный выбор: обводит рукой по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: «Правильно, ты закрыл — круглую коробку круглой крышкой».

Вариант 3. Ребенок закрывает коробочки разной величины. Ход игры проводится так же, как и в ва­рианте 1.

8. Игра «Зоопарк»

Цель: продолжать развивать соотносящие дейст­вия, учить выполнять задания методом проб.

Оборудование: настольная игра «Зоопарк» (прямо­угольная доска с вкладышами, изображающими жи­вотных).

Ход игры: взрослый показывает ребенку игру, об­ращает его внимание на разных животных, которые «живут в своих домиках». Ребенку предлагается «вы­пустить» каждого животного из своего домика. После того, как ребенок достал все вкладыши, ему нужно

85


найти и «вставить» животных на свои места. При за­труднениях используется метод проб.

9. Игра «Собери пирамидку-качели»

Цель: продолжать развивать соотносящие дейст­вия, учить выполнять задания по подражанию.

Оборудование: игрушка пирамидка-качели.

Ход игры: взрослый показывает пирамидку и предлагает ребенку поиграть вместе с ним. Взрослый снимает колечки с одного стержня пирамидки и про­сит ребенка снимать колечки с другого стержня. За­тем взрослый надевает колечки на свой стержень и просит ребенка действовать так же.

10. Игра «Выбей шарик»

Цель: продолжать развивать соотносящие дейст­вия, учить выполнять задания по подражанию.

Оборудование: игрушка — лоток с цветными ша­риками и молоточком.

Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку, демонстрирует действие удара молотком по шарику. При этом обращается внимание ребенка на шарик, выкатывающийся из отверстия.

Ребенка побуждают к самостоятельным действиям.

 

Формирование предметно-игровых действий

1. Игра «Покатай матрешку»

Цель: формировать интерес и положительное от­ношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ни­ми.

Оборудование: тележка, две матрешки (двухмест­ные).

Ход игры: взрослый показывает ребенку матреш­ку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем показывает, как матрешка «топает» до тележки, («топ-топ»), сажает ее в тележку, катает ее, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: «А твоя матрешка хочет покататься?» Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее.

2. Игра «Покатай ежат»

Цель: продолжать учить выполнять предметно-игровые действия; продолжать развивать совместные действия.

Оборудование: игрушка — карусель, ежата (мел­кие предметы).

Ход игры: взрослый показывает игрушки, сопро­вождая речью: «Вот ежик — ни головы, ни ножек!» Предлагает покатать ежат, расставив их по местам на карусели. Взрослый проговаривает потешку:

Еле-еле, еле-еле, закружились карусели,

А потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом.


3. Игра «Угощаем матрешек»

Цель: учить выполнять предметно-игровые дейст­вия; учить расставлять посуду каждой матрешке.

Оборудование: две одинаковых матрешки, набор одинаковой детской посуды (две тарелки, две ложки, две чашки, чайник с водой), чечевица в кастрюле.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две матрешки, объясняет, что они пришли в гости, их надо угостить «кашей», напоить «чаем». Затем взрос­лый выкладывает две тарелки и просит ребенка раз­дать их матрешкам. Далее ставит кастрюлю с чечеви­цей, ложку и просит ребенка покормить матрешек. При затруднении показывает действие насыпания, либо действует совместно с ребенком. Затем взрослый спрашивает: «Чем будут матрешки есть кашу? Чем ты ешь кашу?» Просит взять ложки, раздать мат­решкам, покормить их, произносит: «Кушай, ляля, ам-ам». Аналогично раздаются чашки и наливается в чашки «чай» из чайника. Если ребенок испытывает затруднения, используются совместные действия.

4. Игра «Подарки мишкам»

Цель: продолжать формировать интерес к предмет­но-игровым действиям, выполнять их.

Оборудование: мишка, белка, «чудесный мешо­чек», шишка, грибок.

Ход игры: взрослый дает ребенку игрушки и пред­лагает посмотреть, поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки. Предлагает ребенку положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шну-


рок, трясет мешочек. Тут появляются мишка и белка, взрослый просит для зверушек достать подарки: для шишки — шишку, для белочки — грибок, не загля­дывая в мешочек. Игру можно повторить с другими предметами.

5. Игра «Построим забор»

Цель: формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия по подражанию.

Оборудование: машина, кирпичики, домик и иг­рушка (петушок).

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на домик, в котором живет петушок. Предлагается ре­бенку построить забор вокруг домика петушка, защи­тить его от хитрой лисы. Взрослый просит ребенка загрузить машину кирпичиками и отвезти их к до­мику петушка. Затем взрослый и ребенок строят за­бор вокруг домика. Ребенок действует по подража­нию.

6. Игра «Построим лесенку»

Цель: продолжать формировать интерес к строи­тельным играм, учить выполнять предметно-игровые Действия по подражанию.

Оборудование: машина, кубики (10 шт.), малень­кая кукла.

Ход игры: взрослый побуждает ребенка построить лестницу для куклы. Предлагается ребенку нагрузить Кубики в машину и привезти в игровой уголок. Затем взрослый привлекает ребенка к постройке лестницы,


 


показывает, как нужно расставлять кубики, обыгры­вает постройку.

7. Игра «Построим мебель для матрешки»

Цель: продолжать формировать интерес к строи­тельным играм, учить выполнять предметно-игровые действия по подражанию.

Оборудование: кубики, кирпичики, матрешка.

Ход игры: взрослый побуждает ребенка построить мебель (стол и стул) для куклы. Затем он строит пе­ред ребенком стол (кирпичик кладется на кубик) и стульчик (кирпичик ставится на ребро рядом с куби­ком). Затем взрослый просит ребенка по подражанию повторить игровые действия. Далее постройка обыг-рывается.

8. Игра «Поймай воздушный шарик»

Цель: развивать интерес к совместным игровым действиям со сверстниками.

Оборудование: воздушные шарики, ленточки. Ход игры: взрослый достает воздушный шарик и предлагает детям поиграть с ним. Расставляет детей напротив друг друга, показывает, как надо ловить шарик за ленточку, а затем подбрасывать шарик вверх. При этом взрослый говорит:

Ловим мы воздушный шарик,

Он упругий и цветной.

Мы за ленточку потянем

И подбросим высоко!



9. Игра «Позвони по телефону»

Цель: развивать интерес к общению со сверстника­ми-

Оборудование: два детских телефона с дисками.

Ход игры: взрослый предлагает детям позвонить своим мамам по телефону: одной рукой ребенок бе­рет трубку, второй рукой набирает номер, вставляя палец в отверстие диска и прокручивая его. Дейст­вия сопровождаются словами: «Алло! Алло! Мама, это я — Аня». Затем дети звонят друг другу.

10. Игра «Домики для зверушек»

Цель: продолжать формировать предметно-игровые действия со сверстниками.

Оборудование: машина, кубики-кирпичики, иг­рушки — зверушки (зайчик, ежик, белочка).

Ход игры: взрослый обращает внимание на зверу­шек, которым надо построить домики. Предлагается детям загрузить машину строительным материалом и подвести его на ковер. Далее взрослый показывает, как надо строить из кирпичиков домик для ежика, зайчика, белочки. Домики обыгрываются: зверушки ходят друг к другу в гости.


Раздел 5

Игры и задания, направленные

на формирование навыков

самообслуживания

и культурно-гигиенических

навыков


Формирование культурно-гигиенических навыков

1. Игра «Водичка, водичка!»

Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

 

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сде­лать? Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку. Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает де­тям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обе­дом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и ли­цо по подражанию. При этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»


2. Занятие «Вымой руки»

Цель: учить мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрос­лый ставит игрушку на край умывальника и пока­зывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

В дальнейшем навык мытья рук усложняется: ре­бенка учат открывать кран с водой, намыливать руки мылом, вытирать полотенцем и вешать полотенце на крючок.

3. Занятие «Сделаем лодочки»

Цель: учить последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последова­тельность действий:

1. Засучить рукава, проговаривая потешку:

Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!;

2. открыть кран;

4. сложить ладони рук «лодочкой»;

5. подставить руки под струю воды;

6. закрыть кран;

7. вытереть руки полотенцем.

Затем взрослый предлагает ребенку выполнить действия по подражанию, обращая внимание ребенка на положение рук.


4. Занятие «Мыльные перчатки»

Цель: учить намыливать руки с внешней и внут­ренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умы­вальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук с мылом. Затем ребенку передает кусок мыла и просит повторить движения намыливания. Намыливание рук нужно проводить до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрос­лый говорит: «Вот, какие у нас перчатки белые!» Да­лее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом проговаривает одну из потешек. На­пример:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова (или взрослый называет имя ребенка)

Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка и обращает внимание на его чистый руки. При затруднениях ис­пользуются совместные действия взрослого и ребенка.

5. Занятие «Умывалочка»

Цель: учить умываться. Оборудование: зеркало, полотенце. Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит ребенка посмотреть


ga себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умыться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. В процессе действия взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку — посмелей,

будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша выти­рать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, произносит: «Аи, какой чистый ребе­нок, посмотри на себя в зеркало!»

6. Игра «Делаем прическу»

Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем кра­сивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зер­калом волосы ребенка, затем просит малыша попро­бовать расчесаться самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает ему удерживать расческу, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расче­сывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обра­щает его внимание на то, что он стал таким же кра­сивым, как кукла.


7. Занятие «Почистим зубки»

Цель: учить чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его вни­мание на зубы. Затем говорит, чтобы зубки не болели, нужно уметь их чистить.

Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно прово­дить щеткой по зубам, при этом проговаривается по­тешка:

Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты щечка? Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый с ребенком смотрят в зер­кало и улыбаются, показывая при этом чистые зубы. При затруднениях используются совместные действия взрослого и ребенка.

8. Занятие «Фонтанчики»

Цель: учить полоскать рот. Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, при этом проговаривает потешку:

Наберем водичку в рот

Пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать


рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце игры взрослый хвалит ребенка.

9. Игра «Кукла заболела»

Цель: учить пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, заболела, ей трудно ды­шать носиком. В кармане у нее лежит носовой пла­ток. Поможем Маше почистить носик!» Взрослый проговаривает потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно ис­пользовать носовой платок, демонстрируя действие на кукле. Предлагает детям повторить действие по под­ражанию.

10. Занятие «Носики-курносики»

Цель: продолжать учить пользоваться индивиду­альным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: взрослый проговаривает потешку, Демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке, (достает платок из

кармана)

Будем нос им вытирать. (показывает дей-

ствие с платком)

Чтобы носик, наш курносик, (убирает платок в
Снова чистым был опять карман)

Взрослый просит каждого ребенка, показать, как он умеет пользоваться носовым платком.


Формирование

навыков самообслуживания

1. Игра «Приведи куклу в порядок»

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: взрослый приходит с раздетой куклой, приносит кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу. При этом говорит: «Кукла Оля не может одеться, ей холодно, давай оденем Олю, ей бу­дет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье». Взрослый предлагает ребенку оде­вать куклу, соблюдая последовательность. При за­труднении применяются совместные действия.

2. Занятие «Оденемся на прогулку»

Цель: учить одеваться, правильно соотносить пред­мет одежды с частью тела, застегивать одежду на ли­пучки.

Оборудование: одежда ребенка.

Ход занятия: взрослый предлагает одеваться на прогулку: раскладывает вещи перед ребенком и объ­ясняет, что определенный предмет одежды надо наде­вать на определенную часть тела. Ребенок одевается, при затруднении взрослый помогает ему одеваться, обращает внимание на способ застежки липучкой.

3. Игра «Найди пару»

Цель: учить различать парную обувь, подбирать нужную пару обуви.



 


Оборудование: обувь — сапоги, ботинки, кукла

Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую си­туацию: «Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!» и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обу­ви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти пару и т.д.

Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

4. Игра «Оденем кукол»

Цель: знакомить с разными видами застежек и способами застегивания.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (мол­ния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

Ход игры: взрослый предлагает детям одеть ку­кол и покатать их в колясках: «Смотрите, какая у кукол красивая одежда!» Взрослый вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внима­ние на застежки и демонстрирует способы застегива­ния.

Предлагается детям самостоятельно одеть кукол, после чего покатать их в коляске.

5. Игра «Обед у кукол»

Цель: формировать интерес к самостоятельным Действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две Куклы.


Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и дей­ствия с ними. Затем предлагается ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

6. Занятие «Убери со стола»

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действо­вать по показу. При этом взрослый комментирует действия: «Мы ставим на поднос тарелку, чашку, кладем ложку» и т.д. Затем взрослый показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои дей­ствия: «Крошки со стола сметем и совочком уберем!» Дается возможность ребенку действовать самостоя­тельно.

7. Занятие «Вымой посуду»

Цель: продолжать формировать самостоятельное действие — мыть посуду.

Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

Ход занятия: взрослый показывает один тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно дер­жать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой и ополаскивать в другом тазике с чистой во­дой, выкладывая тарелки на чистый поднос. Предла­гается ребенку вымыть свою тарелку.

 


8. Занятие «Подготовь постель ко сну»

Цель: продолжать формировать интерес к само­стоятельным действиям: учить расстилать свою по­стель.

Оборудование: кровать, подушка, простыня, одея-ло, покрывало.

Ход занятия: перед тихим часом взрослый предла­гает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: «Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачива­ем одеяло и поправляем подушку». После чего взрос­лый предлагает детям расстелить свои постели, при затруднениях помогает им.

9. Занятие «Почистим туфли»

Цель: вызывать интерес к самостоятельным дейст­виям — учить чистить обувь при помощи щетки.

Оборудование: обувь, щетка.

Ход занятия: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потеш­ку:

Щеткой чищу свои туфли

Раз, два, три!

Будут чистыми они Раз, два, три.

Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки).

10. Занятие «У нас порядок»

Цель: вызывать интерес к самостоятельным дейст­виям: учить подметать пол.

 


Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, иг­рушки.

Ход занятия: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагает детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать само­стоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуа--цию: приходят игрушки в гости к детям (Чебураш­ка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают вни­мание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.

 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.