Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игра в мяч






Цель: познакомить ребенка с игровыми действиями с мячом.

Оборудование: мяч средней величины (диаметр 15 см), мячи разного размера.

Ход игры: взрослый дает ребенку мешочек и про­сит ребенка открыть его: «Посмотри, что там, дос­тань игрушку!» После того, как ребенок достанет мяч, взрослый говорит: «Вот какой красивый мяч, мы будем с ним играть!» Показывает ребенку игро­вые действия: мяч катится, прыгает, его можно ло­вить.

Взрослый играет вместе с ребенком, активизируя выполнение ребенком самостоятельных действий.

5. Игра «Уложим мишку спать»

Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия взрослому.

Оборудование: мягкая игрушка — мишка, детская кроватка.


Ход игры: взрослый показывает ребенку мишку и обыгрывает его: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!»

Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по го­ловке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку — «баю-бай».

Игру можно повторить с другим мишкой, предос­тавив ребенку больше самостоятельности.

6. Игра «Угостим кукол чаем»

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, ложки).

Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры: взрослый говорит малышу, что в гости пришли куклы, их надо посадить за стол и угостить чаем. «Давай расставим чашки и блюдца. Теперь раз­ложи ложки к чашкам. «Налей» чай в чашки. Напои чаем наших гостей».

При затруднении используются действия по пока­зу. В конце игры взрослый называет предметы по­суды: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай».

В конце игры взрослый произносит потешку: Чайник на столе поставим, Блюдца, чашки мы расставим, Будем мы гостей встречать, Кукол чаем угощать!


7. Игра «Паровозик»

Цель: вызывать интерес у ребенка к игрушке - па­ровозику, учить предметно-игровым действиям с ним.

Оборудование: паровозик, рельсы.

Ход игры: взрослый показывает ребенку паровозик и обыгрывает его: «Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!»

Взрослый демонстрирует, как можно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.

Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.

8. Игра «Кукла идет на прогулку»

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на ули­це холодно». Предлагает ребенку достать из шкафчи­ка одежду: шапку, куртку, ботиночки.

Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: «Оде­ваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки! Надеваем шапку на го­лову. Вот так, шапку надели! Кукла собралась на прогулку, может идти гулять».

В целях закрепления у ребенка представлений об одежде игра повторяется с другой куклой, предостав­ляя ребенку возможность самостоятельно действовать.


9. Игра «Дорожка для зайчиков»

Цели: вызывать интерес ребенка к конструктору и строительным играм.

Оборудование: кирпичи, машина.

Ход игры: взрослый сообщает ребенку о том, что надо построить дорожку для зайчика, он пойдет к другому зайке в гости. Предлагается нагрузить ма­шину кирпичиками и подвести ее к домику зайчика: «Давай построим дорожку для зайчиков».

Взрослый показывает ребенку, как нужно выкла­дывать кирпичики друг за другом. При затруднении предлагает ребенку действовать по показу.

Затем дорожка обыгрывается — зайчик идет по дорожке в гости.

10. Игра «Выбери игрушку»

Цели: учить детей выделять игрушки среди других предметов, действовать с ней и называть ее.

Оборудование: игрушки, одежда, посуда и др.

Ход игры: взрослый предлагает детям выбрать сре­ди различных предметов игрушку, с которой можно поиграть. Каждый ребенок подходить к столу, назы­вает игрушку и показывает игровое действие с ней. При этом взрослый комментирует ситуацию: «Моло­дец, Петя! Ты выбрал матрешку, с ней играют, это игрушка!»


Раздел 2

Игры, направленные на физическое развитие

Развитие и коррекция общих движений

1. Игра «Соберем колечки»

Цель: побуждать детей искать, доставать колечки, приносить, нанизывать на палочку, развитие навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном про­странстве, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: палочка с разноцветными колечка­ми или шариками.

Ход игры: взрослый показывает детям палочку с колечками. По счету «раз, два, три» взмахивает па­лочкой и сбрасывает колечки. Кольца разлетаются по всей комнате. Взрослый просит детей собрать, при­нести колечки. Дети бегают, подползают, дотягива­ются, приносят колечки, нанизывают на палочку. За­тем игра повторяется снова.

Для этих же целей могут служить мягкие мячики в корзинке, кубики в коробке и т.д.

2. Игра «Сходим к мишке в гости»

Цель: совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие.


Оборудование: гимнастическая стенка, доска 1, 5— 2 м с зацепами, мягкая игрушка — мишка.

Ход игры: взрослый закрепляет доску одним кон­цом на гимнастической стенке, начиная с высоты 20—30 см, затем крутизну горки можно увеличивать. На гимнастическую стенку сажает игрушку и предла­гает малышу сходить в гости к мишке. Взрослый сле­дит за осанкой ребенка, эмоционально одобряет ма­лыша.

3. Игра «Доползи до игрушки»

Цель: стимулировать у ребенка навык ползания.

Оборудование: яркая, красочная, новая игруш­ка.

Ход игры: взрослый показывает игрушку ребенку на расстоянии 3 м, побуждает ползти и достать иг­рушку. Если навык ползания только формируется, взрослый подходит к ребенку, помогает ему ползти, подставляя руки под стопы ребенка, тем самым давая дополнительную опору для толчка. Когда ребенок справился с заданием, взрослый эмоционально хвалит его, обыгрывает игрушку.

4. Игра «Цыплята и наседка»

Цель: учить детей подлезать под препятствие, дей­ствовать по сигналу, развивать мышцы живота, спи­ны, ног.

Оборудование: веревка, натянутая на высоте 50 см от уровня пола, домик цыплят, шапочки цыплят на каждого ребенка, шарики.

Ход игры: взрослый собирает детей за веревкой, надевает шапочки-маски цыплят на детей, объясняет,


что цыплятки пойдут из домика на улицу искать зер-нышки.

Дети и взрослый подлезают под веревку, начинают собирать небольшие шарики, по команде взрослого «большая птица!» дети прячутся в домик.

Птицей может быть другой взрослый, он пытается поймать детей. Затем роль птицы можно дать актив­ному ребенку.

5. Игра «Проползем по мостику»

Цель: совершенствовать навык ползания.

Оборудование: гимнастическая скамейка, одинако­вые игрушки (например, погремушки) по количеству детей в яркой коробке.

Ход игры: вариант 1. взрослый приносит краси­вую коробку, привлекает внимание детей к ее содер­жимому (гремит). Ставит коробку на противополож­ный от детей конец скамейки, предлагает детям проползти через «речку по мостику», опираясь на ла­дони и колени по гимнастической скамейке, достать коробку и взять игрушку. В конце игры взрослый хвалит ребенка.

Вариант 2. Взрослый предлагает ползти по ска­мейке, подтягиваясь на руках, если ребенок не справляется, можно подставлять руки под стопы ре­бенка, создавая опору.

6. Игра «Догони мяч»

Цель: учить детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или в одной Руке в зависимости от размера мяча.

Оборудование: мячи разных размеров.


Ход игры: взрослый катит один или несколько мя­чей в зависимости от того, проводится игра индиви­дуально или с небольшой группой детей. Предлагает детям догнать и принести мяч. Дети ловят и приносят мячи. Взрослый радуется, хвалит детей, катит мячи в другом направлении и т.д.

7. Игра «Карусель»

Цель: развивать вестибулярный аппарат, навык бе­га, повышать эмоциональный тонус. Оборудование: обруч.

Ход игры: взрослый предлагает детям взяться за обруч и побегать под слова потешки:

Еле-еле, еле-еле,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз — два, раз — два,

Вот и кончилась игра.

Игру можно продолжить, меняя направление. Можно организовывать подобные игры-упражнения на приседание, поднятие на носочки, держась за об-

8. Игра «Самолетик»

Цель: развивать навык бега.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть в самолетик — полетать: «Беги ко мне, будем летать!» Малыш бежит в объятия взрослого, который подхва­тывает его под мышки, поднимает, делает несколько


кругов как самолетик и ставит на землю. Во время движения взрослый имитирует звук самолета и по­буждает ребенка повторять его: «У-у-у-у!»

Если кружение вызывает негативную реакцию у ребенка, то можно просто поднять или прижать ма­лыша к себе.

9. Игра «Спрячем зайку в домик»

Цель: учить ребенка ходить по ограниченному про­странству.

Оборудование: длинный кусок обоев, зайка, домик из конструктора.

Ход игры: на полу стелится кусок обоев. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушке — зайке: «Зайка потерялся, помоги зайке по тропинке добрать­ся до домика»

По такому же принципу проводятся игры: «По из­вилистой дорожке», «Через ручеек» (ходьба по гим­настической скамейке).

При этом взрослый использует потешку: Ты по мостику пройди, Ножки ты не намочи.

10. Игра «Будем мыться»

Цель: учить детей перешагивать через препятст­вие.

Оборудование: большой ящик, детская мочалка, ковшик.

Ход игры: Взрослый говорит: «Сейчас мы будем мыться». Побуждает ребенка залезть в ящик. Изо­бражает, что он моет ребенка мочалкой, поливает из ковшика, произнося при этом потешку:


-


Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! Брызги — вправо, брызги — влево, Будет чистым наше тело!

11. Игра «Поймай комара»

Цель: учить детей дотягиваться, вставать на носоч­ки, подпрыгивать на двух ногах.

Оборудование: палочка со шнурком, на конце ко­торого привязан предмет (комар).

Ход игры: взрослый стоит в кругу детей, показы­вает комара, покачивает палочкой над головами де­тей, побуждает их потянуться, встать на носочки, подпрыгнуть, достать комара.

Можно проводить аналогичные игры: «Поймай птичку» (Птичка полетела, на головку к деткам села); «Поймай рыбку»; «Достань яблочко» и т.д.

Развитие и коррекция ручной моторики

1. Игра «Кати мяч»

Цель: развивать координацию движений (в том числе кистей и пальцев рук), обучать различным приемам игры в мяч (учить детей прокатывать мяч ДРУГ другу или взрослому, учить отталкивать мяч при катании), учить ориентироваться в пространст­ве.

Оборудование: мяч средней или большой величи­ны.

Ход игры: один ребенок или дети садятся на пол в кружок, взрослый катит мяч кому-нибудь из детей и 30


говорит: «Лови!», побуждает детей катить мяч друг другу.

2. Игра «Кати в ворота»

Цель: учить детей прокатывать мяч в нужном на­правлении, совершенствовать навык отталкивания при катании, развитие координации движений рук.

Оборудование: мяч средней величины, ворота.

Ход игры: взрослый показывает, как нужно прока­тить мяч и попасть в ворота, эмоционально радуется: «Попал!» Побуждает ребенка сделать так же, эмоцио­нально одобряет его действия.

Аналогично организуется игра «Сбей кегли».

3. Игра «Лови мяч»

Цели: учить ловить мячи разной величины, раз­вивать координацию движений рук и быстроту реак­ции.

Оборудование: мячи разной величины.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку ловить мяч, другой взрослый готовит руки ребенка, ловит, действуя руками ребенка. Затем предлагает ребенку бросить мяч от груди, сверху вниз, из-за головы.

В конце игры предлагает ребенку выполнить дей­ствия самостоятельно, эмоционально одобряет его.

4. Игра «Целься и кидай»

Цель: формировать навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений в круп­ных и мелких мышечных группах.

Оборудование: доска, обтянутая ворсистым мате­риалом, и маленькие мячики-липучки.


Ход игры: детям предлагается по подражанию дей­ствиям педагога метать шарики в доску, взрослый показывает, как нужно замахиваться из-за головы, поощряет действия детей; когда кончаются все шари­ки, дети подходят к доске, отрывают их, собирают в корзину, игра продолжается несколько раз.

Аналогично организуются игры: «Попади в корзи­ну», «Перекинь через веревочку» и т.д. Затем можно усложнять игры, предлагая различные по тяжести мячики, мешочки.

5. Игра «Попади в цель»

Цель: учить малыша захватывать предмет всей ла­донью, бросать в цель, удерживая равновесие.

Оборудование: пластмассовая корзина, ватные ша­ры (диаметр 5—7 см), детское баскетбольное кольцо.

Ход игры: 1. Взрослый показывает ребенку пласт­массовую корзину, наполненную ватными шарами. Вместе рассматривают шары: круглые, мягкие. Ша­рами можно играть. Взрослый рассыпает шары по полу и предлагает малышу собрать их снова в корзи­ну. При этом показывает, как нужно правильно брать шар пальцами и бросать, целясь в корзину.

2. После того, как все шары собрали, взрослый предлагает играть в новую игру, более сложную: «Та-нюша, вот кольцо, вот черта. Ты должна стоять вот здесь, у этой черты, старайся попасть в кольцо». По­сле каждого попадания или попытки попасть ребенка нужно похвалить: «Какая Танюша молодец! Она крепко держит шар. Танюша хорошо бросает шар!».

В конце игры все шары собираются в корзину.


6. Игра «Дудочка»

Цель: учить малыша содружественному движению рук и пальцев: учить выполнять «раскатывающие» движения пальцами обеих рук одновременно, учить удерживать тонкий круглый предмет всеми пальцами обеих рук.

Оборудование: простой карандаш (лучше с ребра­ми).

Ход занятия: взрослый показывает ребенку каран­даш и говорит: «Это карандаш, им можно рисовать (показывает, как можно проводить, к примеру, линии карандашом). Карандаш волшебный. Он может петь как дудочка — ду-ду-ду! Я научу тебя играть на ду­дочке. Мы возьмем карандаш в ладошки и будем его раскатывать, вот так (показывает раскатывающие движения ладонями), а теперь возьмем карандаш всеми пальчиками (обеих рук), вот так, приподнимем ручки (на уровне лица) и будем петь: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду» мы играем во ду-ду» (можно раскачивать в такт головой). Сначала взрослый помогает ребенку удерживать пальцы на карандаше и подпевает, затем берет еще один карандаш и следит за тем, чтобы ре­бенок повторял за ним его движения: раскатывание карандаша, захват пальчиками, удерживание каран­даша пальцами на уровне лица.

В конце игры взрослый хвалит ребенка.

7. Игра «Самолетик—самолет»

Цель: учить выполнять действия по подражанию взрослому.

Ход игры: взрослый показывает, как играть в «самолёт»: разводит руки в стороны ладонями вверх,


поднимает руки вверх — вдох, делает поворот в сто­рону. Произнося «ж-ж-ж», выдох, стоит прямо, опус­тив руки, — пауза и т.д. затем взрослый побуждает детей подражать движениям, читает стишок:

Самолетик-самолет

Отправляется в полет

Жу, жу, жу,

Жу, жу, жу,

Постою и отдохну.

Разводит руки в стороны

ладонями вверх,

делает повороты вправо,

влево и выдох.

Встает прямо, опустив руки.

8. Игра «Шумит лес»

Цель: учить выполнять действия по подражанию взрослому.

Оборудование: две палочки с лентами (длиной 20— 30 см).

Ход игры: взрослый предлагает малышу посмот­реть в окошко, обращает его внимание на деревья, на то, как шумит ветер, колышатся от ветра веточки.

Обращается к ребенку: «Возьми палочки с ленточ ками — это наши листочки, а твои ручки — это ве­точки. Поднимаем ручки вверх и раскачиваемся — вот так, как деревья за окном».

Взрослый читает стишок:

Дует ветер, задувает, наши веточки качает, Вот как, вот как наши веточки качает. Дует ветер, задувает! У-У! У-У!


9. Игра «Покатаем кукол на машине»

Цель: учить малыша удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев при ходьбе.

Оборудование: машина (большая), две куклы.

Ход игры: взрослый предлагает малышу прокатить кукол на машине, ведет ребенка в игровой уголок и вместе с ним выбирают кукол, которых будут катать. Затем подводит малыша к машине и показывает, что удобней везти машинку за веревочку. Усаживают в кузов кукол, взрослый помогает малышу вложить ве­ревочку в руку со словами: «Танюша, держи крепко веревочку, машина поедет: би-би-би!»

Катание кукол на машине можно сопровождать короткими потешками:

Куклы едут на машине: би-би-би, би-би-би, Им понравится кататься: би-би-би, би-би-би! Я веревочку держу, кукол я катаю, На машине им кататься нравится, я знаю!

Эту игру можно повторять, усаживая в машину другие игрушки, а также вкладывая веревочку попе­ременно в разные руки ребенка.

В конце игры взрослый должен похвалить малы­ша: «Молодец, Танюша, крепко держала веревочку, машина быстро ехала, куклам понравилось кататься!»

10. Игра «Упирайся как бычок»

Цель: учить малыша крепко стоять на ногах, Удерживаясь обеими руками за обруч.

Оборудование: обруч.

Ход игры: взрослый закидывает обруч за спину ре­бенка, помогает ему взяться руками за обруч, осто-

2* 35


рожно подтягивая его на себя. При этом проговарива­ется потешка:

Упирайся как бычок и не падай на бочок!

Крепче ручками держись!

Ты за обруч ухватись!

В конце игры хвалит малыша: «Молодец, Антоша! Крепко держался на ножках!»

Развитие и коррекция мелкой моторики

1. Игра «Бабушкины очки»

Цель: учить удерживать вместе пальцы рук, соеди­няя большой и указательный пальцы.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с пальцами, демонстрирует положение пальцев: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам и произносит потешку: Бабушка очки надела И внученьку (Машеньку) рассмотрела.

Затем предлагается ребенку выполнить упражне­ние по подражанию действиям взрослого.

2. Игра «Вышел пальчик погулять»

Цель: учить выделять каждый палец отдельно, выполнять определенные действия. I

Оборудование: стол и два стула, лист бумаги с на­рисованной дорожкой и кружочками (кочки).



Ход игры: взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики любят гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, де­монстрирует, как «топает» пальчик по дорожке, а затем «прыгает» по кочкам. Предлагает ребенку по­вторить позицию пальцев и «протопать» каждым пальчиком сначала по дорожке, затем по «кочкам». При этом произносится потешка:

Пальчик топал по дорожке, топ-топ, топ-топ,

Топать стал второй немножко, топ-топ, топ-топ.

Третий пальчик топал долго, топ-топ, топ-топ,

А четвертый только раз — топ,

Вот большой спешит по кочкам,

Будет слушаться он нас! Топ-топ, топ-топ.

Повторяем наш рассказ!

Игра повторяется с пальцами другой руки. В конце игры малыш вместе с взрослым и самостоятельно по­вторяет слова: «Топ-топ, топ-топ».

3. Игра «Здравствуй, пальчик»

Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место.

Оборудование: стол, стулья, лист чистой бумаги, карандаши.

Ход игры: 1. Взрослый показывает малышу, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на столе, нижняя часть ладоней сомкнута, пальчики будут здо­роваться, начиная с мизинчика, при этом проговари­вается: «Здравствуй, пальчик!» Когда все пальцы по­здороваются, взрослый показывает, как нужно взять ладошки «в замочек» — это здороваются ладошки.


2. Далее взрослый обводит карандашом ладонь ре­
бенка на листе бумаге и показывает, что на бумаге
получились его пальчики: «Вот мизинчик, вот безы­
мянный и т.д.». Взрослый предлагает ребенку поздо­
роваться с нарисованными пальчиками (приложить
свои пальцы к изображению на листе). В конце игры
ребенок должен наложить свою ладошку на нарисо­
ванную педагогом.

3. Пальчики ребенка «здороваются» с пальцами
взрослого. В конце игры ладони малыша и взрослого
берутся в «замок».

4. Игра «Зайчики—пальчики»

Цель: учить удерживать указательный и средний пальцы в вертикальном положении (ушки), а боль­шим пальцем придерживать в согнутой позиции бе­зымянный палец и мизинец.

Ход игры: взрослый сидит рядом с ребенком. Ло­коть руки взрослого расположен на столе. Пальцы — указательный и средний выпрямлены, большим пальцем прижимаются безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки:

Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!

Взрослый предлагает малышу изобразить зайчика из пальчиков: «Вот и у тебя получился Зайка. Здрав­ствуй, Зайка!» (наклоняет кисть руки в сторону ре­бенка).

В конце игры взрослый спрашивает малыша, по­нравилось ли ему играть в Зайку. Еще раз показывает положение пальцев, изображающих зайца.


5. Игра «Ворона»

Цель: учить развивать содружественные движения пальчиков (по два), соединять и разъединять большой палец и указательный палец. Средний палец, безы­мянный палец и мизинец должны находится в сомк­нутом состоянии.

Ход игры: взрослый сидит за столом рядом с ма­лышом. Показывает смыкающиеся и размыкающиеся движения большого и указательного пальцев, при этом читает потешку (три остальных пальца держатся в кулаке):

Прилетел птенец вороны, просит у Антоши пить,
Дай, Антоша, мне водички, буду я тебя любить!
Ка-ар, ка-ар!

Игру можно повторять с чередованием рук. В кон­це игры педагог хвалит малыша за умение работать пальчиками.

6. Игра «Пошумим»

Цель: формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами.

Оборудование: камешки или грецкие орехи, жес­тяная банка среднего размера.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку брать ка­мушки по одному и бросать в банку, радоваться шу­му.

7. Игра «Силачи»

Цель: учить удерживать палец в согнутом положе­нии (крючок).

Ход игры: взрослый садится напротив ребенка и говорит: «Будем играть с пальчиками». Показывает

ребенку, как нужно держать пальцы, чтобы можно было «мерятся силой». Взрослый сгибает свой указа­тельный палец и старается «зацепить» указательный палец ребенка, при этом делая захват пальцами так, как будто держит пальцами ручку кружки (указа­тельный палец взрослого согнут, а большой придер­живает палец ребенка). После того, как удалось «за­цепиться, педагог старается потянуть пальцами руку ребенка. Малыш должен почувствовать тянущую его силу и попытаться тянуть свою руку на себя. Прого­варивается потешка:

Пальчик сильный у Антоши, вот какой, вот какой!

Будет мериться он силой и с зайчишкой, и со

мной!

8. Игра «Перчатки»

Цель: учить противопоставлять и выделять паль­цы, формировать способность согласованного дейст­вия пальцами обеих рук.

Оборудование: детские перчатки с вышитыми мор­дочками на концах пальцев (зайчик, лягушка, ли­сичка).

Ход игры: взрослый одевает ребенку перчатки, рассматривает с ребенком мордочки, предлагает паль­чикам на одной руке поздороваться с пальчиками другой руки: «Здравствуй пальчик, здравствуй паль­чик!» (можно соединять пальчики одной руки).

9. Игра «Сделаем бусы»

Цель: формировать согласованность движений обе­их рук, пинцетный и щипковый захват мелких пред­метов.


Оборудование: крупные бусины, мягкий, толстый шнурок с узлом на конце.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нуж­но нанизывать бусы на шнурок.

В конце игры связать бусы, надеть на ребенка, по­любоваться в зеркало.

10. Игра «Поиграем, потанцуем»

Цель: закрепить умение выделять каждый палец руки.

Оборудование: детское пианино, кукла.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть на пианино: ребенка учат нажимать одним пальцем, затем каждым пальцем поочередно.

При звучании инструмента взрослый показывает, как кукла пляшет под музыку.

Формирование

зрительно-двигательной координации

1. Игра «Варим кашу»

Цель: учить захватывать мелкие предметы, удер­живать ложку и совершать вращательные движения.

Оборудование: кукла, деревянная ложка, детская кастрюлька с горошком.

Ход игры: взрослый предлагает варить для куклы гороховую кашу. Достает детскую кастрюльку с го­рошком и «нечаянно» рассыпает его на пол. «Анто­на, горох просыпался, помоги тете собрать горошек в кастрюльку.»



Взрослый показывает ребенку, как правильно со­бирать горошек (щепоточкой). «Молодец Антоша, бе­рет пальчиками каждую горошинку. Вот так. Мы сейчас будем варить кашу».

После того, как горошины собрали в кастрюльку, взрослый показывает движения размешивания «ка­ши» ложкой. «Ох, вкусная каша получилась у Анто­ши. На, Антоша, корми сам куклу!»

2. Игра «Клубок для котенка»

Цель: учить ребенка удерживать клубок в одной руке, выполнять специфические действия — наматы­вать нитку на клубок.

Оборудование: клубок, игрушка — котенок (на конце нитки привязана игрушка).

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиг­рать с котенком, распускает нитки, просит наматы­вать нитку на клубок. При этом взрослый обра­щает внимание ребенка на приближающуюся иг­рушку. При затруднениях используются совместные действия.

3. Игра «Рисуем клубок»

Цель: учить ребенка удерживать карандаш, вы­полнять специфические предметные действия - рисо­вать карандашом (фломастером).

Оборудование: два листа бумаги с аппликацией ко­тенка, карандаши.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку рассмот­реть аппликацию и говорит: «Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!», показывает, как рисовать клубок на первом листе. Затем дает ре-


бенку лист бумаги и предлагает самостоятельно нари­совать клубок для другого котенка.

4. Игра «Выложи дорожку»

Цель: учить выполнять соотносящие действия. Оборудование: мозаика с крупными деталями, иг­рушка мишка.

Ход игры: взрослый обыгрывает игрушку: «Миш­ка принес интересную игру «Мозаика». Мы будем вместе играть». Взрослый показывает на образце простой вариант дорожки из одинаковых деталей, сообщает, что эту дорожку выложил мишка. Просит ребенка выложить такую же. Затем взрослый пока­зывает, как мишка топает по дорожке, произносит потешку:

Мишка топал по дорожке.

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

У него устали ножки.

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

5. Игра «Посади репку»

Цель: развивать соотносящие действия.

Оборудование: деревянная доска прямоугольной формы с ячейками, корзинка и мелкие предметы (репка).

Ход игры: взрослый предлагает детям сажать на «грядке» (ячейки) репки. Демонстрирует, как нужно брать репки и «сажать» их в «грядки» (ячейки). При затруднениях используются совместные действия и показ.

Игра проводится после знакомства детей со сказ­кой «Репка».


6. Игра «Построим заборчик»

Цель: учить продевать шнурок в дырку.

Оборудование: дидактическая игра «Зайка» (пло­скостное изображение зайца с дырочками).

Ход игры: взрослый говорит: «Зайка прибежал, просил сделать ему заборчик, чтобы спрятаться от лисы, надо помочь зайке».

Взрослый раздает игру каждому ребенку и просит продеть шнурок через отверстия.

При затруднениях используются совместные дейст­вия и показ.

7. Игра «Посади цветочки на лужок»

Цель: формировать зрительно-двигательную коор­динацию.

Оборудование: зеленое полотно, на которое приши­ты кнопки разного размера, цветы вырезаны из плот­ной ткани с пришитыми кнопками в центре, соответ­ствующими тем, которые на полотне.

Ход игры: взрослый предлагает посадить на лужок красивые цветочки. Объясняет, что цветок нужно пристегнуть к соответствующей по цвету кнопке.

После того, как все цветы «посажены», взрослый просит собрать цветы в корзинку для мамы, показы­вает способ выполнения действий — отсоединения. Действия сопровождаются потешкой:

Мы в корзинку соберем яркие цветы:

Розы, лилии, тюльпаны — все для нашей мамы!

Аналогичную игру можно проводить с липучками и пуговицами.


8. Игра «Собери зайку»

Цель: продолжать учить выполнять соотносящие действия.

Оборудование: игрушка — зайка, сшитый из плот­ной ткани, части которого прикреплены с помощью липучек.

Ход игры: взрослый читает стихи А. Барто: Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.

Затем взрослым говорит: «Ребятки, наш зайка промок, все лапки его отсоединились. Соберем зай­ку!»

При затруднениях используются совместные дейст­вия и показ.

9. Игра «Поможем маме»

Цель: продолжать учить выполнять соотносящие действия.

Оборудование: фасоль и орехи фундук перемеша­ны, два прозрачных сосуда.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку помочь маме разложить фасоль и орехи в сосуды, при этом показывает, что фасоль надо опускать в один сосуд, а орехи — в другой.

При затруднениях используются совместные дейст­вия и показ.

10. Игра «Надень шапочки»

Цель: учить действовать целенаправленно, выпол­нять соотносящие действия.


Оборудование: цветные наперстки (шапочки). Игра проводится на пальцах рук.

Ход игры: взрослый показывает ребенку прозрач­ную коробочку с цветными наперстками, демонстри­рует, как надо надевать шапочки на пальцы. Затем предлагает ребенку поочередно надевать наперстки на каждый палец своей руки. Произносится потешка:

Пальчики гуляют, шапки надевают, Раз, два, три, четыре, пять — вышли пальцы погулять!


Раздел 3

Игры, направленные

на познавательное развитие

Психическое развитие ребенка раннего возраста тесно связано с проявлением интереса к окружающей действительности и стремлением познать свойства и качества предметов. Интерес ко всему новому являет­ся основой развития любознательности, а в дальней­шем и познавательной деятельности.

Сенсорное развитие подразумевает умение ребенка выделять и учитывать свойства и отношения объектов при выполнении практических и игровых действий с ними.

Содержание представленных игр направлено на развитие зрительного, слухового и тактильно-двига­тельного восприятия. При проведении этих игр у ре­бенка развивается внимание, память, формируются коммуникативные способности и продуктивные спо­собы сотрудничества с взрослым.

Проведение игр и упражнений предусматривает Учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение начинается с выполнения задания совместными действиями взрослого и ребен-ка При этом взрослый находится за спиной ребенка и действует его руками. Постепенно отпускает свои



руки, давая возможность ребенку выполнять само­стоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каж­дое действие ребенка должно быть прокомментирова­но и обобщено в речевом плане.

Игры, направленные на сенсорное развитие

Развитие зрительного восприятия

Развитие ориентировки на форму

(зрительное и тактильно-двигательное восприятие)

1. Игра «Катится — не катится»

Цель: вызывать интерес к свойству предметов ок­ружающего мира, к овладению практическим спосо­бом выявления свойства этих предметов.

Оборудование: деревянный желобок (дощечка, рас­положенная под наклоном к горизонтальной поверх­ности), пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит желобок (дощечку) пе­ред ребенком и предлагает поиграть. Взрослый сам берет шарик, кладет на верхнюю часть желобка и от­пускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: «Смотри, катится! А теперь ты бери», — взрослый предлагает ребенку взять с подноса любой предмет, помогает его расположить на верхней части желобка. 48


Цри этом взрослый комментирует: «катится» (или «не катится»). В случаях затруднения позиция взрос­лого «за спиной ребенка», взрослый выполняет дейст­вия руками ребенка, обращая каждый раз внимание на свойство предмета (катится или не катится).

После того, как все предметы проверены, взрослый жестом и словом фиксирует выделенное свойство: шарики катятся, кубики не катятся.

2. Игра «Опусти игрушку в свой домик»

Цель: вызывать интерес к свойству предметов ок­ружающего мира, к овладению практическим спосо­бом выявления свойства этих предметов.

Оборудование: две коробки: одна — с круглой прорезью, вторая - с квадратной прорезью, шарики и кубики одного цвета и размера находятся на под­носе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком обе ко­робки, берет шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит, не такая, надо в другую». По­том подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик». Затем взрослый пред­лагает ребенку по очереди опускать предметы в про-рези, каждый раз обращая его внимание на соответ­ствие формы прорези и формы предмета. По окончании игры взрослый достает из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойст-во: «Здесь все такие, круглые, шарики. А здесь — не такие, здесь — кубики».


3. Игра «Спрячь игрушку»

Цель: вызывать интерес к свойству предметов ок-ружающего мира, к овладению практическим спосо­бом выявления свойства этих предметов.

Оборудование: две коробки: одна — круглой фор мы с соответствующей крышкой, имеющей «ручку», другая - квадратной формы также с «ручкой». Ша­рик и кубик находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две ко­робки, опускает в круглую шарик, в квадратную — кубик и предлагает ребенку спрятать (зарыть коробки крышками). При этом обращается внимание на взя­тие ребенком крышки за ручку тремя пальцами (ще­потью). При затруднениях взрослый показывает и комментирует способ действия: «Круглую коробочку надо закрывать такой, круглой крышкой. А эту коро­бочку — другой, не такой, не круглой крышкой».

4. Игра «Почтовый ящик»

Цель: развивать зрительную ориентировку на фор­му предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (квад­ратной и круглой), шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком короб­ку с прорезями, обращает внимание на форму проре­зей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные формы в разные прорези, пользуясь методом проб, и комментирует действия. В дальней-


предлагает ребенку самостоятельно опускать ку­бики и шарики.

5. Игра «Собери пирамидки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на фор­му предметов.

Оборудование: две подставки с вертикально распо­ложенными стержнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком под­ставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Взрослый обращает внимание ребенка: «Тут все та­кие — круглые, шарики. А здесь, указывая на дру­гую подставку, не такие — кубики».

6. Игра «Поймай шарики»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, развивать зрительную ориенти­ровку на форму предметов.

Оборудование: таз с водой, шарики и кубики одно­го цвета и размера находятся на подносе, пустой ма­ленький тазик.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком таз с водой, совместно с ребенком опускает в него шарики и кубики и предлагает выловить сачком только ша-рики: «Поймай только такие (показывает шарик), поймай шарик». После того, как ребенок достанет шарик, он кладет его в пустой маленький тазик. По окончании игры взрослый обобщает действие: «Здесь все такие — шарики, а в воде остались не такие — кубики».


7. Игра «Построй башню»

Цель: развивать зрительную ориентировку на фор­му предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб), вызывать интерес у детей к свойству предметов окружающего мира.

Оборудование: шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку построить башню, обращает внимание на предметы, находящие­ся на подносе: «Бери все такие (показывая кубик), кубики, и строй башню». При затруднениях взрослый действует совместно с ребенком. По окончании взрос­лый обобщает: «Башню построили из кубиков. Здесь остались только шарики».

8. Игра «Прокати шарик через ворота»

Цель: закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Оборудование: шарик и кубик одного размера и одного цвета, ворота.

Ход игры: взрослый и ребенок сидят напротив друг друга. Перед ними лежат шарик и кубик. Взрослый предлагает ребенку катить шарик к нему через ворота. В случаях затруднения взрослый пере­ходит к совместным действиям с ребенком. После чего ребенку предлагается выполнить задание само­стоятельно.

9. Игра «Волшебный мешочек»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим спо­собом выявления свойств этих предметов.

 


Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.

Ход игры. Вариант 1: взрослый показывает мешо­чек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и ку­бик. Взрослый показывает второй кубик и дает ре­бенку его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же, кубик». Задание повторяется с шариком.

Вариант 2: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Ребе­нок держит руки за спиной, взрослый кладет ему второй кубик, просит потрогать и запомнить, что в руке. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же, кубик». Задание повторяется с шариком.

10. Игра «Разложи»

Цель: развивать зрительную ориентировку на фор­му предметов.

Оборудование: две пустых коробки, коробка с ша­риками и кубиками одного цвета и размера.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком пустые коробки и просит разложить: в одну — шарики, та­кие (показывая предмет), в другую — кубики (пока­зывая, соответственно, кубик).

При затруднениях взрослый соотносит шарик с Шариком, кубик с кубиком, фиксируя «такой — не такой». По окончании игры взрослый обобщает: «Здесь — все шарики, а тут — все кубики».


 



Развитие ориентировки на величину

(зрительное и тактильно-двигательное восприятие)

1. Игра «Брось шарик»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим спо­собом действия с ними, формировать ориентировку на свойство — величину.

Оборудование: бассейн (таз с водой), пластмассо­вые шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры: взрослый показывает ребенку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шари­ков), оценивая результат действий ребенка способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня, ты взял большой шарик». После этого взрослый бросает его б бассейн и говорит: «Брось свой шарик». По оконча­нии игры обобщает: «В бассейне все такие, большие шарики»

2. Игра «Спрячь шарик в ладошку»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом действия с ними, ориентировку на свойство — величину.

Оборудование: шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры: взрослый берет большой шарик, пока зывает ребенку и говорит: «Спрятать в ладошку не удается, он большой, его видно. Надо взять другой, такой (показывает маленький). А этот спрятали. Найди такой же, спрячь его в ладошку. Какой там у тебя шарик?» По окончании игры взрослый обобщает: 54


«Такой, маленький, шарик можно спрятать в ладош­ку, большой — не спрячешь».

3. Игра «Спрячь мячик в коробочку»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим спо­собом выявления свойства этих предметов.

Оборудование: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры: взрослый дает ребенку один из мячиков и предлагает спрятать в коробочку: закрыть ее подхо­дящей крышкой. В случаях затруднения взрослый берет большой мячик, практически показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик боль­шой, а коробочка маленькая. Сюда не подходит. Да­вай спрячем его в большую коробочку».

4. Игра «Почтовый ящик»

Цель: развивать зрительную ориентировку на ве­личину предметов, формировать практические спосо­бы ориентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (боль­шое и маленькое круглое отверстие), шарики одного Цвета и двух размеров находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на размер проре­зей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные по величине шарики в разные проре-зи пользуясь методом проб, и комментирует дейст-вия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятель-


но опускать шарики. По итогам игры обобщает: «В большую дырочку опускали большие шарики, в ма­ленькую — маленькие».

5. Игра «Разложи шарики в корзинки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на ве­личину предметов, формировать практические спосо­бы ориентировки (метод проб).

Оборудование: две больших и две маленьких кор­зинки — вкладыши одного цвета; два больших и два маленьких шарика.

Ход игры: взрослый расставляет перед ребенком корзинки и предлагает разложить в них шарики. При затруднении взрослый показывает и комментирует: «Большой шарик кладем в большую корзинку, а ма­ленький шарик — в маленькую корзинку». Взрослый предоставляет возможность ребенку самому разло­жить шарики в соответствующие корзинки. После практических действий взрослый обобщает: «Пра­вильно ты разложил: в маленькую корзинку — ма­ленький шарик, а в большую — большой шарик».

6. Игра «Матрешка»

Цель: развивать зрительную ориентировку на ве­личину предметов, формировать практические спо­собы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: двухместная матрешка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как «идет» к нему матрешка: «Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее, посмотри, что там внутри у нее». При затруднениях взрослый помогает ребенку от-


крыть матрешку и говорит: «Вот, там есть еще ма­ленькая, возьми ее. Покажи, как она идет. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это действие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры взрослый обобщает способ действия: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку».

7. Игра «Вставь яблочки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на ве­личину предметов, формировать практические спосо­бы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: деревянная доска с тремя прорезя­ми, в прорезях находятся яблочки.

Ход игры: взрослый показывает ребенку доску, об­ращает его внимание на яблочки и говорит: «Возьми себе яблочки, вынимай их». После чего взрослый об­ращает внимание ребенка, что на доске остались про­рези (дырочки), предлагает ему вставить яблочки в свои дырочки. При затруднениях используются со­вместные действия. Взрослый показывает ребенку, как пользоваться методом проб: «Сюда не подходит, яблочко — большое, а прорезь (дырочка) — малень­кая, надо искать большую. Сюда вставили яблочко, Дырочка и яблочко большие».

8. Игра «Пирамидки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на ве­личину предметов, формировать практические спосо­бы ориентировки, учить пользоваться методом нало­жения.


Оборудование: две пирамидки одна с маленькими колечками, другая — с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две пи­рамидки и предлагает ребенку снять колечки с пира­мидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, по­казывает ребенку, что колечки крутятся. После этого взрослый берет стержень большой пирамидки и гово­рит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие ко­лечки». Помогает ребенку выбирать все большие ко­лечки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на большое коль­цо: «Видишь, разные колечки, надо найти такое же, большое колечко», затем предлагается надевать ма­ленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь — все большие, а здесь — ма­ленькие колечки».

9. Игра «Построй башни»

Цель: развивать зрительную ориентировку на ве­личину предметов, формировать практические спосо­бы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: набор кубиков одного цвета, двух размеров.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком набор кубиков и предлагает построить башни: «Будем стро­ить башни. Вначале из таких, больших кубиков». Взрослый берет один большой кубик и ставит его перед ребенком: «Бери все такие и ставь на этот


 


кубик». При затруднениях взрослый обращает вни­мание ребенка на то, что если маленький сюда поста­вить, то башня падает. После того как ребенок по­строит башню из больших кубиков, все кубики снова кладутся перед ребенком: «Теперь будем строить башню из маленьких кубиков». В конце игры взрос­лый обращает внимание ребенка на то, что из боль­ших кубиков получается большая башня, а из ма­леньких — маленькая.

10. Игра «Брось мяч в корзину»

Цель: развивать зрительную ориентировку на ве­личину предметов, учить выделять по слову — боль­шой, маленький.

Оборудование: мячи одного цвета, двух размеров, корзина.

Ход игры: взрослый ставит недалеко от ребенка корзину и набор мячей, предлагает ему бросать мячи в корзину: «Бери такой, как у меня, большой, бросай! Теперь снова бери большой, бросай». Взрослый обоб­щает: «В корзине — только большие мячи, а здесь — маленькие». Затем ребенку предлагают выбирать и бросать только маленькие мячи.


 

Развитие ориентировки на цвет (зрительное восприятие)

1. Игра «Посади бабочку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет Предметов методом сличения (такой — не такой).

Оборудование: два картонных круга («полянки») Двух цветов — желтого и красного, бабочки только


одного цвета (желтого или красного) и одинакового размера.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «по­лянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это — ее домик». Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: «Это — не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (приклады­вая к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того, как задание выполне­но, взрослый обобщает: «Полянка — желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета».

2. Игра «Закрой окошко»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой> — не такой).

Оборудование: два картонных домика разного цвета с вырезанными окошками, в середине кото­рых изображены зайчики (птички и т.д.), окошки соответствующих цветов одинаковой формы и вели­чины.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «доми­ки», привлекая внимание ребенка к зайчикам, и предлагает спрятать от лисы: «Спрячь зайчиков, что­бы лиса их не увидела, не напугала». Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, взрослый обращает его внимание, что окошко не та­кого цвета как домик. «Лиса может догадаться, что там зайчик. Найди окошко такого же цвета, как до­мик». В конце игры взрослый фиксирует результат: «Красное окошко — для красного домика, желтое i окошко — для желтого домика».

k


3. Игра «Перевези кубики»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Оборудование: две машины двух цветов - желтого и красного, кубики соответствующего цвета и одина­кового размера.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком маши­ны и говорит, что в них надо положить кубики и пе­ревезти их на стройку. «В красную машину надо класть красные кубики». В конце игры взрослый обобщает: «Красная машина везет красные кубики, а желтая машина — желтые кубики».

4. Игра «Дорожки для неваляшек»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Оборудование: мозаика двух цветов (желтого и красного), две неваляшки (желтого и красного цвета).

Ход игры: взрослый просит ребенка выложить до­рожку для желтой неваляшки, а затем — для крас­ной, пользуясь методом сличения. Затем дорожки обыгрываются: желтая неваляшка идет по желтой дорожке, красная — по красной дорожке.

5. Игра «Цветные горки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Оборудование: деревянная цветная горка с наде­тыми цветными шариками двух цветов (желтыми и Красными).

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком цвет­ную горку и предлагает снять с нее все шарики. За-


тем просит ребенка надеть шарики на стержни (пред­лагается надевать шарики на один стержень одного цвета, а на другой стержень — другого цвета). В кон­це игры взрослый называет цвет шариков на каждом стержне.

6. Игра «Накорми куклу»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).

Оборудование: две куклы, одетые в разные платья (красное и желтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на кукол, которые пришли к нему в гости. «Куклы хо­тят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай куклам свои чашки». То же самое взрослый просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднениях взрослый использует ме­тод сличения (такая — не такая).

7. Игра «Построй домики»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Оборудование: два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый строит домики, затем говорит ребенку: «Смотри, какие получились домики. Вдруг налетел ветер (взрослый дует на дома и убирает кры­ши). Помоги, построй такие же домики». При за-1 труднениях взрослый показывает, как молено исполь­зовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами взрослого: «У этого домик*


такая же крыша, как домик (называется цвет), а у этого домика — другая крыша, не такая (называется цвет)».

8. Игра «Подбери ленточку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Оборудование: два воздушных шарика разного цвета, две ленточки соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый надувает один из шариков и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как шарик. Если ребенок дает подходящую ленточку, взрослый ее завязывает и говорит: «Правильно, ты дал такую же ленточку, как шарик (при этом называ­ется цвет)». В противном случае взрослый приклады­вает ленточку к шарику и говорит: «Ленточка не та­кого цвета, как шарик, дай другую».

9. Игра «Дорисуй ниточку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов, фломастеры соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый показывает круги и говорит: «Вот шарики, они могут улететь, их надо привязать. Помоги, нарисуй ниточки к шарикам. Шарики разно­го цвета, каждому шарику надо нарисовать свою ни­точку, возьми подходящий по цвету фломастер. Смотри внимательно, возьми такой же фломастер, Как этот шарик» и т.д.


10. Игра «Построй дорожку из кирпичиков»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Оборудование: кирпичики двух цветов, два игру­шечных мишки.

Ход игры: взрослый показывает ребенку мишек и предлагает построить для каждого свою дорожку, об­ращая при этом внимание на цвет кирпичиков: «Для этого мишки надо построить такую дорожку (показы­вается кирпичик и называется цвет), а для этого мишки — дорожку другого цвета, такую как этот кирпичик». По окончании дорожки обыгрываются и называется их цвет.

Развитие ориентировки на количество (зрительное, тактильно-двигательное, слуховое восприятие)

1. Игра «Заполни кувшин»

Цель: развивать ориентировку на количественный признак (много — мало).

Оборудование: два пустых прозрачных кувшина, фасоль в мешочке, кружка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку как наби­рать кружкой фасоль и пересыпать ее в кувшин. Ко­гда ребенок заполнит первый кувшин, взрослый гово­рит: «Здесь много фасоли». Остальную фасоль предлагается ребенку насыпать в другой кувшин. Взрослый обращает внимание: «Посмотри, как здесь мало. Больше нет. Сколько здесь? Ма-а-а-ло (сопро­вождает жестом). А там сколько? Мно-о-о-го (сопро-: вождается также жестом)».


2. Игра «Собери шишки»

Цель: развивать ориентировку на количественный признак (много — мало).

Оборудование: две корзинки, шишки.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на разбросанные на полу шишки и просит помочь ему собрать их. И у взрослого, и у ребенка находятся кор­зинки. Взрослый кладет к себе 2—3 шишки, давая возможность ребенку собрать остальные. В конце иг­ры взрослый хвалит ребенка: «Молодец, ты собрал мно-о-о-го шишек (сопровождая жестом), а у меня по­смотри сколько? Ма-а-а-ло».

3. Игра «Посади елочки»

Цель: развивать ориентировку на количественный признак (много — мало).

Оборудование: дидактическая игра «Посади елоч­ки» (две деревянных подставки, на них укреплены стержни с елочками), 2 подноса.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком под­ставку и предлагает снять елочки со стержня, обра­щая внимание ребенка на то, что елочки надо класть на поднос. Взрослый берет себе 2—3 елочки, а ос­тальные кладет ребенок. Далее ребенку предлагается надеть елочки на стержни. Взрослый спрашивает: «Сколько у тебя елочек? Много. Посмотри, а у меня сколько? Мало».

4. Игра «Набери воды»

Цель: развивать ориентировку на количественный Признак (много — мало).


 



Оборудование: два ведерка одинаковой величины, таз с водой, кружка.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку напол­нить ведерки водой с помощью кружки, чтобы за­полнить бассейн. Первое ведерко наливается пол­ным, а оставшуюся воду ребенок наливает во второе ведро (воды должно быть намного меньше, чем в первом). Ребенок несет к бассейну полное ведро, а взрослый обобщает: «У тебя тяжелое ведро, здесь мно-о-о-го воды. А теперь возьми другое ведерко, по­смотри, сколько там воды. Тут мало. Выливай воду в бассейн. В бассейне много воды». Задание можно по­вторить два раза.

5. Игра «Посади цветы»

Цель: учить образовывать множества из отдельных предметов.

Оборудование: напольный коврик с прикреплен­ными в разных местах «липучками» (одна из частей липкой ленты); цветы, в основании которых имеется вторая часть липкой ленты.

Ход игры: взрослый обращает внимание на коврик, говорит, что это — полянка, на которую надо поса­дить цветы. Он дает ребенка цветок и просит «поса­дить» его на полянку, указывая жестом на место прикрепления. Далее продолжает: «Вот еще цветочек, посади. Еще цветочек» и т.д. В конце обобщается ре­зультат: «Вот как много цветов».

6. Игра «Налей воды в аквариум»

Цель: учить образовывать множества из непрерыв­ных веществ.


Оборудование: аквариум, игрушечные рыбки, кружки, таз с водой.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку набирать воду кружкой из таза и выливать в аквариум. После каждой вылитой кружки воды взрослый обращает внимание ребенка: «Еще кружка воды, еще кружка воды. Стало много воды в аквариуме».

7. Игра «Возьми воздушный шарик»

Цель: учить выделять отдельные предметы из множества (группы предметов).

Оборудование: пять надутых воздушных шаров с ленточками.

Ход игры: взрослый показывает ребенку много воздушных шаров, показывает, как с ними можно играть (подбрасывать, ловить, махать и т.д.). Затем взрослый просит ребенка взять один шарик и поиг­рать с ним, обращает внимание: «Ты взял один ша­рик, и я взял один шарик».

8. Игра «Попади в корзину»

Цель: развивать ориентировку н






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.