Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения






Группа детей с нарушенным зрением неоднородна, диапазон различий вновь достаточно велик.

Международная классификация клинических болезней 10 пересмотра (МКБ-10) выделяет детей со следующими нарушениями зрения:

Н54.2 Пониженное зрение обоих глаз (МКБ–10);

H54.0 Слепота обоих глаз (МКБ–10);

H54.4 Слепота одного глаза (МКБ–10);

H54.5 Пониженное зрение одного глаза (МКБ–10).

Отечественные специалисты выделяют три группы детей с нарушенным зрением:

слепые; слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией.

Согласно последней уточненной педагогической типологии детей с нарушениями зрения В.З. Денискиной, выделяются три группы с учетом остроты зрения, особенностей нарушения других зрительных функций, а также возможностей использования ребенком имеющегося зрения при ориентировке в пространстве и в познавательной деятельности. В связи с этим СФГОС должен обеспечить всем группам детей с нарушенным зрением необходимый каждой из них вариант организации доступной среды, но главное - необходимое многообразие образовательных маршрутов и специальной поддержки.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕННОГО ЗРЕНИЯ

 

Слепые дети Слабовидящие дети С косоглазием и амблиопией
I. Слепые дети II. Слабовидящие дети III. Дети с пониженным зрением.
острота зрения от 0 (0%) до 0, 04 (4%) острота зрения от 0, 05 (5%) до 0, 4 (40%) острота зрения от 0, 5 (50%) до 0, 8 (80%)

 

В той же классификации (усовершенствованной) мы предложили слепых детей, имеющих остаточное зрение, делить на следующие группы:

1) слепые со светоощущением. Эти дети видят только свет, т. е. отличают свет от тьмы. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет;

2) слепые, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, т. е. они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета;

3) слепые, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0, 005 до 0, 009). При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры и/или силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0, 005 или «движения руки перед лицом»;

4) слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. В этой группе слепых острота зрения варьируется в пределах 0, 01–0, 04 (на лучше видящем глазу с коррекцией).

ВТОРИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ
Нарушение зрительных функций влечет за собой снижение скорости, точности, а также дифференцированности зрительного восприятия. Дети с тотальной слепотой вообще не могут получать никакой зрительной информации. Отсутствие или ограниченность зрительного восприятия вызывает трудности в овладении сенсорными эталонами, что обуславливает возникновение трудностей в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения и других признаков предметов. Отсюда нарушение зрения сказывается на снижении запаса конкретных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающего мира (снег, туман, иней, радуга и т.п.) и т.д., чем у детей с нормальным зрением.
Зрительная недостаточность, обедняя чувственный опыт, в свою очередь, приводит к вербализму Вербализм – использование слов без опоры на конкретные представления и понятия. Вербализм в процессе обучения – преобладание словесного способа сообщения знаний Под вербализмом понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Поэтому хорошая речь детей с нарушением зрения еще не является показателем действительно хорошего развития, соответствующего возрастной норме
Невозможность или большие трудности в овладении предметно-практическими действиями по подражанию. Затруднена или отсутствует возможность овладения предметно-практическим действием по подражанию. Как следствие – слабая моторика пальцев рук, трудность в скоординированных движениях рук, самообслуживание – выполнение различных предметно-практических действий социально-бытового назначения. По подражанию у зрячих формируется мимика, пантомимика (неречевые средства общения), выразительные движения тела (позы, жесты…)
Трудности ориентировки в пространстве и формирования пространственных образов. Как следствие – снижение мобильности, отставания в физическом развитии, угловатость движений, их непластичность, плохая координация движений рук и ног, нарушения осанки, стереотипные движения и др. из-за недостатка движения.
Дефицит зрительных впечатлений отрицательно сказывается на формировании у всех подкатегорий детей с нарушением зрения навыков общения. Дети не видят партнера по общению, сверстники не принимают их в коллективные игры, т.к. зрительная недостаточность делает их менее успешными в практической деятельности (особенно в подвижных играх – соревнованиях. Утрату зрения можно компенсировать ЗУНы (у слепых не ЗУНы, а представления образов, действий и компетенций). нарушения зрения обуславливают значительную специфику процесса формирования у них познавательной деятельности, навыков самообслуживания, пространственных представлений, способов получения и переработки информациии т.д. и т.п. Зрительное восприятие в условиях дефектного зрения характеризуется недостаточной дифференцированностью, фрагментарностью, замедленностью. Поэтому для компенсации недостающей зрительной информации у детей с нарушением зрения необходимо развивать функциональные возможности сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, органа вкуса), развивать восприятие с помощью нарушенного зрения (конечно, если оно имеется), развивать память и логическое мышление, особенно, умение сравнивать, анализировать и обобщать. При определении реабилитационного потенциала ребенка с нарушением зрения необходимо учитывать такие факторы, как течение заболевания органа зрения, тяжесть нарушения зрительных функций (остроты, поля и характера зрения, световой и темновой адаптации, цветового зрения и др.), время утраты или снижения зрения, отношение к ребенку в семье (игнорирование дефекта и его последствий, гиперопека ребенка и др.), интеллектуальные способности ребенка, характер и тяжесть вторичных отклонений в развитии и др.
ВЫВОД
глубокое нарушение зрения не является непреодолимым препятствием для формирования всесторонне развитой личности

Проезд: ст.метро «Третьяковская», из метро направо до первого светофора, опять направо по ул. Пятницкой до магазина «Трио» (около 10 минут пешком), еще немного вперед и с правой стороны Вы увидите ярко-желтый

3-х этажный особняк; перед ним в арку к 5-ти этажному светлому зданию школы № 532, 1-й этаж, кааб.102.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.