Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Тушнова






Вот говорят: Россия... Реченьки да березки... А я твои руки вижу, узловатые руки, жесткие. Руки, от стирки сморщенные, слезами горькими смоченные, качавшие, пеленавшие, на победу благословлявшие. Вижу пальцы твои сведенные, — все заботы твои счастливые, все труды твои обыденные, все потери неисчислимые... Отдохнуть бы, да нет привычки на коленях лежать им праздно... Я куплю тебе рукавички, хочешь — синие, хочешь — красные? Не говори «не надо», — мол, на что красота старухе? Я на сердце согреть бы рада натруженные твои руки. Как спасенье свое держу их, волнения не осиля. Добрые твои руки, прекрасные твои руки, матерь моя, Россия!

Война ужасна, это самое страшное, что может быть в жизни. Она несёт страдания людям, потери от войн громадны. К примеру, вторая мировая война закончилась 60 с лишним лет назад, но историки до сих пор не могут подсчитатьлюдские потери: 15 лет назад считалос, что они составляли 50миллионов, теперь - более 70. Потери от военных действий и вызванных ими голода и эпидемий в Азии, видимо, не будут подсчитаны никогда. А наша страна потеряла 27 миллионов человек. Это цифры, а сколько за ними человеческого горя!

Понять, что несёт человечеству война, помогают книги. Л. Н. Толстой в «Войне и мире» даёт свою оценку этому ужасному явлению. По его мнению, " война – это забава праздных и легкомысленных людей". Он подчеркивает бессмысленность жестокости войны, несущий смерть и человеческие страдания. Свою точку зрения писатель раскрывает в романе разными приемами, например, через мысли любимых героев. Князь Андрей под небом Аустерлица разочаровывается в своих прежних мечтаниях о славе, власти, о " своем Тулоне" (даже Наполеон, его кумир, кажется князю Болконскому теперь маленьким и ничтожным). Он говорит о войне: «Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями». Немаловажную роль в понимании авторской позиции относительно войны играет сопоставления светлой лесной природы и безумия убивающих друг друга людей. Невольно перед нашими глазами предстает панорама Бородинского поля: сначала Толстой рисует прекрасный русский пейзаж. Но вот это чудеснейшая картина природы сменяется страшным видом сражения, и все поля покрываются " мглой сырости и дыма", запахом " странной кислоты селитры и крови".

Страшен рассказ самого Л. Андреева, отрывок из которого мы анализируем. «Красный смех» — остро эмоциональный отклик на русско-японскую войну. В первой части дано описание ужасов войны, во второй — безумие и ужас, охватившие тыл. Рассказ и открывается этими словами: «…безумие и ужас». И все в нем окрашено в красный цвет крови, ужаса, смерти. Писатель изображает войну как абсолютную бессмысленность. На фронте сходят с ума оттого, что видят ужасы, в тылу—оттого, что думают о них. Если там убивают, думают герои рассказа, то это может прийти и сюда. Война входит в привычку.

Мы часто утешаем себя тем, что живём в мирное время, но это не так. То тут, то там вспыхивают локальные войны, поднимает голову терроризм, существует угроза новой войны. Каждый здравомыслящий человек должен помнить, что война противоестественна, безнравственна. Вспомним, как писал Толстой, рисуя картины Бородинской битвы: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: " Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете? " Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: " Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше! "

Женщина и война 1. Д.А. Гранин «Клавдия Вилор».Судьба этой женщины трагична. В апреле 1942 года Клавдия Денисовна добровольно пошла в армию, преподавала в пехотном училище. Когда курсантов послали на фронт, Вилор стала политруком роты. Наравне с мужчинами участвовала в боях, поддерживала боевой дух солдат. Соединение, в котором воевала Клавдия Вилор, попало в окружение. Вместе со всеми она испытала горечь и муки плена, но не согнулась, бежала из концлагеря, добралась до своих. Клавдия Денисовна принадлежала к поколению, которое приняло на себя главную тяжесть войны. «Это были исполненные веры люди, - пишет Д. Гранин, - не знающие сомнения, и, может, именно эти качества, вместе взятые, помогли нам… довести войну до победы». 2. Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо». Удивительную книгу написала Светлана Алексиевич – документальную повесть «У войны не женское лицо». В этом произведении, как живые, зазвучали голоса фронтовичек, подпольщиц, партизанок. Листаешь страницы книги и вместе с автором идешь «обожженными километрами чужой боли и памяти». Но боль не чужая, а словно моя. Женщина знает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы. Однако на самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала раненных, а и стреляла, бомбила, подрывала мосты. «Не женская эта доля – убивать», - скажет одна из героинь повести. Потому страшно им было, они и не скрывают. «Никому не поверю, если скажет, что страшно не было», - вспоминает О.Я. Омельченко, санинструктор стрелковой роты. Когда читала её рассказ о рукопашном бое, стало не по себе: «В рукопашной была … Это ужас. Человек таким делается … это не для человека… Бьют, колют штыком в живот, в глаз, душат за горло друг друга. Вой стоит, крик, стон…» Поражает стойкость, мужество наших женщин, сумевших побороть страх, выстоявших в нечеловеческих условиях военной страды. Мы привыкли говорить о героизме, о подвигах. А мне запомнились страницы, где рядовая прачка М.С. Детко поведала о своих военных буднях: «Мы одевали солдат, обстирывали, обглаживали – вот какое наше геройство». А разве не геройство? Через всю войну стирала. Бельё привезут. Оно такое заношенное, черное, завшивленное. Халаты белые … в крови, не белые, а красные. Слезами отмываешь и слезами полощешь. И горы, горы этого белья…» Листаю книгу Алексиевич дальше. Л.С. Масаковская, в войну рядовая, повар, удивленно и растерянно рассказала автору повести: «Я не стреляла. Кашу солдатам варила, солдатский суп. Разве я воевала? Тягала котлы, баки. Тяжёлые – тяжёлые … Санинструкторы, снайперы, прачки, повара – все они приближали, как могли, День Победы. 3. В. Закруткин «Матерь человеческая».Это повесть о сложной судьбе русской женщины Марии. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку, мужа и сына Марии, повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка. Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: " Мама! Мама! " И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене. Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей ее земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славу. И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, ее сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор. Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира… Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, превосходному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода людского.   4.Роберт Рождественский. Баллада о зенитчицах
Как разглядеть за днями след нечёткий? Хочу приблизить к сердцу этот след... На батарее были сплошь – девчонки. А старшей было восемнадцать лет. Лихая чёлка над прищуром хитрым, бравурное презрение к войне... В то утро танки вышли прямо к Химкам. Те самые. С крестами на броне.   И старшая, действительно старея, как от кошмара заслонясь рукой, скомандовала тонко: - Батарея-а-а! (Ой мамочка!.. Ой родная!..) Огонь! – И – залп! И тут они заголосили, девчоночки. Запричитали всласть. Как будто бы вся бабья боль России в девчонках этих вдруг отозвалась. ружилось небо – снежное, рябое. Был ветер обжигающе горяч. Былинный плач висел над полем боя, он был слышней разрывов, этот плач! Ему – протяжному – земля внимала, остановясь на смертном рубеже. - Ой, мамочка!.. - Ой, страшно мне!.. - Ой, мама!.. – И снова: - Батарея-а-а! – И уже пред ними, посреди земного шара, левее безымянного бугра горели неправдоподобно жарко четыре чёрных танковых костра. Раскатывалось эхо над полями, бой медленною кровью истекал... Зенитчицы кричали и стреляли, размазывая слёзы по щекам. И падали. И поднимались снова. Впервые защищая наяву и честь свою (в буквальном смысле слова!). И Родину. И маму. И Москву. Весенние пружинящие ветки. Торжественность венчального стола. Неслышанное: «Ты моя – навеки!..» Несказанное: «Я тебя ждала...» И губы мужа. И его ладони. Смешное бормотание во сне. И то, чтоб закричать в родильном доме: «Ой, мамочка! Ой, мама, страшно мне!!» И ласточку. И дождик над Арбатом. И ощущенье полной тишины... ...Пришло к ним это после. В сорок пятом. Конечно, к тем, кто сам пришёл с войны.
Проблема выбора профессии. 1. Ю. Герман «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек». В первом романе автор показал тревожные предвоенные годы, рассказал о юности главного героя Владимира Устименко, о выборе им своего пути. Владимир был таким человеком, для которого медицина стояла первом плане, на первом месте среди других наук. Для него, кроме «дела, которому он служил», больше ничего не существовало. Без медицины его жизнь была бы скучна и бессмысленна. Начиналось всё это ещё в детстве. Володя впервые начал овладевать знаниями по медицине. Изучал биологию, химию, коллекционировал анатомические атласы, а однажды пытался купить в магазине скелет человека. В его комнате висела картина Рембрандта «Урок анатомии». В романе “Дорогой мой человек” читатель встречается на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны с уже взрослым Владимиром Устименко, кристально чистым, честным человеком, молодым врачом по призванию, Врачом с большой буквы. Бескорыстие этого человека просто поражает современного читателя. Владимир посвящает свою жизнь служению людям. Он творит добро, ничего не требуя взамен. Его сердце наполнено любовью и преданностью. Володины товарищи ценят и уважают его за эти замечательные качества. Они тянутся к нему, как цвет к солнцу. Они нуждаются в его помощи, поддержке, да просто в добром слове. И он счастлив. Счастлив от того, что живет среди людей, от того, что он нужен! 2. Вениамин Каверин. «Два капитана».С детских лет Саня Григорьев мечтал стать лётчиком, чтобы раскрыть тайну гибели капитана Татаринова, О том, каким нелёгким был путь к осуществлении желаний рассказывает эта книга. 3. Вениамин Каверин. «Открытая книга».Роман рассказывает о молодом ученом Татьяне Власенковой, работающей в области микробиологии. Писатель прослеживает нелегкий, но мужественный путь героини в профессию, к научному открытию, которое оказало глубокое влияние на развитие медицинской науки. Становление характера, судьба женщины-ученого дает плодотворный материал для осмысления современной молодежью жизненных идеалов.
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от эко­логической катастрофы? 1. В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти. Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому “вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит...”, конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится “перейти на новую жизнь”. Безусловно, то, что жизнь — это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые. 2. М. Булгаков. «Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу! В современной публицистике много статей, посященных проблемам клонирования. Моё внимание привлекла статья известного журналиста Игоря Чегиса под названием «Бог и клонирование человека». В ней он проводит мысль, что клонирование людей – своеобразная защитная мера против современной духовной деградации человека. Он предупреждает, что при клонировании человека нужно руководствоваться основной целью - нравственным совершенствованием, преодолением синдрома антропологического кризиса. Какой вывод сделал я, размышляя над статьёй И. Захарова. Сегодня человечество стоит на распутье: надо ли продолжать работы по клонированию или прекратить исследования. Но прогресса не остановить, поэтому при решении вопросов, связанных с любым вмешательством в природу, в естнственное развитие человека надо быть очень осторожным. 3. Писатель- фантаст А. Беляев в романе «Голова профессора Доуэля»повествует том, что плоды научной мысли в руках самонадеянных и несознательных людей становятся сущим бедствием для всего рода человеческого. Автор вместе с тем убеждает читателя, что зло не останется безнаказанным. 4. Известный французский писатель Ковелер Д. в документальной книге «Клонировать Христа?» рассказывает, как вчерашняя научная фантастика сегодня становится реальностью. к «улучшению» человеческих генов, так как нет критериев «идеального человека».  
  5. Светлана Геннадиевна Зубанова. «Этика». Что касается клонирования человека, то здесь возник сразу вопрос этического характера. Проблема эта широко обсуждается общественностью. Часто выдвигаются следующие аргументы против клонирования. 1. Становление человека как личности обусловливается не столько биологической наследственностью, сколько семейной, социальной и культурной средой. И практически все религиозные традиции указывают на то, что рождение человека, появление его на свет определяется Богом, и зачатие должно происходить естественным путем! А что, если недобросовестные люди захотят клонировать себя? Что тогда будет? 2. Люди не имеют морального права создавать копии себе подобных. К каждому родившемуся ребенку необходимо относиться как к личности, а не копии другого человека! 3. Человек при клонировании является товаром, торговля людьми – криминальная сфера. 4. Непозволительно лишать любого человека жизни, следует ввести запрет на эксперименты с человеческими зародышами. 5. Ученые не должны стремиться 6. Зачем лишать природу генетического многообразия? 7. Вдруг клон, копия окажется уродом? Выдвигаются также и положительные аспекты клонирования. 1. Терапевтическое клонирование приводит к образованию стволовых клеток зародыша, которые идентичны клеткам донора. Их можно использовать при лечении многих заболеваний. 2. Репродуктивное клонирование создает клон донора. Это может помочь бесплодным парам родить ребенка – копию одного из родителей. 3. Произведение на свет детей с запланированным генотипом позволит множить гениальных людей в лабораторных условиях. Сегодня человечество стоит на распутье: надо ли продолжать работы по клонированию или прекратить исследования. 6. Член-корреспондент РАН И. Захаров.«РОЖАТЬ НЕЛЬЗЯ КЛОНИРОВАТЬ».После успешных экспериментов с млекопитающими клонирование человека, видимо, лишь вопрос времени. Американские ученые заявляют, что готовы приступить к опытам с участием добровольцев - бездетных супружеских пар. Тем не менее в обществе продолжается бурное обсуждение научных, этических и юридических вопросов, связанных с возможным клонированием человека. Одни требуют полностью запретить любые вмешательства на генетическом уровне, другие с нетерпением ждут дальнейших успехов. Проблему анализирует член-корреспондент РАН Илья Артемьевич Захаров, заместитель директора Института общей генетики им. Н. И. Вавилова Российской академии наук. Автор статьи отслеживает историю вопроса. В 2001 году стали известны результаты «прочтения» генома человека, с этого и начались исследования. а с ними и споры о «генетически модифицированных» детях. Захаров даёт определение понятия «клон», отмечает, что клонирование человека – вопрос времени. Для него очень важно, что эта проблема связана с научными, этическими и юридическими вопросами. Для него ключевыми являютяся два момента: во-первых личность человека имеет право на неприкосновенность, во-вторых, будет ли клонированный человек в обществе чувствовать скбя комфортно, вправе ли родители «заказывать» ребёнка с определёнными генами.
  Рассуждая над научными, этическими и юридическими аспектами проблемы клонирования, учёный приводит нас к выводу, что пока вопрос клонирования не может быть решен однозначно, но важно, чтобы при его решении помнили, человеческая личность имеет право на неприкосновенность и что при клонировании нарушается естественный принцип уникальности личности и происхождения каждого человека от двух родителей.
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. 1.В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Ощущение боли, тоски возникает при первом прочтении стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Кажется, слышишь шум улицы с её грохотом, злым смехом. Улица эта бездушна, «льдом обута». Ощущение боли усиливается с падением лошади. Как часто несчастье привлекает какое-то болезненное внимание посторонних. Зеваки с Кузнецкого моста не испытывают сочувствия к упавшей лошади, смеются. И только поэт обращается к животному с добрыми словами, жалеет её Это стихотворение не только об одиночестве в толпе, о невозможности сочувствия, призыв к доброте ко всему живому. 2. К. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо». «Белый Бим Чёрное ухо» - это книга не просто о верном и до конца жизни преданном сеттере Биме, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы. Биам, оставшись без хозяина, бросается искать его, встречая на своём пути добрых и злых, расчётливых и бескорыстных людей. Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона, в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб… Совершенно безнаказанно, ни за что… 3. С. Есенин, Стихи о животных.Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных " братьев наших меньших". В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в " Песне о Собаке" автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над " хатой" показался ей " одним из ее щенков", она умирает от тоски. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. В стихотворении " Лисица" Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно: Желтый хвост упал в метель пожаром, На губах — как прелая морковь. Пахло инеем и глиняным угаром, А в ощур сочилась тихо кровь. Поэт защищает животных своей любовью. В стихотворении " Собаке Качалова" автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им: Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу...» поэт, подводя итог своей жизни, напишет: Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.
  О преданности животных По материалам «Википедии» В городе Тольятти установлен памятник четвероногому другу человека – собаке. В 1995 году неподалёку от города возле трассы жители стали замечать собоку, овчарку немецкой породы. Пёс всегда находился на одном и том же месте и бросался на проезжающие автомобили. Выяснилось, что летом здесь произошла аврия, молодая пара погибла, девушка сразу, а парня уведи в больницу, где через пару часов он скончался. Чудом выжил только пёс. В народе его прозвали Верный. Собаке построили конуру, его пытались забрать к себе домой, но Верный всегда возвращался на место. Люди кормили собаку, его история стала легендой. В 2002 году Верный умер. Он ждал своего хозяина до последней минуты. Сначала у дороги горожане поставили мемориальный щит, А потом на деньги спонсоров и пожертвования простых людей установили памятник. Псу строили конуру и даже пытались забрать его к себе домой, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Пёс всегда возвращался обратно, с нетерпением ожидая своих хозяев. И в снег и в дождь, в любую погоду и время года он неизменно находился на своём месте.[2] От сочувствующих горожан он принимал только еду. В любую погоду он постоянно ждал и бежал ко всем рядом проезжающим автомобилям. Все, кто ездил по каким-либо делам в «новый» или «старый» город, постоянно видели Константина бегающим у обочины дороги либо спокойно отдыхающим на травке. Горожане очень полюбили Константина и превратили его историю в «живую легенду».   Всем известна история собаки из Японии по кличке Хатико. Он всегда сопровождал хозяина на железнодородную станцию, в три часа дня прибегал туда же, чтобы встретить хозяина. Хозяин умер от инфаркта. Его собаке было тогда всего 18 месяцев. Он ежедневно продолжал ходить на станцию, ожидая хозяина до позднего вечера. Его пытались забрать себе друзья профессора, но Хатико упорно уходил на станцию, а ночевал на крыльце профессорского дома. Так продолжалось 9 лет до самой смерти собаки. История преданного пса стала известна всей Японии после статьи в газете. А это стихотворении о бездушии. Эдуард Асадов СТИХИ О РЫЖЕЙ ДВОРНЯГЕ
Хозяин погладил рукою Лохматую рыжую спину: - Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою, Но все же тебя я покину. Швырнул под скамейку ошейник И скрылся под гулким навесом, Где пестрый людской муравейник Вливался в вагоны экспресса. Собака не взвыла ни разу. И лишь за знакомой спиною Следили два карие глаза С почти человечьей тоскою. Старик у вокзального входа Сказал: - Что? Оставлен, бедняга? Эх, будь ты хорошей породы... А то ведь простая дворняга! Огонь над трубой заметался, Взревел паровоз что есть мочи, На месте, как бык, потоптался И ринулся в непогодь ночи. В вагонах, забыв передряги, Курили, смеялись, дремали... Тут, видно, о рыжей дворняге Не думали, не вспоминали. Не ведал хозяин, что где-то По шпалам, из сил выбиваясь, За красным мелькающим светом Собака бежит задыхаясь! Споткнувшись, кидается снова, В кровь лапы о камни разбиты, Что выпрыгнуть сердце готово Наружу из пасти раскрытой! Не ведал хозяин, что силы Вдруг разом оставили тело, И, стукнувшись лбом о перила, Собака под мост полетела... Труп волны снесли под коряги... Старик! Ты не знаешь природы: Ведь может быть тело дворняги, А сердце - чистейшей породы!
   
   
     
   
   

 

Сострадание ко всему живому на земле 1. Н. С. Лесков. Лев старца Герасима. В этой восточной притче рассказывается о человеке, который был очень богат. Постарев, он понял, что жил неправильно. Долго он решал, как жить ему дальше. По совету одного из мудрых, он раздал всё своё богатство бедным, но всем его имущества не хватило, и его стали укорять за это. Тогда он ушёл в пустыню. Однажды он нашёл раненого ослика среди расиерзанных верблюдов. Он выходил его. Потом он встретил льва, но сытый лев не тронул ни его, ни ослика. Зато зверь пришёл за добычей ночью, но поранился об огаду. Старец вылечил и его и стал жить со всоими зверями. Однажды ночью разбойники украли ослика. Все решили, что его съел лев, тот выглядел понурым и виноватым. Но старик не прогнал льва, он заставил того выполнять работу ослика – возить воду и самого Герасима. Через некоторое время лев пригнал старику караван, в котором был и ослик. Старик вернул разбойникам и караван, и ослика, а сам остался жить со львом, в который раз вылечив его от раны. «я зверя обласкал, а теперь он мне зла и не делает» - так объяснял он то, что хищник живёт с ним. 2. Вячеслав ДЁГТЕВ " Разумные существа».Рассказ о том, как маленький мальчик Егорка и его отец спасали дельфинёнка. Новый русский из прихоти приобрёл дельфиниху с детёнышем. Мать при транспортировке погибла, а дельфинёнок очень скучал, ничего не ел, пока Егорка не приручил его. Но ожнажды компания новых русских, отдыхая на даче, решила попробовать шашлыка из дельфина. Мать Егорки прячет дельфинёнка. Преодолевая много трудностей, Егорка с отцом везут малыша-дельфина в дельфинарий в Сочи. Безумно рады все, кто видел, как дельфиниха, недавно потерявшая детёныша, принимает малыша. Рады даже те, кто так похож на ненавидимых Егоркой «новых русских» 3.Р Рождественский «Монолог царя зверей» В стихотворение монолог произносит последний из львов, обращаясь к человеку, истребляющему всё живое на Земле. Он говорит от имени всех зверей, предупреждая, что без них земля перестанет быть землёю, море –морем  
Я - последний из львов. Но пускай за меня говорят - лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность. И дельфинья семья, за которой неделю подряд с вертолёта охотился ты. Чтоб развеяться малость. Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав, муравейник сожжённый, разрытые норы барсучьи, оглушённая сёмга, дрожащий от страха жираф, и подстреленный лебедь, и чайки - по горло в мазуте.

 


Влияние природы на человека. Почему не каж­дый человек воспринимает красоту природы?   А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Кто не знает прекрасных стихотворений А. С. Пушкина о природе. Это и «Зимнее утро», и «Осень», и «Зимний вечер»… Они по-особому влияют на каждого из нас. В романе «Евгений Онегин» также много пейзажных зарисовок, они помогают нам понять характеры главных героев. Евгению Онегину, выросшему в Петербурге с нянями и гувернёрами французами, природа неинтересна. Приехав в деревню, он только на короткое время поддался обаянию русской природу, а потом им опять овладела хандра. Любимая героиня Пушкина Татьяна Ларина выросла в деревне, на фоне прелестной русской природы. На всю деревенскую природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму - Пушкин смотрит глазами Татьяны. Благодаря ей, любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне, загадывание желаний при виде падающей звезды или поэзия русских святок со старой песней о затерянном мужицком рае. Картины природы в творчестве Пушкина полны любви к Родине, потому что можно любить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. М. Пришвин. «Кладовая солнца». М. М. Пришвин — один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, " географических очерков" о природе. В них все объединено человеком — неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были М. М. Пришвина " Кладовая солнца". Здесь человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа. Л. Н. Толстой «Война и мир». В романе “Война и мир” много пейзажных зарисовок. Пейзаж у Толстого всегда связан с действием, канвой самого романа. Природа в “Войне и мире” является" психологическим подтекстом, фоном. Тесным образом связана она с главными героями, отражая их душевное состояние. Князь Андрей, лежа на поле Аустерлица, смотрит в “доброе... высокое, бесконечное небо” и понимает, что небо, облака, земля — это вечное, высшее, главное. Человек живет одно лишь мгновение, всего лишь один краткий и сладостный миг. И по сравнению с вечностью невероятно ничтожно значение славы и честолюбия. Позже, в беседе в Богучарове на переправе, Пьер Безухов с жаром убеждает князя Андрея в необходимости жить, любить, верить. А природа, словно отражая состояние героев, усиливает художественный эффект сцены. “Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: “Правда, верь этому”. И князь Андрей впервые после долгого периода фатальных, пессимистических раздумий переживает момент душевного озарения. И снова он видит небо, высокое, доброе, вечное, как символ божественного откровения. Но для возвращения к жизни князю Андрею необходимо было большее эмоциональное потрясение, чем то, которое он испытал в разговоре с другом. Возрождение его происходит в Отрадном, усадьбе Ростовых. По дороге к Ростовым, в лесу, Андрей Болконский замечает дуб, старый и уродливый, который упорно не хотел подчиняться влиянию весны. Он чувствует духовное единение с этим дубом, кажется себе отжившим своё. Ночью, глядя в окно, князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней. Наташа любуется ночным небом, звездами и говорит, что хотела бы обнять себя руками за коленки и полететь... Светлые чувства девушки возрождают в душе князя Андрея ощущение молодости, чувство чего-то невыразимо прекрасного. Происходит катарсис, перерождение героя. На обратном пути, снова встретив дуб, покрывшийся молодой листвой, Андрей Болконский опять же соглашается с ним, говоря себе, что нужно жить, действовать. В романе понимать природу, чувствовать её красоту могут только любимые герои Л. Толстого: князь Андрей, Наташа Ростова, Пер Безухов…А отрицательные персонажи романа, преподносимые автором в статичном состоянии, никогда не показаны на фоне природы, наверное, потому, что абсолютно безразличны к ней. 2.Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них.  
Человек и природа 5. Ч. Айтматов. «Плаха» В центре " Плахи" конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей по вине человека. Роман начинается темой волков, перерастающей в тему гибели саванны. По вине человека гибнет естественная природная среда обитания волков. Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уходит его от новых волчат. И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй выводок волчат погибает во время разработки озера, и опять мы видим ту же низость человеческой души. Никого не волнует уникальность озера и его обитателей, потому что прибыль, нажива для многих важнее всего. И вновь безграничное горе матери-волчицы, ей негде найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее убежище волков - горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары - ведь зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара выше человека. Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще не тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет великодушие, простив людям причиненное ей зло. Волки не только противопоставлены человеку, они очеловечены, наделены благородством, той высокой нравственной силой, которой лишены люди. Животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что необходимо для их существования, а человек жесток не только к природе, но и к животному миру. Без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление против природы. В повести " Плаха" волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие диспропорции. Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях. 6. Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья. Об этом повесть Никонова " На волков", она рассказывает о егере, человеке, по профессии призванном защитить все живое, в действительности же нравственном уроде, который наносит природе непоправимый вред. Испытывая жгучую боль за погибающую природу, современная литература выступает в качестве ее защитника. Большой общественный отклик вызвала повесть Васильева " Не стреляйте в белых лебедей". Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он поселил на Черном озере, - это символ чистого, высокого и прекрасного.  
  7.В повести Распутина " Прощание с Матерой" поднимается тема вымирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех принимает новость о том, что прожившая триста лет деревня Матера, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоотверженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг сопротивляется, защищая свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и се сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто " не поливал потом каждую борозду". Павлу понятна и сегодняшняя правда, он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этой правдой бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это - память. Она уверена, что " правда в памяти, у кого нет памяти - у того нет жизни". Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. Сцена прощания Дарьи на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый поселок, но в нем нет стержня той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с природой. Против варварского уничтожения лесов, животных и вообще природы со страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам - это и вопрос об отношении к Родине.
  7. Яковлев Юрий. Разбуженный соловьями.Когда в лагере говорили «Селюженок», ребята усмехались в предчувствии новых происшествий, а для взрослых это слово звучало, как сигнал тревоги и предвестник неприятностей. Это был неуёмный, хулиганистый мальчишка. Когда он украл пластилин в изокружке, решают исключить его, отправить домой. Но ночью С. Просыпается от какого-то свиста. Он идёт на него с камнем в руках. Пел соловей. Когда Селюжёнок подошёл к дереву, на котором пел соловей, он забыл обо всём на свете, слышал только чудесные звуки. А утром из украденного пластилина слепил фигурку соловья так, как его представлял. С этой ночи началось перерождение души мальчика, в нём появилось нечто, в нём появился интерес к жизни.
  8. Юрий Кузнецов. Атомная сказка Эту сказку счастливую слышал Я уже на теперешний лад, Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад.   Он пошёл в направленье полёта По сребристому следу судьбы. И попал он к лягушке в болото, За три моря от отчей избы.   - Пригодится на правое дело! - Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток.   В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака.
Проблема сложности взаимоотношений лю­дей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравст­венная ответственность человека перед другими людьми). 1. А. С Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и самого себя, и других людей. 2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». 3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… 4. В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бремена, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен. 5. В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.  
  Одно из самых драматичных произведений А. Лиханова. «Никто» Никто – кличка, данная главному герою, «выпускнику» банального детдома бандитами, расшифровывается просто: Николай Топоров, по имени и фамилии. Но это символ. В одной из самых богатых стран мира – теперешней России любой мальчишка простого происхождения в ответ на вопрос: «Ты кто?» наверняка сначала удивленно ответит: «никто…» и только потом – «человек». Так и скажет: «Никто... Человек». Топорик, как звали его в детдоме, не знает ни матери, ни отца. Он –дитя из «Дома малютки, а потом из интерната. Закончив школу, решил стать автослесарем. Но судьба сталкивает его с рэкетирами, во главе которых Валентин-Валентайн. Он тоже детдомовский, участник войн В Афганистане и Чечне. Валентайн почему-то проникся симпатией к Топорику, втянул его в бандитские дела. Вместе они прячут деньги, обменивают их на валюту. Валентин называет Топорика наследником.. Но в одной из воровских разборок гибнет Валентин, от Топорика требуют деньги, спрятанные им и Валентином. Хитростью, убив нескольких бандитов, Топорик забирает деньги. Но детдомовец не знает им цены. Единственное, что он сумел сделать с этими деньгами, - отправить их в родной интернат, который задолжал местным бизнесменам. Гибнет и сам Николай от руки бандита. Горько звучат слова автора: «Никто. Ничто. Никогда. Никто не заплачет о мальчике, брошенном матерью. Да и то не горько – сколько их еще, таких… Ничто в мире не переменит его смерть. Никогда не повторится его жизнь. Как жизнь всякого из нас. Испугайтесь, люди, своей беспощадности! Не покидайте, матери, детей…» В книге – боль за исковерканные детские души. Гошка –Гошман – олицетворение доброты, жалеющий всех собак, кошек, малышей, Макара, страдающего энурезом. Макар – мальчик, искалеченный матерью. Она ему, совсем ещё малышу, давала снотворное, чтобы не мешал забавляться с очередным мужчиной. А однажды он спрятал таблетку, ночью услышал шум и увидел, как сожитель убивает мать С той поры он и писался по ночам. Страшна сцена похорон Гошки, умершего от лейкемии. Триста человек, воспитанником интерната и их воспитателей, идут, взяв друг друга за руки, черным четырехугольником и громко плачут и по Гошке, и по своим погубленным жизням. «Есть волны, обращенные от мужчины к женщине, но начинается в мире все не с этого, а с волн, которые обращены от больших к маленьким, от матери к дитю, от отца к своему малышу. Но движутся ли к чужому ребёнку эти волны? Вряд ли, хотя слов об этом сказано великое множество, да толку-то? И еще если этих чужих детей – почти три сотни?»   «Их особенность. Она состояла в том, что, отвергнутые родными – очевидными и безвестными, – они становились как бы собственностью государства, его грузом, и никуда оно, родное, от них не денется – будут они в интернате, колонии или позже во взрослой зоне. Везде ему придется их кормить, поить, обувать, одевать, не дать заболеть, а коли заболеют – лечить, в общем, возиться, как возятся со своими детьми их родители».   «У каждого человека есть две нити – от родителей и от собственных детей. И если одна нить оборвана, его держит другая, пусть даже если протягивается она от слабого, от маленького и бессильного. Это кажется – от бессильного. На самом деле сын или дочь – великая сила. Только не дай Бог, чтобы и эта ниточка не порвалась».
Проблема доброты, всепрощения. Проблема ответственности за свои дела 1. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа соотносится с образом Иисуса Христа. Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто причиняет ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.   2.Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.   3. А. И. Солженицын «Матрёнин двор».По-настоящему добра главная героиня рассказа Матрёна Васильевна. Она «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра». Не имея собственных детей, берёт на воспитание дочь человека, которого когда-то любила (там шестеро!). Матрёна Васильевна живёт тихо и незаметно, ничего ни от кого не требуя. Её Солженицын назвал праведницей, без которой не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша. 4. Т. Кузовлева «Твори добро» Твори добро – Нет большей радости. И жизнью жертвуй, И спеши Не ради славы или сладостей, А по велению души. Когда кипишь, судьбой униженный, Ты от бессилья и стыда, Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Постой. Остынь. Поверь – действительно, Все встанет на свои места. Ты сильный. Сильные не мстительны. Оружье сильных – доброта.  
  5. Притча о добре и зле Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. – Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? – Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 6. Елена Потехина. Рождественская сказка.Детская сказка о девочке, избалованной родителями. Когда в дом приходит беда(сначала отец потерял работу, потом умер, мать сломала ногу и прикована к постели), девочка не хочет менять привычный образ жизни, обижает мать, бездельгичает. В рождественскую ночь в дом стучится старушка, которая называет себя Последняя Надежда. Девочка и с ней груба. Старушка дарит девочке зеркало, в котором та видит себя сначала красавицей, а потом уродом. Она вспонила слова старушки: «Я твоя последняя надежда», поняла весь ужас своего поведения. Теперь девочка видит всё в истинном свете, её раскаяние и молитвы матери растопили её ледяное сердце, и они поняли, как хорошо и тепло тому, кто творит добро.  
Проблема взаимоотноше-ний «отцов» и «де­тей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?   1. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения. 2. Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна») 3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… 4. А. Т. Твардовский. «По праву памяти»Вторая глава называется «Сын за отца не отвечает», она самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучило поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти». Эта поэма — своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. 5. В английском парламенте обсуждался вопрос о молодёжи. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей о молодёжи. Вот они, эти высказывания: 1. Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. 2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. 3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк. 4. Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. Все эти изречения о молодёжи, о безнадёжном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу, второе Гесиоду, третье египетскому жрецу, а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка 3000 лет.    
  6.О том, что молодёжь всех поколений похожа и в то же время отлична друг от друга, свидетельствует художественная литература. В повести Б. Васильева «Завтра была война» говорится о поколении, которое вступило в жизнь накануне Великой Отечественной войны. Читаешь повесть и убеждаешься, что её героев интересовали те же вопросы, которые волнуют нас сегодня. Они размышляли о любви и дружбе, о верности и предательстве, о будущем. Но они отличны от нас некоторым фанатизмом, у большинства из них(особенно это присуще главной героине Искре Поляковой) есть полная убеждённость в том, что все деяния правительства, партии верны. Расстаться со своими убеждениями им очень трудно, но чувство справедливости, добра побеждает. 7.Интересно произведение В. Тендрякова «Ночь после выпуска». В нём есть благодатный материал для сравнения нынешнего поколения и поколения, которое называют «потерянным». В начале повести гордость школы, золотая медалистка Юлечка Студёнцева, упрекает учителей, что они дали ей знания, но не дали готовности к жизни. Она говорит, что перед ней тысячи дорог, но все ей безразличны. А дальнейший ход событий, показывает, что выпускники тех лет также любили и ненавидели, оставались верными и предавали, были способны на поступок и на подлость… 8.Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в романе «Три товарища» сказал: «Юность вовсе не хочет быть понятой, она хочет одного: оставаться сама собой». 9.Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. Белинский В. Г. 10.Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, ибо сын не имеет права быть равнодушным к матери.Мопассан Г. 11.Непросто складываются отношения дочери и отца в «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина.Дочь - единственная отрада и опора отца маленького чиновника Самсона Вырина - пускается во все тяжкие на стороне, устраивает свое счастье и забывает отца. Его жизнь без дочери – сплошная драма. Он угасает. Ему кажется, что дочь его потеряна для него безвозвратно, метет где-нибудь улицы в Петербурге. Сознание, что она несчастна, отравляет его жизнь. Бедный отец умирает, так и не встретившись больше со своей дочерью. Дочь приезжает очень поздно и плачет на могиле отца. Дочь виновата: она бросила отца, устроив свою судьбу, она могла бы приехать раньше и помочь ему. В то же время отец хотел привязать свою дочь к дому, лишая ее права личного счастья. В этой повести Пушкин проводит мысль о взаимной ответственности «отцов» и «детей».   12.Наконец, еще один писатель, исследующий «мысль семейную». В «Войне и мире» перед нами настоящие семьи Ростовых и Болконских. Духовные и душевные идеалы отцов наследуют дети. Князь Андрей идет «дорогой чести», как и его отец. Дети Ростовых любят родителей, а родители их, и в семье лад и согласие. Отец Пьера винится перед сыном, которому «недодал при жизни». А дети Курагиных такие же, как их отец: равнодушны ко всему, кроме своих удовольствий. Генная связь в романе Толстого очень высока. Важна атмосфера семьи, представления об идеалах – от этого зависит судьба, мораль детей.
  12.О сострадании, сопереживании, связи поколений рассказ Б.П. Екимова «Ночь исцеления». Героя рассказа, подростка Гришу, тянет к родным корням, к родному человеку. «…В годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. С приездом внука менялась и жизнь бабы Дуни. В эти дни она «резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты… Но даже радостная суета не могла избавить бабу Дуню от ночных кошмаров. Во время войны, имея на руках малолетних детей, она потеряла хлебные карточки. Все выжили, но пережитый ею страх преследует ее всю жизнь. Лекарства оказались бессильны.Душевные раны необходимо лечить любовью и лаской, заботой. Но взрослые дети нашли другой способ — окрик «Молчать!» Они не задумываются, что эта вынужденная, как им кажется, грубость лишь усиливают ее страх, горечь, душевную боль. И только внук был до глубины души потрясен силой ее переживаний, их реальностью. Не сразу, но приходит единственно верное решение. Он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко и ласково: «Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите. Все целые. Берите. Не надо плакать. Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать. И спите спокойно. Спите». Внук искренне любит свою бабушку и готов провести так не одну ночь: «Нужно делать и молчать. И придёт исцеление...» В финале рассказа герой испытывает катарсис — очищение через страдание. В душе героя за эти несколько дней и ночей происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию, душевно окреп, стал взрослее. 13.В рассказе Б. Екимова «Говори, мама, говори…» явный конфликт между матерью и дочерью отсутствует. Катерины — иссохшей, горбатенькой от возраста, но еще проворной старушки, дочь живет в городе, полторы сотни верст от нее. Тяжело ей одной на хуторе, но появился «связной» — мобильный телефон. «Мобила! — горделиво повторяла она слова городского внука. Поначалу старой Катерине казалось, что там, словно в малом, но телевизоре, появится лицо дочери. Объявлялся лишь голос, далекий и ненадолго. —Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец. Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Будь-будь. А как хочется рассказать дочери о своем, о стариковском: о снах, о том, как упала она возле груши-черномяски, компот из которой так любит дочь… Но в ответ слышала: «Мама, говори, пожалуйcтa, конкретней». Каждодневные дела старого человека не очень интересны занятой дочери, но из них и складывается жизнь.К счастью, дочь это вовремя поняла и позвонила в неурочный час. «В далеком городе < она> слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платочке. Увидела, но почуяла вдруг, как все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение. —Говори, мама... — просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется и, может быть, навсегда, этот голос и эта жизнь…»
  14.Классическая литература также даёт нам образцы отношений отцов и детей. Шекспир в трагедии «Король Лир»повествует о неблагодарных и подлых дочерях. Король Лир, могущественный властитель, чувствуя приближение старости, передаёт бразды правления страной двум старшим дочерям, лживо утверждавших, что их любовь к нему безмерна. Лишь младшая дочь Корделия говорит, что любит отца так, как велит ей долг. Её властитель лишает всего, а две старшие дочери изгоняют отца из дома, доводят до сумасшествия, а потом и до смерти. 15. В романе О. Бальзака «Отец Горио» изображена похожая история. Отец Горио, любящий отец, способен выражать свою привязанность к дочерям только с помощью денег и дорогих подарков. Развратив их чрезмерной благосклонностью и всепрощением, он сам становится виновником их эгоизма и собственной смерти в одиночестве. В романе показана безграничная, жертвенная любовь отца к своим детям, которая в конечном итоге убила Горио. 16.И русская литература не обошла вниманием эту тему. В романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» изображена властная и энергичная помещица, хозяйка и глава семейства, натура целеустремленная, сложная, богатая своими возможностями, но испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично распоряжается имением, обездоливая крепостных, превратив мужа в приживальщика, калеча жизнь " постылым детям" и развращая " любимчиков". В фантастической погоне за " благоприобретенным" она умножила богатство мужа. Но её ждёт незавидная судьба: её любимый сын Порфирий сумел обойти " милого друга маменьку", выманить у нее капитал. Более хитрый и коварный, любимчик Иудушка " проглатывает" капитал, превращая мать в скромную приживалку.
Материнская любовь. Что такое материнская любовь. Кукую роль играет мать в нашей жизни? Как нужно относиться к матери 1. Наташа Ростова в эпилоге.Смысл жизни Наташи Ростовой – любовь. Она становится по-настоящему счастлива только тогда, когда обрела счастье семейной жизни и материнства. Её интересы подчинены интересам мужа и детей. 2. В. Закруткин «Матерь Человеческая».Это повесть о сложной судьбе русской женщины Марии. Жизнь её до войны была обычной жизнью простой русской женщины Глухой степной хутор, и там она, жена и мать, обитала, работала на колхозном поле, устраивала домашний очаг, несла свою житейскую ношу. В труде, в любви к мужу и сыну находила она утоление естественной человеческой жажды счастья. Но в один миг все рухнуло: началась война… Героиня повести своими глазами видела, как мужа и десятилетнего сына Васю предавали смерти, как пылал ее родной хутор, когда его жгли каратели. А по дороге шли хуторяне, угоняемые в фашистское рабство под злые выкрики немцев и автоматные очереди. И все же нашлись у нее силы, чтобы не умереть среди разрушения и крови: она ждала ребёнка. Сначала Мария спасает собаку, бездомных коров, голубей. Судьба сталкивает ей с раненым немцем. Мария готова убить его, и только слетевшие с его губ слова: «Мама, мама», - останавливают вилы, направленные на немца. Не злоба, не угрюмое чувство мести возобладают в душе Марии, а милосердие. В этом эпизоде она выступает от имени матери детей земли, родившихся преобразить планету. Однажды в копне сена Мария найдёт ленинградских детишек, которые обречены на смерть. Мария не только выходила их, обогрела и накормила, но открыла перед ними свою душу. И дети нашли место в ее материнском сердце: «В этот же вечер Галя, Наташа, Таня и Лара, окружив Марию, спросили застенчиво:»Можно мы тоже будем называть вас мамой?»–«А я и есть ваша мама,»– глухо сказала Мария… 3. Мать Григория Мелехова из романа М. Шолохова «Тихий Дон» Незабываем образ матери Григория — Ильиничны. Вся жизнь ее прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична — скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем. Вечная труженица, «мудрая и мужественная старуха», с руками, загрубелыми от многолетней работы, с лицом, «сплошь опутанным паутиной морщин», Ильинична, несмотря на суровую жизнь с доходившим до беспамятства в своей жестокости мужем, сохранила и через все горести и тяготы пронесла нравственную чистоту и природную мудрость, сердечную чуткость и проницательность. В любви к людям, честности и мужестве она воспитывала и своих детей. 4. Матрёна Тимофеевна из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».Символом материнской любви можно считать Матрёну Тимофеевну. Много горя она повидала на своем веку много горя: терпела приставания управляющего, пережила смерть первенца Демушки, которого, по недосмотру Савелия, загрызли свиньи. М.Т. не удалось вытребовать тело сына и его отправили на вскрытие. Позже другому сыну героини, 8-милетнему Федоту, грозило страшное наказание за то, что он скормил чужую овцу голодной волчице. Мать, не раздумывая, легла под розги вместо сына. Не задумываясь, жертвует героиня собой ради детей. 5. А. М. Горький «Сказки об Италии».Гимн матери звучит в «Сказках об Италии». Восславим женщину - Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Всё прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни! В одной из них рассказывается о железном Тимуре и простой женщине, которая не побоялась великого завоевателя. И сумела пробудить в его душе добрые чувства, заставив разыскать сыны, похищенного воинами Тимура.
    6.“Сердце матери”. Эту старинную легенду выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский рассказал в одном из писем сыну. - Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: “Пусть не ходит мать в хату, посели её в сенях”. Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Пересели мать в сарай”. Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди её сердце и принеси мне”. Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: “Сыночек мой родной, не больно ли ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ушибленное место”. Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала к груди кудрявую голову сына. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов. 6. Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» —это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует художнику Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах,





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.