Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория потребностей Маслоу






Лекция 26. Основные понятия теории мотивации и её развитие

Мотивация - одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей организации.

Мотивация - процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации; сила, побуждающая к действию, психо энергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.

Мотив - внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом.

Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).

Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичный и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Вознаграждения - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние (денежные выплаты, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).

Развитие теории мотивации началось с начала XX в. Выделяют следующие группы теорий мотиваций:

• содержательные (Маслоу, Герцберг, Макклелланд и др.);

• процессуальные (Врум и др.);

• теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрёгор, Оучи).

 

Теория потребностей Маслоу

Согласно теории А. Маслоу существуют пять Основных типов потребностей. Эти потребности структуру, которая определяет поведение человека (рис. 1), причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.

 

Рис. 1. Пирамида А. Маслоу

В основе теории Маслоу лежат следующие положения:

- потребности делятся на первичные и вторичные и обра­зуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;

- поведение человека определяет самая нижняя неудовлет­воренная потребность иерархической структуры;

- п осле того как потребность удовлетворена, ее мотивиру­ющее воздействие прекращается.

Степень удовлетворения потребностей (от желаемого) по уровням:

- уровень 1 — 85%;

-уровень 2 —70%;

- уровень 3 — 50%;

- уровень 4 -40%

- уровень 5 -10%

Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях Макклелланда и Герцберга.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.