Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гипотезы в психологическом исследовании






В большинстве случаев в начале и по ходу исследования осознанно и неосознанно выдвигается не одна, а совокупность гипотез, часть которых может образовывать цепочку связанных предположений, вытекающих из исходного.

В словаре иностранных слов основное значение слова " гипотеза" раскрывается как " научное предположение, выдвигаемое дня объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Путь от гипотезы до теории обычно долгий. Начинающие исследователи нередко смешивают эти два понятия или неправомерно сближают.

Совсем необязательно, чтобы исследовательская гипотеза по масштабу обобщений и построений была схожа с теорией. Более того, чем конкретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера его действия, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты. В качестве гипотезы вполне может быть достаточным предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи, свойствах, усло выражеивоста, условиях возникновения и проявления. Если проведенное исследование даст убедительное подтверждение или опровержение сделанного ранее утверждения, то более ясной будет схема изучения смежных областей или родового психического качества. Такой подход более ускорит продвижение в разработке, своей концепции изучаемой психической реальности, чем туманные, но широкие теоретические предположения.

Сказанное относятся к гипотезам эмпирической части исследования. В теоретическом исследовании (теоретической части исследования) целесообразно придерживаться в некотором смысле противоположной ориентации. В осмыслении теоретических основ своего исследования желательно протянуть нить рассуждений, рассмотреть цепь предположений до наиболее общих взглядов на природу психики, чтобы яснее понять, какой исследовательской парадигмы вы придерживаетесь и в какой степени она вами осознана. Быть свободным от влияния авторитетов, избежать притяжения к некоторым существующим эталонам научного поиска никому не удается. В этом нет большой опасности для научной объективности, если автор достаточно осознает имеющиеся у него предпочтения.

13. ПРОЦЕСС ПОСТРОЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

3.1.1. Подготовка эксперимента.

Разработка инструкции.

В инструкции каждая фраза должна быть продумана с особой тщательностью. Также, как и в тексте вопросников, желательно чтобы в ней не было длинных предложений. По данным И.А. Бутенко (2) предложение в тексте анкеты не должно содержать более 11 слов. Вероятно для устойчивых словосочетаний подсчет может быть несколько другим. В длинной инструкции лучше выделить смысловые блоки, либо с помощью пространственного кодирования (разнесением абзацев на листе), либо ключевыми словами.

До начала основного эксперимента необходимо апробировать составленную инструкцию, чтобы убедиться в ее понятности. Часто это можно сделать и без последующего проведения эксперимента, а лишь продемонстрировать стимульный материал. Желательно, провести апробацию с 5-10 людьми, а сложную инструкцию с 10-15.

При выборе вида шкалы и количества градаций в шкале лучше опираться на результаты исследований», затрагивавших эти вопросы (см. например, 8, 10).

Отладка экспериментальной процедуры.

Целесообразно сделать несколько пробных опытов, экспериментов с теми людьми, которые более доступны в качестве испытуемых. Практически никогда не удается при.мысленном моделировании эксперимента учесть все детали. Одинаковое проведение экспериментальной процедуры с каждым испытуемым - необходимый коэффициент для точных и важных психологических намерений.

3.1.2. Мотивирование испытуемых

Наименьшее число искажений возникает, если испытуемый имеет личный интерес к результатам эксперимента, но не рассматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает, когда у испытуемого есть желание расширить знания о самом себе, испытать себя, проверить. Хорошим способом мотивации является обещание рассказа после обработки экспериментальных данных о результатах, дать небольшой комментарий, если потребуется.

Не следует соглашаться на просьбы дать результаты эксперимента или обследования в письменном виде. «Письменная» характеристика по результатам заказанного психодиагностического обследования - это особая тема. Составление письменной психологической характеристики требует, и квалификации, и опыта. Вероятность того, что при устном сообщении результатов вы нанесете испытуемому или обследуемому психотравму, значительно меньше. При устном сообщении прочнее запоминается то, что понятно. Непонятное в письменном сообщении таит в себе опасность нанести травму, особенно тревожному человеку. Чем более значима информация, тем активнее будут защитные механизмы личности. Одна часть информации после устного сообщения будет " отредактирована", а другая - вытеснена из сознания.

Принудительное участие в эксперименте может сказаться на том, что данные его будут неточны. Если есть опасения о низкой мотивации испытуемых, тогда надо использовать приемы, повышающие мотивацию, например оплачивать участие, вводить соревновательный момент, повысить эстетическое оформление всего экспериментального исследования, включение познавательных и эмоциональных процессов, состояний, психофизиологических решений. Давать эту информацию можно и в свободной форме, но лучше, используя хотя бы краткие шкалы, например графические. Вариантами таких шкал могут быть следующие:

По устному сообщению В.К. Гайдм наиболее удобной для человека является длина шкалы 14 см. На практике применяется весьма значительное количество разных по длине шкал. Думаю, что даже такие простые методики диагностических состояний испытуемого, его отношения к эксперименту, могут дать важную информацию. Например, могут быть выявлены случаи, когда эксперимент вообще нецелесообразно проводить. Инструкция к этим шкалам может быть такой: «Оцените свое состояние в настоящий момент с помощью двух (трех, четырех и ò.ä.) шкал. Чем в большей степени Вы согласны с суждением, находящимся у одного из полюсов шкал, тем ближе к этому полюсу поставьте крестик». З.1.5. Протокол эксперимента Для многих экспериментальных ситуаций подойдет такая форма протокола. Протокол эксперимента ___________________________(название методики, опыта...) Ф И О (полностью) Дата: Год рожд., месяц, число. Время начала: Пол Время окончания: Образование Должность Название серии (если серий проводится несколько)
№ пробы Результат, ответ испытуемого Оценка сырая Оценка стандартная Примечание
  23.3     -
         
         
         

В графу Примечание заносятся вопросы, реплики, высказывания испытуемого, описания поведения испытуемого, внешнего вида и т.д. Если первые пробы показали, что в данной графе недостаточно места, то в соответствующем месте графы делается сноска на запись, а записи ведутся на отдельном листе бумаги. После окончания эксперимента надо попросить испытуемого сообщить о своих самонаблюдениях по ходу эксперимента, т.е. о своих мыслях, чувствах, образах, возникавших предположениях, намерениях, вариантах и т.д. Не следует навязчиво просить испытуемого записать отчет в письменной форме. Вы можете получить. от него отчет (далеко не всегда), но очень часто потеряете много ценной информации, если будете исходить из того, что в нем написано все, что испытуемый может сообщить. Для многих людей излагать на бумаге любые свои соображения и воспоминания труднее, чем высказывать в устной форме. Люди при этом нередко переключают основное внимание на форму построения фраз, грамматическую правильность и т.п. Поэтому, лучше самому записать сообщения испытуемого, не редактируя их. Вопросы надо задавать с осторожностью, поскольку ими можно увести испытуемого в свою систему интерпретаций или помешать припоминанию. Целесообразнее, или использовать один и тот же для всех испытуемых набор вопросов (во всяком случае начинать с такого набора), или применять простые вербализации, под которыми я имею в виду, приемы ведения беседы в виде пересказа только что услышанного - дословного или с некоторыми изменениями и сокращениями, для того, чтобы удерживать внимание испытуемого на предмете разговора.

Разрабатывая форму протокола следует учитывать особенности экспериментальной процедуры и, в не меньшей степени, простоту и удобство обработки результатов. Чем меньше операции в ручной обработке данных, тем меньше вероятность ошибок и искажений. Весьма нежелательно большое число переписывании числовых данных из протоколов в таблицы, в следующие таблицы, сводные таблицы и т.п. Лучшей формой обработки в настоящее время является перевод данных непосредственно из протокола в электронную таблицу, создаваемую на компьютере с помощью одной из систем управления базой данных (СУБД).

Для протоколов удобнее листы формата А4, разлинованные в клетку, если нет возможности использовать для размножения копировальную технику. Это обеспечивает одинаковый масштаб записей, облегчает вычерчивание таблиц. Записи надо вести с одной стороны листа. Универсальным мерилом всех видов экономии является экономия времени. Вы его будете терять, ведя записи на двух сторонах листа.

Алгоритм заполнения протокола по ходу эксперимента должен быть заранее продуман и заучен. Очень важно, чтобы была продумана форма записи каждого показателя и определено постоянное для него место в протоколе.

3.1.6. Завершение эксперимента.

Следует помнить, что почти каждый эксперимент таит в себе опасность нанести испытуемому психотравму, хотя бы и небольшую. Если вы не можете осуществить необходимое психокорекционное воздействие, то все-таки позвольте испытуемому высказаться после окончания эксперимента, дайте ему возможность в такой форме освободиться от возможных отрицательных эмоций. Разумеется, при этом вы не должны отвечать ни критикой, ни оправданиями на его высказывания, поскольку это не диалог на научном собрании. Болезненно могут восприниматься, например, выполнение задания в отведенный срок, ошибки, растерянность и т.д. Надо сообщить, что в экспериментах это обычное явление и примерно так же действуют другие испытуемые.

Не забывайте благодарить ваших испытуемых за участие в эксперименте, помните, что часто они по существу, являются нашими соавторами и практически всегда, безымянными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.