Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции и типы конфликтов






Лекция 24. Функции, типы, уровни и модель конфликтов

 

Конфликт - высшая степень разногласий между двумя и более сторонами, которыми могут быть конкретные лица или группы.

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. Вовлечение в конфликт большого количества людей позволяет резко увеличить и обнаружить множество альтернатив и исходов, что является важной позитивной функцией конфликта, связанной с расширением кругозора.

Если конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает найти большее число вариантов, делает процесс принятия решений группой более эффективным, дает возможность самореализации отдельной личности, то это созидательный (функциональный) конфликт по последствиям.

Если в результате конфликта цели организации в целом не достигаются и потребности отдельной личности не удовлетворяются, то он является разрушительным (дисфункциональным) и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности работы организации.

 

Функции и типы конфликтов

 

Конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции.

Позитивные функции:

• выявление проблем;

• разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

• получение новой информации об оппоненте;

• сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом;

• стимулирование к изменениям и развитию;

• снятие синдрома покорности у подчиненных;

• диагностика возможностей оппонентов.

Негативные функции:

• большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте;

• увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

• представление о побежденных группах как о врагах;

• чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;

• после завершения конфликта уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива;

• сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»).

В длительных конфликтах часто доля делового содержания с течением времени уменьшается и начинает доминировать личностная сфера. Менеджер по персоналу 20% своего рабочего времени затрачивает на разрешение конфликтов.

Для того чтобы управлять конфликтами, надо знать причины их возникновения, какими они бывают, как возникают и как их можно устранить.

Причины конфликтов:

- ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

- различие в целях, ценностях, методах работы, уровне квалификации, образования;

- взаимосвязь заданий, неправильное распределение ответственности,

- плохие коммуникации.

Типы конфликтов с точки зрения причин конфликтной ситуации:

• конфликт целей, т.е. когда стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем;

• конфликт во взглядах, идеях;

• чувственный конфликт - различие чувств и эмоций, лежащих в основе отношения личностей друг к другу.

Источники конфликтов:

- факты;

- ценностные понятия (что должно быть, как надо сделать);

- противоборствующие интересы (кто и какую получит выгоду в контексте конкретной ситуации);

- нематериальные источники (усталость и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.