Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование. Одной из основных задач инновационного развития является






 

Одной из основных задач инновационного развития является

создание условий для формирования у граждан следующих компетенций

инновационной деятельности:

способность и готовность к непрерывному образованию,

постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению,

профессиональной мобильности, стремление к новому;

способность к критическому мышлению;

способность и готовность к разумному риску, креативность и

предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к

работе в команде и в высококонкурентной среде;

владение иностранными языками, предполагающее способность к

свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.

Формирование таких компетенций предполагает адаптацию для

этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической

политики (в первую очередь политики в сфере образования), но и

общественной среды в целом, создание условий для свободы

творчества и самовыражения, поощряющих и вознаграждающих людей,

обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха.

Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в

части содержания и в части методов и технологий обучения

(преподавания) должна быть ориентирована на формирование и

развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной

деятельности.

В целях обеспечения раннего раскрытия способностей детей к

творчеству, развития навыков по критическому восприятию

информации, способности к нестандартным решениям, креативности,

изобретательности, способности работать в команде и их подготовки

к школьному обучению будет расширена государственная поддержка

дошкольного образования, включая развитие автономных, частных,

корпоративных, общественных и семейных детских садов, а также

услуг дополнительного образования.

Предстоит обновить подходы к формированию и конкурсному

распределению государственного и муниципального задания с учетом

актуальных потребностей граждан. Будет увеличена численность

педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих

современную квалификацию, в том числе через аттестацию кадров,

обновление квалификационных требований и формирование современных

профессиональных стандартов, обновление образовательных программ,

программ повышения квалификации и профессионального сопровождения,

совершенствование системы оплаты труда с опорой на создание

современной системы оценки качества и результатов педагогической

работы.

Для этого в течение ближайших 5 лет при государственной

поддержке будет обеспечена возможность стажировки педагогов и

руководителей на базе не менее 2 наиболее успешно работающих

дошкольных образовательных учреждений в каждом федеральном округе.

До 2020 года количество мест проведения стажировок на базе

дошкольных образовательных учреждений будет увеличено с целью

обеспечения стажировок абсолютного большинства работников

дошкольного образования.

На дошкольной стадии важнейшую роль в формировании личности

играет семья. В целях обеспечения возможностей для оказания

эффективной помощи в раскрытии потенциала семьи будет развиваться

система квалифицированного добровольного педагогического

консультирования родителей и содействия семьям в обучении,

воспитании и развитии детей, а также система социального патроната.

Государство будет поощрять инициативы регионов, институтов

гражданского общества по предоставлению бесплатной информации

молодым семьям о методах семейного воспитания и обучения в рамках

создаваемой системы поддержки деятельности социально

ориентированных некоммерческих организаций.

Будет поощряться развитие креативности и приобщение к

творчеству в любой сфере деятельности. При этом будет обеспечено

качественное повышение эффективности использования в

образовательном процессе современных информационных технологий и в

этих целях расширены функции школьных и детских библиотек,

стимулирующие пользователей эффективно использовать все виды

информации, включая электронные информационные ресурсы.

Предусматривается расширение практики поддержки на конкурсной

основе учреждений общего образования, внедряющих инновационные

программы образования, с обеспечением целенаправленного

формирования, выявления, апробации и последующего распространения

передовых методик преподавания и лучшей практики их работы,

отвечающих задачам инновационного развития.

Также будет поддержано развитие инфраструктуры индивидуальных

образовательных программ, углубленного и профильного обучения по

программам общего и дополнительного образования, в том числе

системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени,

образовательных центров, интегрирующих общее и дополнительное

образование, а также предоставляющих возможности профессиональной

подготовки (с возможностью присвоения наиболее эффективным из них

статуса президентских лицеев). Ключевым условием поддержки

создания и развития таких школ будет обеспечение полноценной

доступности их для одаренных детей из малообеспеченных семей и

удаленных и труднодоступных территорий.

Деятельность школ для одаренных учащихся при вузах будет

развиваться не только по естественно-научному профилю и

направлениям точных наук, но также и по другим направлениям

подготовки. В каждом из ведущих классических и федеральных

университетов и не менее чем в половине национальных

исследовательских университетов предусматривается создание

указанных школ, обеспечивающих как очное, так и дистанционное

образование. Не менее 10 процентов учащихся старших классов

сельских школ будут получать дополнительное образование в таких

образовательных учреждениях.

Основными направлениями предоставляемой поддержки станут

обеспечение современных условий организации образовательного

процесса, в том числе на основе использования новейших

информационных технологий, обеспечение для учащихся широких

возможностей для совместной, сетевой, проектной деятельности и

учебно-профессиональной коммуникации с молодыми исследователями,

включение их в проекты и исследования, реализуемые вузами, в том

числе через финансовую поддержку конкретных проектов и

образовательных программ. В федеральных и национальных

исследовательских университетах эта работа будет осуществляться в

рамках программ их создания и развития. Соответствующие требования

будут включены в перечень обязательных при оценке эффективности

деятельности ведущих классических, федеральных и национальных

исследовательских университетов.

Получат дальнейшее развитие системы и механизмы

государственно-общественного управления, финансово-хозяйственной

самостоятельности, оценки качества и эффективности деятельности

образовательных учреждений, обеспечивающие развитие

в образовательных учреждениях духа инициативы и

предпринимательства, современного инновационного уклада.

Переход к использованию новых образовательных технологий и

методов в школе будет обеспечен путем аттестации кадров,

формирования современных профессиональных стандартов деятельности

педагогических и управленческих кадров и обновления

квалификационных требований (в том числе в рамках поддержки

создания и функционирования саморегулируемых профессиональных

организаций).

Для подготовки и повышения квалификации педагогических и

управленческих кадров планируется:

обновить образовательные программы бакалавриата, магистратуры

и дополнительного образования по педагогическим специальностям;

усовершенствовать профессиональную ориентацию будущих

учителей, в том числе за счет привлечения к педагогической работе

граждан, не имеющих педагогического образования, но любящих и

умеющих работать с детьми;

реформировать сеть педагогических вузов, превратив их в

современные организации, ориентированные на широкую

гуманитарно-педагогическую, информационно-коммуникационную и

аналитико-управленческую подготовку;

создать сеть консультационно-методического сопровождения

профессиональной деятельности педагогов.

С учетом региональной принадлежности общеобразовательных

учреждений на федеральном уровне предстоит:

обеспечить возможность стажировки для большинства работников

системы общего образования;

сформировать кадровый резерв системы общего образования,

развивать механизмы регулярной ротации руководящего состава;

регулярно обновлять требования к образовательной

деятельности, в том числе к условиям образовательного процесса и

структуре образовательных программ, с целью продвижения

инновационных образовательных технологий и формирования новой

школьной инфраструктуры.

Повышение квалификации учителей должно сопровождаться

доведением к 2013 году их средней заработной платы до средней по

экономике в соответствующем регионе с последующим ее поддержанием

на уровне не ниже достигнутого.

Также предстоит обеспечить дальнейшее совершенствование

стандартов образования, в особенности в части обновления условий

осуществления образовательной деятельности. Данные условия должны

позволять использовать в образовательных учреждениях современные

инновационные образовательные технологии и возможности для

обновления школьной архитектуры и дизайна.

Важную роль в содействии распространению лучших корпоративных

практик оценки и развития молодых профессиональных кадров,

разработке механизмов обеспечения долгосрочной поддержки молодых

профессионалов, а также разработке системы прогнозирования

перспективных потребностей в специалистах для компаний среднего

бизнеса и новых современных форм образования будет играть

автономная некоммерческая организация " Агентство стратегических

инициатив по продвижению новых проектов".

Будет обеспечено формирование целостной системы непрерывного

образования, отвечающей требованиям, предъявляемым инновационной

экономикой, а также создание стимулов и условий для постоянной

переподготовки и повышения квалификации всего экономически

активного населения страны.

В рамках модернизации системы общего и профессионального

образования будет обеспечен переход к использованию современных

методов и технологий обучения, направленных на непрерывное

развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления,

навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания

нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки

информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций

инновационной деятельности.

В этих целях в вузах и других образовательных организациях,

предоставляющих услуги профессионального образования,

профессиональной подготовки и переподготовки, будет обеспеченно

внедрение кредитно-модульных технологий организации учебного

процесса с индивидуальными образовательными траекториями для

каждого обучающегося.

Предполагается актуализировать содержание образовательных

программ профессионального, общего и дополнительного образования с

учетом современного мирового уровня научных и технологических

знаний в первую очередь по приоритетным направлениям развития

науки, техники и технологий в ключевых областях естественных и

точных наук и в сфере подготовки управленческих кадров. В части

профессионального образования такая актуализация должна опираться

на развитие системы взаимодействия образовательных организаций с

предприятиями, развивающими высокотехнологичные производства,

посредством создания малых инновационных хозяйственных обществ, а

также на международные стандарты. В целях обеспечения экономики

высокопрофессиональными техническими кадрами и оптимизации системы

профессионального образования будет реализована модель прикладного

бакалавриата, предполагающая получение фундаментальных знаний в

определенной предметной области и квалификации для работы со

сложными технологиями и с рядом смежных технологий. При этом будет

обеспечено сочетание в современном инженерном образовании

технических и управленческих компетенций. Одновременно будет

предоставлена возможность получения базовых знаний в сфере

технологий и технологического менеджмента в рамках образовательных

программ по экономическим и управленческим направлениям высшего

образования.

Будут совершенствоваться федеральные государственные

образовательные стандарты, расширяться требования к инновационным

компетенциям выпускников, повышаться роль

государственно-общественного управления в сфере образования,

системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных

программ и выпускников вузов, а также общественной аккредитации

вузов.

В этих целях будут реализованы программы и мероприятия,

направленные на обеспечение ключевых российских вузов

профессорско-преподавательскими кадрами, ведущими

исследовательскую деятельность на мировом уровне. Актуальной

задачей является выведение уровня оплаты и условий труда таких

профессоров и преподавателей на уровень международных стандартов.

Предполагается осуществление дифференцированного повышения

расчетных нормативов, устанавливающих уровень финансирования

образовательных программ за счет средств федерального бюджета.

Отбор вузов, в отношении которых будут применяться данные

нормативы, и направлений подготовки в них будет производиться на

конкурсной основе исходя из наличия в данных вузах

конкурентоспособных научных, инженерных, иных профессиональных

творческих школ, подтвержденных в соответствии с их особенностями

такими показателями, как международная публикационная активность

профессорско-преподавательского состава соответствующих

подразделений и (или) вклад в развитие науки, техники, иных

секторов экономики и культуры.

Планируется разработка и внедрение более эффективных и

прозрачных процедур назначения руководителей учреждений

образования, найма и повышения в должности научно-педагогических

работников вузов. При этом будет предусмотрено введение

дополнительных надбавок к оплате труда преподавателей вузов,

ведущих эффективную исследовательскую деятельность.

В университетах нормой станет использование механизмов оценки

преподавателей с привлечением международного научного сообщества и

с ориентацией на показатели публикационной активности, а также

взаимодействие с организациями соответствующих секторов экономики.

Будут созданы условия для привлечения российскими вузами на

постоянную и временную работу иностранных специалистов, а также

обеспечен допуск иностранных операторов в те сектора

дополнительного профессионального образования, где программы

российских образовательных учреждений слабо представлены или вовсе

отсутствуют.

Необходимо расширять практику подготовки кадров в ведущих

международных университетах в первую очередь на уровне

аспирантуры, разрабатывать и реализовывать меры по привлечению их

на работу в ключевые российские вузы и научные организации.

В целях повышения доступности качественного профессионального

образования и расширения его ресурсной базы будут

усовершенствованы механизмы образовательного кредитования, в том

числе магистерских программ и программ дополнительного

образования, с учетом возможности кредитования обучения в ведущих

международных университетах.

Будет реализован комплекс мер по удержанию в России

и привлечению из-за рубежа высококвалифицированных специалистов,

в том числе иностранных. Данный комплекс мер будет включать

повышение общей привлекательности России для таких специалистов,

адресное привлечение, стимулирование российских работодателей

(ведущих вузов и научных организаций, органов государственного

управления) к участию в привлечении таких специалистов.

Вузы, обучающие студентов по магистерским программам, будут

иметь соответствующий научный потенциал и налаженные связи

с инновационными организациями и высокотехнологичными

предприятиями. К 2020 году большинство студентов, получающих

образование по магистерским программам, будет участвовать в

научных исследованиях, направленных на решение перспективных задач

инновационного развития. Для этого будут последовательно

развиваться механизмы поддержки кооперации вузов с компаниями

инновационного сектора, в том числе за счет увеличения бюджетного

финансирования соответствующих мероприятий и (или) проектов.

Профессиональными сообществами будут созданы регулярно

обновляемые отраслевые рейтинги вузов, факультетов, институтов,

ведущих обучение по соответствующим специальностям и

образовательным программам, исходя из международной публикационной

и патентной активности профессорско-преподавательского состава и

других принятых в международной практике критериев. При этом будет

осуществлено прекращение государственного финансирования обучения

в аспирантуре и магистратуре и закрытие диссертационных советов в

вузах по тем специальностям, по которым вузы не имеют серьезного

научного задела, подтвержденного публикационной и патентной

активностью на международном уровне либо иными способами,

соответствующими особенностям специальностей.

Дальнейшее развитие получит стандартизованное тестирование

для оценки качества освоения выпускниками образовательных

программ, результаты которого должны учитываться в рейтингах

образовательных учреждений.

Планируется введение стандартизованного экзамена по разным

предметам для выпускников бакалавриата и специалитета, который

будет способствовать мобильности студентов внутри страны и станет

индикатором качества подготовки бакалавров в вузе.

Инновационное развитие предполагает международную интеграцию,

что означает серьезное повышение требований к результатам освоения

образовательных программ по иностранным языкам, а также

совершенствование измерительных материалов по оценке деятельности

образовательных учреждений в этом направлении. Необходимо

максимально полное распространение международных стандартов на

области образования, науки, техники и управления, а также

эффективное стимулирование академической мобильности студентов и

преподавателей, в том числе международной. Характеристики

международной академической мобильности будут включаться в

рейтинги образовательных учреждений.

Будет расширено участие представителей высокотехнологичного

бизнеса в управлении вузами, а также в формировании и реализации

образовательных программ вузов. В состав наблюдательных

(попечительских) советов федеральных и национальных

исследовательских университетов будут в обязательном порядке

включаться представители инновационного бизнеса и предприятий

высокотехнологичных отраслей экономики, активно внедряющих

инновации. Будет законодательно урегулирована возможность создания

учреждениями профессионального образования на базе предприятий

(организаций) кафедр, осуществляющих обучение студентов, а также

возможность создания предприятиями (организациями) на базе

образовательных организаций кафедр и лабораторий.

Предусматривается оказание государственной поддержки

предприятиям (организациям), создающим на своей базе совместно с

учреждениями профессионального образования кафедры в целях

обучения студентов в области критических технологий и приоритетных

направлений развития науки, техники и технологий Российской

Федерации.

Объем и эффективность участия учреждений профессионального

образования и создаваемых ими инновационных хозяйственных обществ

в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по

заказам высокотехнологичных предприятий будет учитываться при

рейтинговании учреждений и их структурных подразделений, а также

при аккредитации учреждений и аттестации кадров.

В рамках разрабатываемой государственной программы Российской

Федерации " Развитие образования" будет организована подготовка

нового поколения управленческих кадров в ведущих международных

университетах. Предполагается реализация программы направления

перспективных университетских управленческих кадров высшего звена

на стажировки и обучение по программам подготовки управленческих

кадров в образовании в ведущие зарубежные университеты. Будет

обеспечена подготовка управленческих кадров в сфере образования в

ряде университетов (специализированных центров), ведущих обучение

на уровне магистратуры и аспирантуры, с привлечением на конкурсной

основе ведущих зарубежных специалистов.

В целях активизации инновационной деятельности в вузах будет

продолжена практика предоставления преференций для малых

инновационных предприятий, создающихся в целях коммерциализации

интеллектуальной собственности вузов России.

Проводимые преобразования позволят к 2020 году довести

средний уровень заработной платы в секторе образования (включая

педагогических работников и обеспечивающий персонал) до среднего

уровня заработной платы в экономике. При этом заработные платы

собственно педагогических работников будут превышать этот уровень.

В рамках поддержки дополнительного образования важнейшей

задачей на период до 2020 года станет формирование системы

переподготовки и повышения квалификации специалистов и

управленческих кадров инновационных предприятий, организаций

сектора исследований и разработок, органов государственного и

муниципального управления. Ключевым условием эффективности

указанной системы будет не только повышение качества программ

переподготовки и повышения квалификации, которые должны быть

выведены на уровень передовых международных стандартов, но и

создание механизмов, позволяющих стимулировать специалистов и

управленческие кадры к постоянному повышению своей квалификации. В

этих целях будет создана система мотивации предприятий

к реализации программ обучения и стажировок действующих

специалистов на базе российских и зарубежных образовательных

организаций, программ развития корпоративных и отраслевых центров

повышения квалификации персонала, а также центров сертификации

персонала. Одновременно будет стимулироваться прохождение

указанными центрами и программами сертификации в соответствующих

международных организациях и ассоциациях. Будут приняты меры по

открытию российского рынка для зарубежных организаций,

предоставляющих услуги по повышению квалификации и сертификации

персонала.

Предполагается поддержка развития центров подготовки

персонала, создаваемых отдельными компаниями, и создание на

условиях государственно-частного партнерства отраслевых центров

повышения квалификации в отраслях экономики, где инновационная

продукция создается преимущественно в рамках деятельности малых

предприятий. На базе указанных центров будут создаваться

современные эффективные тренинг-программы, необходимые для

развития инновационных предприятий. На конкурсной основе будет

обеспечена государственная поддержка создания и деятельности

корпоративных и отраслевых центров сертификации персонала в части

оценки квалификации сотрудников по профессиям в области

критических технологий.

В рамках развития системы дополнительного профессионального

образования на региональном и местном уровнях будет обеспечена

поддержка образовательных программ обучения взрослых, в том числе

в области повышения квалификации специалистов, и их подготовка по

смежным специальностям, а также экономике, праву, иностранным

языкам, компьютерным технологиям, инжинирингу, психологии и другим

современным областям знания в рамках совершенствования системы

переподготовки граждан в связи с реструктуризацией

производственных систем и угрозой безработицы, а также в рамках

реализации образовательных программ для пожилых людей.

Программы повышения квалификации персонала будут включать

освоение гражданами инструментов инновационной деятельности.

Значительное внимание должно уделяться освоению навыков ведения

предпринимательской деятельности и пользования современными

финансовыми инструментами. До 2020 года предстоит создать систему

ежегодного повышения квалификации не менее чем 15-20 процентов

работающих граждан.

В целях развития дополнительного образования будут

реализованы образовательные программы подготовки и повышения

квалификации преподавателей системы образования взрослых.

Предусматривается развитие механизмов непрерывного

образования на базе сети Интернет. Будут сформированы

общедоступные информационные ресурсы в сети Интернет,

способствующие самостоятельному прохождению желающими программ

дополнительного образования, обеспечено развитие систем

дистанционного обучения, а также созданы механизмы, позволяющие

организовывать размещение в сети Интернет видеозаписи лекций в

ведущих российских вузах на условиях свободного доступа к ним всех

желающих.

В целях повышения доступности для граждан платных источников

информации, специализированных баз данных, расширения навыков

граждан в использовании современных технологий поиска и обработки

информации будет в полной мере реализован потенциал

государственных и муниципальных библиотек, которые должны стать

одним из важнейших институтов системы непрерывного образования. В

этих целях будет осуществлена модернизация стандартов деятельности

публичных библиотек и расширен спектр предоставляемых ими услуг.

Важной задачей библиотек станет обеспечение гражданам доступа к

платным источникам информации, включая российские и международные

специализированные базы данных, в том числе организован доступ к

электронным версиям международных научных и научно-популярных

журналов.

В рамках реализации Стратегии развития информационного

общества в Российской Федерации уже к 2015 году доля библиотечных

фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов

общедоступных библиотек составит не менее 50 процентов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.