Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие №1 для родителей учащихся первых классов

№№ слайдов Текст выступления
  Уважаемые родители! Сегодня мы собрались в этом зале на первое занятие по программе «Основы психологии и педагогики для родителей». Как возникла эта программа, и почему так важно ваше участие в ней?
  Известный афоризм гласит: «Когда в доме появляется ребенок, в дом приходит счастье!» Как сохранить это счастье на долгие годы? Как сделать своего ребенка счастливым?
  Как сделать так, чтобы ребенок вырос добрым, справедливым, честным, успешным человеком, хорошим семьянином и родителем, человеком, который будет опорой и защитой своим постаревшим родителям, и которым они будут с полным основанием гордиться?
  Как уберечь, а затем научить ребенка противостоять тем рискам и вызовам современного мира, которые несут угрозу здоровью, благополучию и, даже, его жизни?
  Достаточно ли для этого только любви и родительской интуиции? Нет, уважаемые родители. Успешным родителем может быть только компетентный родитель. Что же такое компетентность? Это осведомленность, авторитетность. Родительская компетентность – это, прежде всего, грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.
  И российская общественность, и российское государство в лице его руководителей считают крайне важным, жизненно необходимым повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Последний раз этот вопрос очень серьезно рассматривался на Форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» в октябре 2014 года. (СПРАВКА: ОНФ – коалиция общественно-политических организаций, созданная в мае 2011 по инициативе В.В.Путина)
  На Форуме выступал В.В. Путин, и он же по итогам встречи с участниками форума дал ряд поручений. Одно из них вы видите на экране. Это Поручение № 7: рекомендовать высшим органам исполнительной власти субъектов РФ организовать совместно с ОНФ курсы для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики. Во исполнение поручения Президент РФ специалисты Центра «Детство» разработали эту программу, а я буду проводить по этой программе занятия.
8, 9 Всего запланировано 4 занятия, два – в этом полугодии и два – в следующем. На занятиях вы получите теоретические знания и практические советы. Занятия состоят из нескольких частей. Последняя часть под рубрикой «Актуальная тема» посвящена самым животрепещущим вопросам воспитания подрастающего поколения.
  Итак, начинаем наше занятие. Первый вопрос, который мы рассмотрим – что изучает психология? Психология (" псюхе" с греч. – душа; " логос" с греч. – знание) – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.
  Условно психология подразделяется на две части: психологию познавательных процессов и психологию личности. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы и состояния, как ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и речь. Психология личности изучает состояния, свойства и связанные с ними процессы, а именно эмоции, способности, мотивация, темперамент, характер, воля. Еще психология изучает деятельность и поведение как отдельных индивидов, так и групп людей.
  Психология имеет целый ряд отраслей, они представлены на экране. Нас интересуют, конечно же, возрастная психология и психология практическая.
  Возрастная психология изучает психическое развитие на разных возрастных этапах и изменения при переходе из одного возраста в другой. Практическая психология - отрасль психологии, направленная на оказание психологической помощи, т.е. это практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности и т.п. Во второй части занятия вы получите не только некоторые знания из возрастной психологии, но и рекомендации практических психологов.
  На экране вы видите возрастную периодизацию детства. Каждому из указанных периодов соответствует свой ведущий вид деятельности. В младшем школьном возрасте основным видом деятельности является учение, в ходе которого формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности.
  Для чего родители должны знать психологию своего ребенка? Чтобы установить здоровые взаимоотношения в семье, грамотно решать конфликты между родителями и детьми, помочь ребенку преодолеть трудности каждого возрастного этапа, находить ответы на вопросы, которые ставят в тупик даже самых умных и мудрых родителей.
  Переходим ко второй части нашего занятия, в которой мы рассмотрим физиологические и психологические особенности первоклассников.
  Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 до 10 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Младший школьный возраст– это этап относительно спокойного и равномерного физического развития, и один из самых здоровых периодов в жизни ребенка. В этом возрасте развиваются главные аспекты здоровья – гибкость, выносливость, сила, ловкость. Ребенку в этом возрасте не обязательно заниматься спортом, но занятия физической культурой, оптимальная двигательная активность (утренняя гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе и пр.) обязательны. Костно-мышечный аппарат детей до 10 лет отличается большой гибкостью, и поэтому необходима профилактика сколиоза. Растет объем мышц, крепнут связки, но крупные мышцы развиваются раньше мелких, дети более способны к размашистым движениям и с трудом справляются с мелкими движениями, требующими аккуратности и точности. Моторные навыки, мелкие движения рук несовершенны, что вызывает естественные трудности с письмом, трудности при работе с бумагой и ножницами. Рука быстро утомляется при письме. Сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой. В этом возрасте необходимо проводить профилактику миопии (близорукости). Это - правильное освещение рабочего места, нужное положение книги при чтении, посадка и многие другие факторы. Кора больших полушарий головного мозга детей этого возраста является в значительной степени зрелой, что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению. Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов – возбуждения и торможения: увеличивается возможность тормозных реакций. Формируется ряд волевых качеств. Однако, отделы мозга, отвечающие за программирование, регуляцию, контроль еще не сформированы, отсюда эмоциональность, импульсивность в поведении ребенка, а отсюда – высокая подверженность травматизму.
  Все познавательные процессы становятся более произвольными и устойчивыми, но это трудно для первоклассника, и он быстро устает. Усталость эта возникает не от умственной работы, а от неспособности ребенка к физической саморегуляции. При эмоциональной усталости у ребенка может проявиться «детское» поведение: плач, капризы. Внимание слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределено, неустойчиво, каждый раздражитель отвлекает. Вместо того чтобы мыслить самостоятельно, дети в этот период быстро поддаются внушению, не проявляют собственной активности. В новой обстановке они не могут применить имеющиеся знания и опыт общения, накопленный до школы. Уменьшается объем памяти, поэтому необходимо обучать детей специальным мнемотехническим приемам. Доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть). Абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому ребенок с трудом понимает переносный смысл слов, пословиц. Практически все сказанное понимается буквально, поэтому нужно быть осторожными с опрометчивыми высказываниями («Как ты мне надоел», «Глаза б мои тебя не видели», «Я тебя не люблю»). Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Но их развитие не завершено, а поэтому часто ребенок не может решить задачу из-за того, что еще не может проанализировать ее условия.
  Некоторые физиологические и психологические особенности ребенка в этом возрасте создают для него риски. Об этом обязательно должны помнить родители. — Ребенок не воспринимает опасность как взрослый. — Реакция ребенка замедленная (взрослый различит движущую машину за ¼ с, а ребенок за 4 с). — До 8 лет дети плохо распознают источники звуков, и часто слышат только те звуки, которые им интересны. — Поле зрения у ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Он видит только то, что находится напротив. — Ребенок от природы импульсивен, и порой это очень опасно. Необходимо: — научить ребенка распознавать дорожные знаки. — пройти неоднократно по всем необходимым маршрутам, чтобы поработала зрительная память ребенка. — подавать ребенку пример правильного перехода дороги.
  Родители должны помнить, что начало школьного обучения является стрессом для каждого ребенка. Приспособление (адаптация) к школе может наступить не сразу, а в течение довольно длительного времени. 50-60% детей адаптируется в течение первых двух-трех месяцевобучения. Ребенок привыкает к коллективу, приобретает друзей. Преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. 30% детей до конца 1 полугодиямогут предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). Испытывают трудности и в усвоении учебных программ. У 14% детей наблюдается болезненная и длительная (до одного года) адаптация, трудности учебной работы, негативные формы поведения, устойчивые отрицательные эмоции, нежелание учиться и посещать школу. Часто с этими детьми не хотят дружить, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Шестилетки в основном имеют большую длительность адаптации, чем семилетние учащихся. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность. Основными показателями адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.
  Возможными проявлениями дезадаптации(нарушения процесса приспособления, привыкания к школе) являются: — снижение общей сопротивляемости организма; — нарушение сна, аппетита; — повышение температуры; — обострение хронических заболеваний; — снижение сопротивляемости организма.
  Некоторые родители первоклассников жалуются на лень своего ребенка. Обоснованы ли их жалобы? Или они заблуждаются, и признаки лени на самом деле являются проявлениями заболевания? У некоторых детей наблюдается астенический синдром. Астенический синдром у детей проявляется как дезадаптация в условиях запредельных нагрузок. Это болезненное состояние, которое имеет свою симптоматику и лечение. Внешние признаки детей с астеническим синдромом следующие: — По ходу занятий достижения ребенка ухудшаются. — В течение занятий ребенок явно перевозбуждается, растормаживается. — Появляются бездумные ответы «пальцем в небо», он готов сказать любое, лишь бы отстали. — Меняется внешний вид (бледнеет или краснеет). — Жалуется на головные боли, плохо засыпает. — Капризничает, не хочет заниматься. Необходимо: — снизить нагрузки — показать ребенка врачу
  Как снизить длительность и степень «болезненности» адаптационного периода? — Четко и однозначно объяснить ребенку правила поведения на занятиях, дома и в общественных местах. Это не излишняя строгость к первоклассникам, а необходимое условие его успешной адаптации. — Изменить характер взаимодействия между детьми и родителями. При воспитании ребенка прибегать не к авторитарным приказаниям, а к словесным аргументам и предложениям. Тогда ребенок будет склонен договариваться с родителями, вместо того, чтобы выказывать открытое неповиновение. — Постепенно увеличивать степень участия ребенка в принятии семейных решений. Надо начинать обсуждать с детьми различные проблемы и советоваться по важным вопросам. Это создает основу для формирования ответственного поведения детей.
24, 25 Теперь мы рассмотрим психологические особенности первоклассника. С приходом в школу меняется социальный статус ребенка. Появляется так называемая «внутренняя позиция школьника». Что это такое? Внутренняя позиция школьника – это — положительное отношение к процессу усвоения знаний и умений, — принятие ребенком требований учителя, правил поведения, распорядка дня, которые воспринимаются детьми как общественно значимые и неизбежные. Нужно помнить, что при неопределенности и шаткости требований дети не смогут ощутить своеобразие нового этапа своей жизни, что может разрушить интерес к школе. Для поддержания внутренней позиции школьника необходимы: — серьезное отношение к школьной жизни ребенка, — внимание к его успехам и неудачам, — терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, — эмоциональная поддержка. Родителям нельзя забывать о неравномерности психофизиологического развития детей и различных темпах развития мальчиков и девочек (девочки опережают на год-полтора). Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с ним самим, каким он был год, полгода, месяц, день тому назад. Что мог, умел, знал тогда, и что – сейчас. Это будет справедливо.
  Личностное и социальное развитие первоклассников характеризуется следующими особенностями: — Дети 7-8 лет психологически подготовлены к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. — Сформированные в этом возрасте правила становятся внутренним достоянием личности. — Правила и нормы и их соблюдение не должны зависеть от настроения взрослых. — В этом возрасте формируется такая черта как трудолюбие. — Ребенок уже должен соблюдать правила личной гигиены без напоминания, иметь обязанности по дому. — Приучение к трудовым обязанностям по дому должно происходить на положительном подкреплении (нужно хвалить за старание, даже если результат труда еще не очень хороший). — Особенно важен успех, когда ребенок видит, что его усилия привели к положительному результату. Уникальность этого возраста заключается в следующем: — В этом возрасте закладывается одно из качеств личности: либо умелость, либо чувство неполноценности. — Если ребенок неуспешен в учебе, у него появляются мысли – я неумелый. — Необходимо помочь ребенку найти ту сферу, где он будет успешен.
  Если ребенок, став школьником, не оправдывает ожидания родителей, они не должны поднимать слишком высоко планку требований. Это убережет их от разочарований, а ребенка – от упреков и раздражения старших. Постоянно присутствующее в душе ребенка сознание, что он «не соответствует», необычайно для него опасно. Прежде чем потребовать от ребенка быть отличником – надо разобраться: не требуете ли вы невозможного? Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом же году обучения. Вспомните свое детство и поставьте себя на место ребенка. Помните, что собственный опыт ребенка, даже негативный, все- таки опыт. Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Не забывайте, что школа - это не единственное, что есть у подрастающего человека. Это только часть его жизни. Увлечения, друзья важны не менее. Очень важна поддержка родителей для первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе ребенка надо обязательно найти то, за что можно было бы его похвалить. Иногда родители недооценивают своего ребенка, и тогда он тоже перестает верить в свои возможности. Похвала и эмоциональная поддержка способны повысить интеллектуальные достижения человека.
  Как эмоционально поддерживать ребенка? Пробуждение ребенка утром должно быть спокойным, с улыбкой. Не торопите, не подгоняйте, ваша задача рассчитать время, ребенок не виноват. Не прощайтесь, предупредив «смотри, не балуйся». Пожелайте успеха, подбодрите – впереди трудный день Встречайте спокойно, не обрушивайте 1000 вопросов, дайте расслабиться. Но если хочет поделиться – выслушайте. Если учитель все-таки задает домашнее задание, оптимальное время для его выполнения – с 15 до 17 часов. Вечером - бесполезно. Каждые 30 мин - перерыв на 10 – 20 мин. Продолжительность выполнения домашнего задания - более 1, 5 часов Найдите полчаса, когда будете принадлежать только ребенку. Перед сном не вспоминайте неприятное. Обсудите с ребенком правила и нормы в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. В начале и конце учебного года в переходные моменты особенно важно поддерживать спокойную, стабильную обстановку в доме. Помните, что ребенок имеет право на ошибку. Когда человек учится, у него может сразу что – то не получаться.
  Результатом правильного воспитания будут: — Высокий уровень школьной мотивации. — Снижение школьной тревожности — Формирование чувства долга и ответственности — Адекватная самооценка — Формируется сознание того, что «Это надо, это я смогу».
  Уважаемые родители! Мы переходим к третьей части нашего занятия. Она непродолжительная, но очень важная, потому что в ней речь пойдет о безопасности детей. Мы живем в информационном обществе. Поток непрерывно льющейся информации обрушивается на всех нас. Мы, взрослые, не всегда способны отличить истину от дезинформации, от откровенной лжи. Но отличить информацию полезную, или хотя бы безвредную, от опасной мы можем. В этом нам помогают знания и жизненный опыт. Наши дети не обладают такими возможностями. Неизведанное, новое привлекает их. Они любят риск, и так хотят быть независимы от нашего мнения. Они настроены на познание мира, такова их возрастная особенность. И мы, взрослые, должны сделать все, чтобы это познание не обернулось для наших детей потерями и несчастьями.
  Интернет считают одним из важнейших достижений научно-технического прогресса. Он незаменим в современном мире. Но он несет и угрозу. Эта угроза для наших детей заключается в доступе к информации, которая является для них вредной и, даже, опасной. На предотвращение этой опасности направлен Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  В соответствии с законом опасной для детей информацией является информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера; 8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
  Родители должны сделать все, чтобы перекрыть доступ своих детей к этой информации. Может показаться, что эта опасность не актуальна для детей младшего школьного возраста, но это не так. Дети очень легко овладевают информационными технологиями и становятся пользователями Интернета порой без ведома родителей. Вот правила, которые родители должны знать и донести их до детей: • Не оставлять в публичном доступе или отправлять незнакомцам при общении в сети контактную информацию: телефон, e-mail, адрес проживания. • Не соглашаться на уговоры незнакомых людей о личной встрече. • Не переходить по ссылкам в сообщениях от неизвестных адресатов. • Не переходить по ссылкам в сообщениях с чрезмерно заманчивыми или подозрительными предложениями. • Настроить приватность аккаунтов в социальных сетях.
34, 35 Для того, чтобы уменьшить опасность получения вредной информации из всемирной сети, рекомендуем: • Обучить ребенка правилам безопасности в Сети. • Обращать внимание на то, чем занимается ребенок в Интернете. • Использовать технологии родительского контроля на компьютере или ином устройстве. • Обговорить с ребенком ограничения его веб-серфинга (блуждания по интернету) • Стать другом и наставником своему ребенку.
  Наше занятие окончено. На следующем занятии мы продолжим тему безопасности детей. А сейчас я с вами прощаюсь. Благодарю за внимание. До следующих встреч!

 

<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
ылым мен техника | Олег Вещий

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.