Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Богослужебные книги с фиксацией песнопений.






БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ представляют собой либо литургические тексты, используемые во время богослужения, либо руководства, как этими текстами следует пользоваться.

По осмогласному принципу построены певч. книги Октоих (Осмогласник) и Ирмологий. Др. певч. служебные книги объединяют песнопения, относящиеся к одному типу богослужения или однотипным жанрам. Круг суточных и седмичных служб, требы включены в Обиход. Певч. книги Праздники и Трезвоны отражают годичный круг больших и малых праздников православной церкви. Подвижный круг служб (связанный с изменением дня празднования пасхи) содержится в 2 певч. книгах - Триодь постная (10 недель до пасхи) и Триодь цветная (7 недель после пасхи). Т. о., 5 служебных кругов - суточный, недельный (седмичный), осмогласный, годовой (праздничный) и триодный, наслаиваясь друг на друга, объединялись в многоплановую муз.-поэтич. композицию православного богослужения. Обиход — с конца 16 в.

3.7. Церковный раскол: полемика по вопросам культового пения, исчезновение монодии в пользу многоголосного пения в церкви.

В середине 17 в. на базе знаменного пения возникли первые образцы культового многоголосия - строчное пение (2-, 3-, иногда 4-голосное), которое записывалось в виде крюковых знаменных партитур, а также демественное пение (на 2, 3, 4 голоса), сохранившееся как в демественной записи, так и в переложении на знаменную нотацию. В 16 в. развернулась полемика о многогласии - своеобразной форме рус. богослужения, когда в целях сокращения службы одноврем. исполнялись, напр., ирмосы канона, читались тропари и возглашалась ектенья. Многогласие было осуждено в 1551 на Стоглавом соборе, но полемика по этому поводу велась еще около ста лет.

Практика многогласия предполагает одновременно ведение в одном и том же помещении нескольких служб, т. е. произнесение нескольких текстов одновременно. Возникновение этой практики обусловлено стремлением произнести все тексты, предписываемые Церковным уставом; понятно, вместе с тем, что такого рода практика никак не способствует восприятию этих текстов. Что же касается хомового пения, которое противопоставляется пению наречному, то в этой певческой манере о и е могут произноситься на месте эти мологических еров (бывших звуков ъ и ь) не только в сильной, но и в слабой фонетической позиции, где еры давно уже исчезли 51.Так, например, слова «Христос», «Спас», «днесь» и т. п. могут произноситься в пении Христосо, Сопасо, денесе, поскольку в этих словах были когда-то еры: произношение Христосо отражает старую форму Христосъ, произношение Сопасо — старую форму Съпасъ, произношение денесе — старую форму дьньсь и т. д. и т. п. Такого рода произношение, естественно, очень затрудняет восприятие текста.

В середине XVII в. многогласное пение сменяется единогласным и хомовое пение — наречным (т. е. произношение слов в церковном пении перестает отличаться от произношения в чтении — начинают петь «на речь», т. е. как говорят и читают). Характерно, что это вызывает ожесточенную полемику, особенно же знаменательно то обстоятельство, что оба явления могут объединяться в культурном сознании. Действительно, эти явления определенным образом связаны: как переход от многогласия к единогласию, так и переход от хомового пения к наречному, обусловлен, в сущности, ориентацией на восприятие, предполагает конвенциональное отношение к сакральному знаку. В обоих случаях можно усмотреть переход от внутренней по отношению к храмовому действу точки зрения к внешней.

На Стоглавом соборе был также поднят вопрос об учреждении певч. школ, где должны были обучать детей пению и чтению. В 16 в возник ряд крупных муз. центров, среди к-рых выделились школы Новгорода и Москвы. На высокую ступень поднялось исполнит. иск-во.

Летописи упоминают о Хоре государевых певчих дьяков, организованном в 15 в. Иваном III, и патриарших певчих дьяках - хоре, возникшем в 16 в. Позже на основе этих хоров образованы Придв. певч. капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве.

С середины 17 в. наступает переломный период в русском церковно-певческом искусстве: постепенно утверждается новый стиль хорового многоголосия – «партес», Под влиянием южнорус. культуры в России начало распространяться партесное многоголосие, к-рое вытеснило знаменное и троестрочное пение. В рамках церк. музыки партесное пение может быть выделено как новое стилевое направление, сменившее церк. музыку Др. Руси, - стиль рус. барокко. Новому направлению соответствовали новые жанры церк музыки - партесные концерты a cappella, свободные многогол. композиции служб, партесные обработки знаменного распева в хоральной фактуре (мелодия знаменного распева в качестве cantus firmus помещалась в теноре). Возникли новые виды духовной музыки, исполняемой в домашней обстановке, - духовные канты, псальмы. После семисотлетнего господства монодического знаменного пения в Ц. м. 2-й пол. 17 в. произошли решительные перемены. В рамках партесной музыки развивалось ладотональное и гармонич. мышление, появились сочинения с яркими образными контрастами, значительно усилилось влияние нар. музыки и кантов. Обновление средств выразительности в партесной музыке отразило процесс сближения культовой музыки со светской, к-рый особенно усилился в 18 в.

 


[1] Исследователи[1] выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qā noeh/ḳ ā nu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.

[2] Если мы сравним произведения, написанные по данной модели, и даже в рамках одного времени, мы увидим, что канон был не просто системой запретов, но он был системой творчества. В древней культуре акцент на творчестве был весомым. Если читать даже очень древние тексты (книги священного писания) — в первых главах описывается то, как Бог привлекает человека к сотворчеству. Бог привлекает Адама, чтобы он нарекал имена его созданиям. Отсюда традиция почитания имени. По канону, если на иконе есть имя, то она не нуждается в освящении. Хотя, обычно освящают.

[3] к моменту возникновения первых рукописей устава от начала христианской традиции прошло больше 8 веков ПРОВЕРИТЬ!

[4] Этот устав учитывал местность, особенности ландшафта. Место было пустынным, скалистым, с дикими зверями, змеями. Этот монастырь был разбросан: много отдельных построек. Была большая группа армян, грузин. Это вызвало особенности богослужения. В частности: всенощные бдения. Служба заканчивалась, а в кельи возвратиться нельзя (опасно, темно).

[5] Линеарные способы организации пространства. Отсутсиве перспективы. Нет единой точки схода, будто бы смотришь с разных точек зрения. Сочетание разных временных событий.

[6] русская трактовка гласа отличалась от византийской: глас представлял собой не звукоряд, а сумму мелодических формул (попевок).

[7] Древнейший и известнейший тропарь — «Свете тихий» (греч. Φ ῶ ς ἱ λ α ρ ό ν), который поётся на вечерне (Свѣ ́ те Ти́ хій святы́ я сла́ вы, безсме́ ртнаго Отца̀ небе́ снаго, свята́ го блаже́ ннаго, Іису́ се Хрістѐ: прише́ дше на за́ падъ со́ лнца, ви́ дѣ вше свѣ ́ тъ вече́ рній, пое́ мъ Отца̀, Сы́ на, и҆ Свята́ го Ду́ ха, Бо́ га. Досто́ инъ е҆ сѝ во вся̀ времена̀ пѣ ́ тъ бы́ ти гла́ сы преподо́ бными, Сы́ не Бо́ жій, живо́ тъ дая́ й: тѣ ́ мже мі́ ръ Тя́ сла́ витъ.). Другой весьма древний и знаменитый тропарь — в честь Воскресения Христова: Хрісто́ съ воскре́ се и́ ҆ зъ ме́ ртвыхъ, сме́ ртію сме́ рть попра́ въ, и҆ су́ щимъ во гробѣ ́ хъ живо́ тъ дарова́ въ.

[8] Кондак - сложная и тонкая композиция, состоящая из вступления (проэмион), последующих сольных строф в ином размере, но изометричных между собой и неизменно повторяющегося между ними хор. припева. При этом стихи текста часто образуют акростих. Гениально одарённый поэт-лирик, Роман достигал в кондаках яркой поэтич. образности (особенно знаменит был его Рождественский кондак).

[9] Сохранялись архаичные типы византийских певческих книг, содержащие однородные циклы песнопений: Кондакарь, триодный (постный, цветной) и минейный Стихирарь, Ирмологий, Параклитик (включает в древнерусском варианте только утренние каноны Октоиха на всю седмицу), Октоих " изборный" (в основе - собрания стихир воскресных и покаянных, седальнов и блаженн). Группу певческих книг, формируемых в значительной мере порядком богослужения и поэтому разножанровых, составляли Триодь постная и цветная, а также Минея (служебная, праздничная).

[10] Многочисленные и разнообразные фиты - пространные мелодические формулы мелизматического типа, записывавшиеся невмами с включением начертания буквы " фита", аналогичные греч. thematismoi или themata, - использовались в качестве фигур украшения и восклицания (ekfonisis).

[11] сохранялась большая часть ее невм, но использовала также нехарактерные для палеовизантийской нотации комбинации знаков.

[12] Д. р. одноголосен, однако существовал и особый вид др.-рус. многоголосия, к-рый также называли демественным пением. Он культивировался со 2-й пол. 16 в. по 1-ю четверть 18 в. Природа его ещё недостаточно изучена.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.