Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология музыкальных жанров






Все музыкальные жанры знаменного распева входят в православные службы, из которых основными являются Вечерня, Утреня и Божественная Литургия (Обедня), сопуствующими — Часы (1, 3, 6, 9), Повечерие, Полунощница. Великая Вечерня и Утреня составляют две части Всенощного Бдения. Центральной службой выступает Литургия (букв. «общественное дело» от греч. λ ε iτ ο ν — общество и έ ρ γ ο ν — дело), посвященная таинству причащения — евхаристии; аналог западной мессы. В настоящее время имеется три важнейших разновидности Литургии: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Двоеслова.

Существует устоявшееся жанровое разделение на псалмодию и гимнографию.

Кроме того, по отношению к тексту различаются жанры обобщенные (на разные тексты) и конкретно-текстовые (на один определенный текст). Обобщенные жанры включают песнопения: стихира, богородичен, догматик, тропарь, антифон, канон, кондак, икос, степенна, блаженна, псалом, подобен, причастен (причастный стих, или киноник), проки- мен, седален, величание, славник, ипакои (ипакой), ексапостиларий (светилен), ектения. Конкретно-текстовые жанры (от первых слов песнопения) — Херувимская, Свете тихий, Достойно есть, Милость мира, Да исполнятся уста, О Тебе радуется (задостойник), С нами Бог, Верую, Отче наш и многие другие.

 

В 16 веке возникают демественный и путевой распевы, имевшие каждый свою систему невменной записи. В сер. 17 в. на Руси распространились новые одноголосные осмогласные распевы - киевский, болгарский, греческий - с характерными для них симметрич. ритмом, делением на такты одинаковой продолжительности.

Демественный распев

Время расцвета Демественного распева — 17 век. Им пели важнейшие песнопения всенощной и литургии, величания, задостойники, песнопения архиерейского богослужения, освящения храмов, венчания. Песнопения Д. р. иногда записывались знаменной нотацией, чаще особой демественной нотацией, созданной на основе знаменной.

В отличие от знаменного распева, он не подчинён системе осмогласия и его попевки являются иными, чем попевки знаменного распева.. Своеобразна и ритмика Д. р. - симметрия движения в ней постоянно нарушается синкопами и " оттяжками", изменяющими длительности не в полтора раза, как это принято в знаменном распеве, а на 1/8 их номинальной протяжённости. Орнаментальность, декоративность, прихотливая ритмика.

. Для исполнения Д. р. нужно было обладать высокой муз. культурой и незаурядной вокальной техникой. Такие мастера пения были при соборах больших городов[12].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.