Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перкуссионные ударные.






Перкуссионные инструменты уходят корнями в эпоху до нашей эры, являются прародителями всех ударных инструментов. Представляют собой ряд инструментов, которые не входят в состав классической ударной установки. К таким можно отнести дарбуку, табла, там-там, бубен, тамбурин, ковбелл, маракас, колольчики, конго, шейкеры, бонго, трещотки, треугольники, кастаньеты, деревянные коробочки и многие другие этнические инструменты. Используются в различных наборах и во всех видах музыкальных ансамблей и оркестров.

Барабаны появились на заре истории человечества. В руинах Месопотамии были найдены маленькие цилиндрические барабаны с датировкой около 3000 лет до нашей эры. Древнеегипетские гробницы содержали подобные барабаны. Мало кому известно, что на территории современной Германии и Чехии в древности использовались большие кубкообразные барабаны. Самые ранние датируются примерно 3600 лет до нашей эры (по некоторым данным до 7000 д.н.э.). Изготавливались они из глины и имели в высоту от 14 до 46 см. Похожие формы были найдены на Алтае с датировкой около 500 лет д.н.э.  В современной Европейской традиции кубкообразный барабан впервые встречается на миниатюре в кантигах Альфонса Мудрого (1221-1284). Девушка держит его на плече в марокканской манере. В персидских миниатюрах он появляется с 19-го века и расположен уж на коленях.

Перкуссия относится к этническим инструментам и считается самым древним видом среди музыкальных инструментов. Несколько веков назад перкуссия применялась на востоке и африканских племенах. Со временем, этот инструмент появился и в Европе, и пользуется большой популярностью по сей день. Сегодня барабаны чрезвычайно популярны во всем мире, их делают в самых различных формах. Некоторые традиционные барабаны уже давно используются в эстрадной практике. Это, прежде всего, всевозможные латиноамериканские инструменты: бонги, конги и др.

Там-там – традиционный африканский инструмент, который и в наши дни не потерял своей актуальности. Многие деятели киноиндустрии используют этот оригинальный барабан в своих картинах, чтобы придать им национальный колорит. Звук этого барабана известен практически каждому, кто смотрел фильмы о племенах. Это чуть глуховатый, но довольно сильный звук вселяет одновременно страх и благоговение.

Сравнительно недавно в инструментарии эстрадных, этнических и средневековых музыкальных коллективов появились важнейшие восточные барабаны и барабаны Африки – соответственно, дарбука (или ее басовая разновидность думбек) и джембе. Особенность этих инструментов состоит в том, что на них можно извлекать звуки самой различной тембральной окраски. Особенно это касается дарбуки. Мастера игры способны извлекать из восточного барабана – дарбуки множество различных звуков и, таким образом, конкурировать с целой ударной установкой. Обычно технику на этих инструментах преподают носители традиции, причем освоение материала идет исключительно по слуху: ученик повторяет вслед за учителем всевозможные ритмические рисунки.

Существуют музыкальные группы на территории ряда стран: Малайзии, Индии, Африки, Южной Америки и др., которые состоят из отдельных исполнителей, использующих во время игры только перкуссионные музыкальные инструменты. Данные типы групп, как правило, чаще всего исполняют ритуальную музыку и сопровождают обрядовые торжества. В большинстве случаев такие группы особо распространены в различных племенах. Однако, они могут выступать и на больших сценах, как ритмическое сопровождение различных экзотических вокально-танцевальных музыкальных групп.

Дарбука – один из древних перкуссионных инструментов Ближнего Востока, представитель обширного семейства кубкообразных барабанов (к этому семейству принадлежат также африканский джембе, иранский томбак и многие другие этнические барабаны). Кубкообразные барабаны известны еще со времен неолита (по результатам раскопок), их изображения встречаются на месопотамских барельефах и египетских фресках. Позднее подобные барабаны органично влились в арабскую культуру. В Европе кубкообразные барабаны появились в эпоху Средневековья благодаря интенсивным культурным контактам с арабским миром, но она здесь не прижилась. Возможно, это связано с тем, что многие ударные инструменты — прежде всего, восточного происхождения — оказались в какой-то момент под запретом со стороны католической церкви. В результате отставание Европы по части ударных инструментов и ритмической культуры продолжалось вплоть до девятнадцатого века.

Рик — маленький рамочный барабан, с пятью парами цымбал. Рик используется в классической, эстрадной и танцевальной музыке. В некотором смысле, техника игры на рике более сложная, чем на дарбуке, всвязи с тем, что играть приходится не только на мембране, но и на цымбалах. При это левая рука не только играет, но и поддерживает инструмент. Это позволяет развивать мышцы левой руки. Играющему на дарбуке желательно уметь играть также и на рике.

Давул — барабан, распространённый у курдов, в Армении, Иране, Турции, Болгарии, Македонии, Румынии. С одной стороны имеет мембрану из козлиной кожи для баса, по которой бьют специальной твердой, с другой стороны натянута овечья кожа, по которой бьют прутиком, извлекая высокий хлесткий звук. В настоящее время мембраны стали изготавливаться из пластика. Иногда палочкой бьют по деревянному корпусу. На Балканах и Турции ритмы для давула довольно сложные, как правила на нечетные ритмы и с синкопами. В нашей студии мы используем давул для уличных выступлений и для постановки чувства ритма.

Даф – один из древнейших рамочных ударных инструментов, о котором существует много народных сказаний. Время его возникновения соответствует времени появления поэзии. Например, когда речь идет о свадьбе Соломона с Белкис, то упоминается, что даф звучал в их брачную ночь. В Иране суфии использовали даф для ритуальных церемоний («зикр»). В последние годы иранские музыканты с успехом стали использовать восточный барабан – даф в современной эстрадной персидской музыке.

Дойра – основной узбекский барабан. Состоит из круглой обечайки (сделана из сухой виноградной лозы, орехового или букового дерева) и натянутой на неё с одной стороны мембраны (из рыбьей или козлиной кожи, иногда желудка животного) диаметром 360-450 мм. Перед игрой дойру нагревают на солнце или у огня для большего натяжения мембраны, что способствует чистоте и звонкости звучания. Звук извлекается ударами 4 пальцев обеих рук (большие пальцы служат для опоры инструмента) и ладоней по мембране. Удар в середину мембраны даёт низкий и глухой звук, удар около обечайки - более высокий и звонкий. К основному звуку присоединяется звон металлич. подвесок. Различие в окраске звука достигается благодаря различным приёмам игры: удары пальцев и ладони разной силы, щелчки мизинцами, скольжение пальцев по мембране, встряхивание инструмента и др. Возможны тремоло, форшлаги. Диапазон динамических оттенков - от нежного piano до мощного forte. Техника игры на дойре, разрабатывавшаяся веками, достигла высокой виртуозности. На дойре играют (любители и профессионалы) соло, аккомпанируя пению и танцам, а также в ансамблях. Репертуар дойры составляют разнообразные ритмические фигуры - усули. Д. используется при исполнении макомов, мугамов. В современное время дойра часто входит в состав народных, а иногда и симфонических оркестров.

Джембе — западно-африканский барабан в форме кубка (примерно 60 см высотой и диаметром мембраны около 30 см), выдолбленный из цельного куска дерева с натянутой кожей антилопы или козы, часто с металлическими пластинами «kesingkesing», применяемыми для усиления звука. Появился в Малийской Империи в XII веке и образно назывался Healing Drum (Исцеляющий Барабан). Полагают, что открытая форма корпуса происходит от обычной дробилки зерна. В зависимости от удара, djembe производит три основных звука: басовый, тональный и резкого шлепка - слэп. Для африканских ритмов характерна полиритмия, когда несколько барабанных партий создают общий ритм. Играют на джембе ладонями. Основные удары: Бас (в центр мембраны), Тон (основной удар по краю мембраны), Слэп (шлепок по краю мембраны).

Уду — африканский глиняный барабан-горшок, происходящий из Нигерии (udu - одновременно «сосуд» и «мир» на языке Игбо). Глубокие, настигающие звуки, которые производил уду, многим казались «голосами предков» и первоначально его использовали в религиозных и культурных церемониях. При ударе по отверстию издает глубокий низкий звук, по поверхности звенящий керамический звук. Может иметь мембрану на поверхности.

 

Из музыки различных композиторов среди академической направленности существуют произведения, которые написаны исключительно для ударных инструментов, к примеру, для перкуссионных барабанов. Чаще всего это довольно пестрый и крупный состав по инструментарию. Помимо ударной установки и традиционных инструментов также используются различные этнические музыкальные инструменты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.