Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды вненаучной философии.






Прежде всего, следует упомянуть религиозную философию. Это достаточно распространенный тип философии. Он вызван к жизни тем обстоятельством, что, как правило, религиозные тексты не являются философскими трактатами. По самой своей сути они ориентированы на всех живущих людей и в силу этого написаны языком доступным пониманию большинства. Ведь философами, как заметил Фома Аквинский, являются немногие, а в спасении нуждаются все. Именно поэтому, делает вывод Фома, Бог сообщил важнейшие истины доступным для большинства языком, а не предоставил нам возможность дойти до них посредством философского исследования.

Но любое цивилизованное религиозное сообщество нуждается в философии. Она необходима как для полемики с другими сообществами, так и для удовлетворения определенных духовных потребностей самого этого сообщества. Религиозные философы конструируют свою философию, извлекая ее из священных текстов, в которых она имплицитно (скрытно, неявно) содержится.

Основное отличие религиозной философии от философии научной заключается в принципе веры. Исходные положения этой философии извлекаются из священных текстов. Их истинность воспринимается на веру. И эта истинность гарантирована Богом. Соответственно, основной пункт веры здесь – Бог и то, что тексты от Бога. Очевидно, что наука не может опираться на подобные основания. В данном случае - неважно хорошо это или плохо, правильно это или неправильно. Важно лишь то, что так оно и есть. Именно поэтому религиозная философия может быть предельно рациональной и предельно эмпиричной (опирается на факты чувственного опыта), но при этом, она всегда будет находиться вне поля науки.

В этом отношении, меня изумляют религиозные мыслители, которые изо всех сил пытаются опереться на науку. Мотив их мне понятен, но представляется достаточно лукавым. Признавая авторитет науки, они надеются использовать его для привлечения к религии тех людей, которые готовы спасти свою душу только в том случае, если получат твердые доказательства существования Бога и бессмертной души. Наука обладает прекрасным свойством предоставлять «в ощупывание» объекты своих суждений. Соответственно, наши «проповедники» стремятся использовать это свойство с тем, чтобы убедить сомневающихся в том, что они имеют возможность «ощупать» Бога и бессмертную душу.

Подлинное религиозное сознание, по моему убеждению, да и не только по моему, предполагает в основе своей определенный экзистенциальный подвиг. В то время, как суетные люди на калькуляторе подсчитывают, есть Бог или нет его и, в зависимости от своих расчетов, делают вывод, выгодно им в него верить или нет, истинно религиозный человек бросается в веру как в пропасть. Скептики кричат ему, что он безумец и что он погибнет, но он знает, что будет спасен. Если бы спасение души можно было вычислить с помощью математики или какой-либо другой точной дисциплины, то оно стоило бы немногого. Спасение души даруется за подвиг веры, а не за успехи в образовании.

Религия не нуждается в опоре на науку. Она имеет свои автономные источники. На этот счет очень хорошо высказался все тот же Фома Аквинский, который говорил, что рациональные доказательства, если они истинны, ничего не добавляют к вере, если же они ложны, то они дают «повод неверующим посмеяться и подумать, что таковы вот основания, на которых мы веруем в то, что имеет отношение к вере». (Цит. по 27. с. 37)

Другой достаточно любопытный и распространенный вид вненаучной философии – философия человеческой жизни. Я часто называю ее экзистенциальной философией, используя название одного из современных течений этой философии (экзистенция – бытие-человека-в-мире). Впервые этот вид философии явно оформился в учении Сократа. Сократ полагал, что подобно тому, как мы овладеваем различными искусствами, например, искусством игры на музыкальном инструменте или кузнечным искусством, так же мы можем овладеть и искусством жизни. Странное дело: нас обучают многим искусствам, но искусство жизни пускают на самотек и дают на откуп обыденному разуму. Начиная с Сократа, многие философы пытаются понять, что есть человек и в чем же заключается суть его жизни. Как правило, учения этих философов сильно отличаются от той философии жизни, которой пользуется повседневный человек. Но часто эта повседневная философия оказывается вульгаризированным «перепевом» той или иной «серьезной», «систематической» философии жизни.

На современного европейского человека до сих пор наибольшее влияние оказывает философия жизни, выработанная христианством. Хотя это влияние сильно потеснено за последние несколько столетий различными светскими учениями. При чтении этой книги вы столкнетесь с очень интересными вариантами этой светской, мирской философии. Чего стоят одни киники! Эти философы полагали, что жить следует сообразно законам природы, ибо только на этих законах может быть основана истинная добродетель. В итоге, они старались уподобить свою жизнь жизни животных – весьма своеобразная «собачья» философия. Киников иногда называют «античными хиппи», хотя, справедливости ради, учитывая временную последовательность, следовало бы назвать хиппи «современными киниками».

Довольно часто философия пытается использовать методы искусства. В этом случае она реализуется в качестве философии как искусства. Ярким представителем подобного вида философии является Фридрих Ницше. Он сознательно старается дистанцироваться от рационального, научного мышления и использует творческие озарения и художественные образы как адекватные средства познания мира. Ученых он считает догматиками, которые мнят, что они могут уловить жизнь в сети понятий. С таким же успехом они могли бы пытаться поймать реку посредством сетей:

«Предположив, что истина есть женщина, - как? разве мы не вправе подозревать, что все философы, поскольку они были догматиками, плохо понимали женщин? что ужасающая серьезность, неуклюжая назойливость, с которой они до сих пор относились к истине, были непригодным и непристойным средством для того, чтобы расположить к себе именно женщину. Да она и не поддалась соблазну – и всякого рода догматика стоит нынче с унылым и печальным видом. Если только она вообще еще стоит! Ибо есть насмешники, утверждающие, что она пала, что вся догматика повержена, даже более того, - что она находится при последнем издыхании». (16.Т.2. с.239)

Более того, Ницше сомневается в самом понятии «истина». Он считает, что «ложь» должна быть реабилитирована: «Признать ложь за условие, от которого зависит жизнь, - это, конечно, рискованный способ сопротивляться привычному чувству ценности вещей, и философия, отваживающаяся на это, ставит себя уже одним этим по ту сторону добра и зла». (16.Т.2. с.243)

Существует и такая разновидность философии как магическая философия. Она полагает, что магический мир является подлинной реальностью, которая скрыта иллюзиями, окружающими нас. И именно на законах магического мира эта философия основывает свои конструкции. Во времена своих духовных поисков я немного изучал эту область. Она мне не понравилась. Я предпочитаю жить в мире науки и в мире материальных вещей. Поэтому о своих наблюдениях в этой области расскажу как-нибудь в другой раз. В качестве же классического современного образца магической философии могу указать книги Карлоса Кастанеды.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.