Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характер экономической политики в Китае и России






Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94, 9 до 26, 6%. К 1995 г. он снизился до 18, 9%. После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше, чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в настоящее время (табл. 5).

Таблица 5. Политика занятости, социальная политика

Показатели Китай Россия
       
Удельный вес в численности занятых, %:        
-занятых в государственном секторе 94, 9 18, 9 75, 4 32, 9
- занятых в аппарате государственного управления 1, 2 1, 7 2, 3 4, 4
Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из государственного бюджета, % 5, 6 3, 4 22, 9 26, 5
Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП 4, 0 0, 9 6, 3 12, 6
Уровень безработицы, % 5, 3 2, 9 2, 6 9, 0

Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился в обеих странах: в Китае за 17 лет -- на 40%, в России за 6 лет -- на 90%. В настоящее время российский показатель выше китайского в 2, 6 раза, а после сокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн чел., объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо

Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на 16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным.

Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4, 0 до 0, 9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли -- с 6, 3 до 12, 6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.

В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое -- с 5, 3 до 2, 9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42, 3% в 1978 г. до 53% в 1997 г., что способствовало ускорению экономического развития. Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2, 6% в 1991 г. до 9% в 1997 г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49, 7 до 44, 4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России.

Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17, 7% от объема импорта в 1978 г. до 2, 5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму -- отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0, 7% в 1992 г. до 5, 3% в 1997 г. (табл. 6).

Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты

Показатели Китай Россия
       
Импортные пошлины в % к импорту 17, 7 2, 5 0, 7 5, 3
Темпы прироста, %:        
- экспорта 2, 3 17, 1 -20, 0 0, 5
- импорта 2, 8 19, 5 -36, 0 3, 8
В % к ВВП:        
- экспорт 5, 1 17, 1 25, 6* 27, 7
- импорт 6, 3 15, 2 36, 7* 22, 0
Удельный вес машин и оборудования в экспорте, % 4, 7 21, 1 8, 9 8, 1
Иностранные инвестиции в % к ВВП 0, 11 5, 08 0, 18 0, 86

* 1990 г.

Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8, 3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше.

Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г. до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с 5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18 лет вырос в 15, 2 раза, импорта -- в 12, 5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0, 11% ВВП в 1978 г. до 5, 08% ВВП в 1997 г. Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала повышению его темпов экономического роста.

Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в 1994--1995 гг. до 0, 5-3, 8% в 1997 г. В результате отношение экспорта и импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к показателям 1990 г. (26-37%). В последние годы наметился прирост прямых инвестиций в российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г. остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.

Денежно-кредитная политика. Китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 17, 3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным (табл. 7).

Таблица 7. Характер экономической политики в Китае и России

Направление экономической политики Показатели Среднегодовые значения показателей в 1992-1997 гг.
Китай Россия
1. Социальная политика Социальные субсидии в % к ВВП 1, 0 10, 5
2. Внешнеэкономическая политика Импортные пошлины в % к объему импорта 0, 6 2, 6
Среднегодовые темпы снижения валютного курса, % 6, 7 98, 8
3. Денежно-кредитная политика Темпы, %:    
- прироста кредитов ЦБ 14, 8 199, 9
- прироста денежной массы за вычетом прироста реального ВВП 17, 3 255, 0
4. Бюджетная политика В % к ВВП:    
- государственные налоги 11, 6 31, 8
- государственные расходы 14, 5 49, 6
в т.ч. расходы центрального правительства 3, 8 27, 6
- государственные расходы на экономику и субсидии 3, 9 17, 1
- государственное потребление 12, 4 19, 5
- бюджетный дефицит 1, 8 14, 5
- государственный долг 10, 6 23, 6
Результаты экономической политики Темпы инфляции, % 10, 3 434, 6
Уровень безработицы, % 2, 7 7, 0
Темпы прироста, %:    
экспорта 15, 3 -3, 0
импорта 17, 4 -8, 0
Иностранные инвестиции в % к ВВП 4, 6 0, 4
Темпы прироста реального ВВП, % 11, 6 -7, 4

В отличие от этого российские денежные власти в 1991-1995 гг. проводили на редкость экспансионистскую политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Центрального банка России за период 1992-1997 гг. составили 200%, среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 255%. В результате среднегодовые темпы инфляции достигли 435%, что способствовало резкому сокращению реального производства.

Бюджетная политика. Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с 5, 1% ВВП в 1979 г. до 1, 2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода реформ сохранялась в пределах 1, 4-2, 2% ВВП.

Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов -- с 30, 4 % ВВП в 1979 г. до 10, 3% ВВП в 1996 г. Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов --с 31, 3% ВВП в 1979 г. до 11, 5% ВВП в 1996 г.

Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов -- с 36, 4% ВВП в 1979 г. до 13, 1% ВВП в 1996 г.

Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение (график 6, таблица 8).


График 6. Государственные расходы по статьям в %к ВВП в Китае

Таблица 8. Показатели государственных финансов в %к ВВП

Показатели Начало реформ Последний год, по которому имеются данные
Китай Россия Разница между Китаем и Россией Китай Россия Разница между Китаем и Россией
Бюджетный дефицит 5, 1 40, 3 -35, 2 1, 6 7, 5 -5, 9
Государственные доходы, 31, 3 35, 6 -4, 3 11, 5 35, 9 -24, 4
в т. ч. Налоговые доходы 30, 4 32, 2 -1, 8 10, 3 31, 7 -21, 4
Государственные расходы всего, в т.ч.: 36, 4 75, 9 -39, 5 13, 1 43, 4 -30, 3
Управление, суд, обеспечение порядка и безопасности, международная деятельность 1, 4 9, 6 -8, 2 1, 6 3, 8 -2, 2
Оборона 5, 5 4, 5 +1, 0 1, 1 3, 2 -2, 1
Образование, здравоохранение, наука, культура, в т. ч.: 3, 3 6, 6 -3, 3 2, 5 8, 4 -5, 9
Образование 1, 8 3, 6 -1, 8 1, 5 4, 4 -2, 9
Здравоохранение 1, 0 2, 5 -1, 5 0, 6 3, 0 -2, 4
Наука 1, 5 0, 6 0, 9 0, 4 0, 4 0, 0
Экономика и субсидии 20, 5 43, 5 -23, 0 1, 4 8, 5 -7, 1
Социальное обеспечение 4, 0 7, 1 -3, 1 0, 9 12, 6 -11, 7
Обслуживание государственного долга 0, 1 0, 4 -0, 3 0, 7 3, 4 -2, 7
Другие 1, 7 4, 1 -2, 4 2, 7 3, 5 -0, 8
Расходы центрального правительства 16, 4 57, 5 -41, 1 3, 8 17, 5 -13, 7
Расходы региональных правительств 15, 7 11, 9 +3, 8 8, 3 16, 7 -8, 4
Государственное потребление 15, 2 13, 9 +1, 3 10, 6 22, 2 -11, 6
Государственный долг 2, 1 14, 4 -12, 3 11, 6 31, 9 -20, 3
Справочно: Среднегодовые темпы прироста ВВП, % 5, 8 -14, 5 +20, 3 9, 7 0, 4 +9, 3

Государственное потребление было уменьшено с 15, 2 до 10, 6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства (tm) с 20, 7% ВВП в 1979 г. до 3, 8% ВВП в 1996 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах -- с 15, 7 до 8, 3% ВВП.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.