Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8. (1) Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далеком перенаселенном, заросшем желтым грязным льдом волжском городе






(1) Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далеком перенаселенном, заросшем желтым грязным льдом волжском городе. (2) Он был третьегодник, я догнал его в четвертом классе в 43-м году. (3) Я был тогда хил, ходил в телогрейке, огромных сапогах и темно-синих штанах, которые мне выделили по ордеру из американских подарков. (4) Штаны были жесткие, из чертовой кожи, но к тому времени я их уже износил и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты из другой материи. (5) Все же я продолжал гордиться своими штанами — тогда не стыдились заплат. (6) Кроме того, я гордился трофейной авторучкой, которую мне прислала из действующей армии сестра. (7) Однако я недолго гордился авторучкой.(8) Он отобрал у меня ее. (9) Он отбирал у меня — все, что представляло для него интерес. (10) И не только у меня, но и у всего класса. (11) У него было два товарища — горбатый паренек Лека и худой, бледный, с горячими глазами Казак.
(12) В школе нам каждый день выдавали завтраки — липкие булочки из пеклеванной муки. (13) Староста нес их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывет из школьных холодных недр, из горестных глубин плывет это чудесное блюдо.
(14) Они каждый день встречали меня за углом школы.
(15) — Давай, - говорил Он, и я протягивал ему свою булочку, на которой оставались вмятины от моих пальцев.
(16) — Давай, - говорил Он следующему, а рядом с ним работали Лека и Казак.
(17) Я приходил домой и ждал младшую сестренку. (18) Потом мы вместе ждали тетю.(19) Тетя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку. (20) Иногда она ничего не приносила.
(21) Однажды она сказала мне: - Нина приносит завтраки, а ты нет. (22) Рустам приносит завтраки и все ребята с того двора, а ты съедаешь сам.
(23) На следующий день произошло событие. (24) Булочки были смазаны тонким слоем сала и посыпаны яичным порошком. (25) Я вырвал из тетрадки листок, завернул в него булочку и положил ее в сумку. (26) За углом, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (27) Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лека совал мне в рот мой же завтрак.
(28) На другой день, когда кончился урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся на «Камчатку». (29) Казак, Лека и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. (30) По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак… (31) Я так и не знаю, было ли это поражением или победой. (32) Иногда они, Казак, Лека и он, останавливали меня и отбирали завтрак, и я не сопротивлялся, а иногда они почему-то не трогали меня, и я нес свою булочку домой, и вечером мы пили чай, закусывая вязкими ломтиками пеклеванного теста… (33) Конечно, мы могли бы объединиться и сообща им «отоварить», но школьный кодекс говорил, что драться можно только один на один и до первой крови. (34) В силу своей мальчишеской логики мы не понимали, как это можно бить того, кто слабее, или втроем бить одного, или всем классом бить троих. (35) В этом все дело: они боролись за еду, не придерживаясь кодекса. (36) И еще в том, что они не отстаивали, а отбирали. (37) Они были старше нас.

(По В. Аксенову)

О чём говорит высказывание героя: «Конечно, мы могли бы объединиться и сообща им «отоварить», но школьный кодекс говорил, что драться можно только один на один и до первой крови»

Главный герой считает, что нельзя бить «лежачего».Главный герой не хотел, чтобы его друзья принимали участие в драке.Каждому человеку необходимо научиться защищать себя самому.Главный герой чтил школьный кодекс.

Вопрос A29

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

Предложения 3-5 включают описание.В предложениях 33-37 представлено рассуждение.Предложения 23-30 содержат повествование.В предложении 21 содержится вывод из предложения 20.

Вопрос A30

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

грязным (предложение 1)заросшем (предложение 1)трофейной (предложение 6)американских (предложение 3)

Вопрос B1

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Из предложений 14-18 выпишите слово, образованное приставочным способом.

 

Вопрос B2

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Из предложений 3-4 выпишите определительное местоимение.

 

Вопрос B3

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Укажите тип подчинительной связи в словосочетании БУЛОЧКИ ИЗ МУКИ (предложение 12).

 

Вопрос B4

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Среди предложений 3-9 найдите сложные, в состав которых входит неопределенно-личное предложение. Укажите номера этих предложений.

 

Вопрос B5

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Среди предложений 11-15 найдите предложения, осложненные обособленными распространенным приложениями. Напишите номера этих предложений.

 

Вопрос B6

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Среди предложений 27-31 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

 

Вопрос B7

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Среди предложений 1-4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

 

Вопрос B8

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Герой Аксенова — взрослый человек — вспоминает свое военное детство и заново переживает то чувство беспомощности и бесправия, которое когда-то маленьким и хилым мальчиком испытывал перед взрослым и сильным «третьегодником». Чтобы передать взволнованную, отрывистую интонацию героя-рассказчика, автор использует короткие, мало распространенные предложения и (А)___ («гордиться», «гордился» — предложения 5-7; «он отобрал», «он отбирал» — предложения 8-9; «давай», «говорил он» — предложения 15-16; «ждал», «ждали», «приносила», «приносит» — предложения 17-22). (Б)___ («на заду» - предложение 4; «работали» — предложение 16; «Камчатка» — предложение 28; «отоварить» — предложение 33), редкие, но выразительные (В)___ («желтым грязным льдом» — предложение 1; «горячими глазами» — предложение 11; «из школьных холодных недр», «горестных глубин», «чудесное блюдо» — предложение 13), (Г)___ («как очки» — предложение 4) помогают автору несколькими словами-штрихами нарисовать картину голодной школьной жизни 43 года, создать яркие портреты героев-школьников.

Список терминов:

1. эпитеты

2. метафора

3. гипербола

4. просторечная и жаргонная лексика

5. парцелляция

6. лексический повтор

7. сравнение

8. анафора

9. контекстные синонимы

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.